Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция №1. Системы управления контентом



Краткое описание: Словосочетание «система управления контентом» сегодня у всех на слуху. Рынок подобных продуктов растет, но до сих пор в данной области нет единых стандартов, в том числе, и на терминологию. Что же представляют собой подобные системы и какую функциональность они обеспечивают?

Система управления контентом - это автоматизированный редакторский комплекс, служащий для управления содержанием и структурой Интернет-ресурса в онлайновом режиме. На практике это означает, что любой, даже незнакомый с информационными технологиями пользователь может совершенно самостоятельно управлять содержанием сайта, не прибегая при этом к услугам профессионалов. За счет ограничений, накладываемых на логическую структуру контента, на дизайн и функциональные возможности создаваемых динамических сайтов, при использовании таких систем радикально снижается трудоемкость разработки и поддержки.

Рынок систем управления контентом сравнительно молод, но уже успел занять свою нишу в сфере сайтопостроения. Разработчики контент-систем предлагают своим клиентам продукцию разного уровня сложности в зависимости от объемов фирмы, рода деятельности, количества информации, обслуживающего персонала, максимальной пропускной способности и т. д. Различается и структура систем.

Стоит заметить, что какой бы сложной ни была система, разработчики ориентируются на некоторые общие принципы, в основе которых лежит представление о жизненном цикле контента.

Поддержка разработки контента по сути дела является одним из ключевых компонентов таких программных продуктов. Именно с разработки начинается жизненный цикл любого материала, публикуемого на сайте: ведутся работы по его созданию, редактированию и утверждению контента, а роль системы заключается в автоматизации этих процессов, поддержке совместной работы авторов, редакторов, программистов и менеджеров.

Достижение поставленных целей осуществляется благодаря разделению контента и дизайна. Все компоненты сайта, включая шаблоны и наполнение, хранятся в определенных местах хранилища данных. Система же автоматически обращается в нужные места хранилища, позволяя множеству пользователей, даже не являющихся техническими специалистами, работать над подготовкой контента к публикации, включая проверку его достоверности.

Управление деловыми процессами включает этапы разработки структуры ресурса, предварительного просмотра и публикации подготовленного контента. Определяется внешний вид, подготавливаются шаблоны, распределяются роли пользователей и классифицируется необходимая бизнес-информация (товары, цены, объемы и т. д.). Важными компонентами здесь являются службы, поддерживающие своевременность поступления необходимого контента. При этом ведется аудит событий и сохраняются версии документов, причем при необходимости пользователи могут обращаться к предыдущим версиям.

Когда сайт полностью подготовлен к публикации, в работу вступают средства динамического формирования Web-страниц в зависимости от прямой и косвенной информации о конкретном потребителе. Прямая информация собирается из личных карточек, косвенная - преимущественно на основе поведения пользователя.

Есть три основные формы динамического распространения контента - персонализация, локализация и глобализация. Безусловно, контент может быть статически или динамически сгенерирован и предоставлен посетителям напрямую, без применения какой бы то ни было поведенческой логики.

Персонализация в той или иной мере используется теперь на большинстве Web-сайтов. Здесь вступают в ход личные приветствия, рекламные объявления и особым образом скомпонованные фрагменты контента, все это призвано способствовать привлечению посетителей на сервер.

Существует два метода персонализации: на основе правил и с помощью фильтров.

Персонализация на базе правил - это предоставление контента определенным пользователям или их группам с применением условной бизнес-логики. Для разработки правил обычно служит вводимая пользователем в регистрационную карточку информация о себе и своих предпочтениях.

При персонализации с помощью фильтров применяются сложные алгоритмы категоризации и предоставления контента на основе анализа поведения пользователя - к какой информации он обращается, какие сайты посещает и т. д.

Управление - функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Рынок систем категории CMS (content management system) достаточно бурно развивается, но единых стандартов в этой области, в том числе на терминологию, еще нет. Английское слово content означает «нечто, содержащееся внутри» и применительно к письменным работам обычно входит в словосочетание table of contents — содержание, перечень разделов (скажем, книги). Отличительная черта контента состоит в том, что он конструируется из отдельных кусочков. Однако при переводе термина content на русский язык произошел забавный казус. Дело в том, что английский вариант этого слова означает «содержание» только в тех случаях, когда ударение ставится на его первый слог. В противном же случае (а мы обычно так и произносим) слово content является глаголом со значением «удовлетворять».

Бытует мнение, что в ИТ данный термин стали использовать, чтобы обобщить в понятии «документ» такие не типичные ранее данные, как видео, аудио и мультимедиа [1]. Такое утверждение представляется не совсем корректным: документ — это форма передачи информации, а контент — собственно информация, поэтому ставить их на один уровень не совсем правильно.

История управления контентом началась с управления документами в традиционном смысле этого слова, т.е. текстовыми файлами. По мере развития понятия «документ», системы управления документами стали называть системами управления контентом. Почему? Считается, что это позволяет подчеркнуть способность таких систем управлять информацией независимо от формы ее представления, а также отделить информацию-контент от документа-формы. Однако абстрактно управлять информацией невозможно — она обязательно должна быть представлена в какой-либо форме. Пытаясь управлять контентом, мы неизбежно приходим к управлению документами. Системы управления контентом, действительно, «научились» разделять управление документами (хранение, изменение и т.п.) и их представление конечному пользователю. Но они все-таки управляют документами в какой-то форме, а не информацией.

Само понятие «управление контентом» первоначально прочно ассоциировалось с процессом публикации и обновления информации на Web-сайтах — требовалась технология, позволяющая следить за ее актуальностью. Поэтому в качестве синонима content management часто используют термин Web content management. Применительно к организациям, оперирующим огромным количеством информации, уместно говорить уже о системах управления информационными ресурсами предприятия (enterprise content management, ECM) [1]. В результате термин content management расширился: им стали обозначать управление не только информацией на сайте, но и всеми разрозненными и разнообразными фрагментами корпоративной информации. Есть и другие определения. Скажем, в энциклопедии Wikipedia системой управления контентом названа система, применяемая для организации и упрощения совместного создания содержимого.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.