Здавалка
Главная | Обратная связь

Коммерческие системы



Рассматриваемые в этом разделе продукты нацелены преимущественно на решение проблем предприятий, поэтому могут быть классифицированы как ECM-системы. Поскольку эти системы — коммерческие, не всегда можно выяснить, какие модели данных используются при их построении. Кроме того, ECM в принципе сложно классифицировать по предложенному нами сценарию, поскольку они, как правило, состоят из наборов различных сервисов и приложений, каждое из которых может использовать свою модель данных.

Documentum

Documentum — ведущий поставщик программного обеспечения для интегрированного управления документами и контентом. В области управления документами его ближайшими соперниками являются Open Text, IBM и FileNet, а в сфере управления контентом — Vignette, Stellent и Interwoven.

В области управления документами решения от Documentum наиболее надежны благодаря возможностям репликации контента и управления им на очень высоком уровне детализации (для переиспользования и перенацеливания), а также поддержке преобразований сложно структурированных документов, расширяемости репозитория и поддержке XML. Реализация Collaboration Edition в Documentum 5 и приобретение этой компанией eRoom заставило считать Documentum прямым конкурентом Open Text и Interwoven. Важные достоинства Documentum состоят в глубоком знании процессов управления потоком документов, контроля версий и управления архивами. Однако решения Documentum могут оказаться менее эффективными, чем некоторые решения-конкуренты, при обработке представления документов на больших Web-сайтах.

Система Documentum имеет объектно-реляционную архитектуру (т.е. объектная модель данных отображается на реляционную базу данных), поэтому в нашей классификации может быть отнесена к объектным CMS-системам.

FileNet

Этот поставщик, фокусирующийся на ECM, долго был лидером на данном рынке, а купив компанию eGail FileNet, вышел на рынок WCM. Это позволило FileNet предложить широкий спектр услуг организациям, реализующим решения для управления контентом. До сих пор компания фокусируется преимущественно на управлении процессами и поддержке транзакционного контента. В 2003 году FileNet представила архитектуру P8, которая поддерживает среды Microsoft и Java. Предлагаются следующие пакеты: Business Process Manager — автоматизация сложных бизнес-процессов; Content Manager — управление, совместное использование и доступ к документам или другим формам контента; Web Content Manager — автоматизация создания, одобрения и публикации контента на Web-сайтах; Image Manager — управление фиксированными типами контента, включая изображения, факсы и т.п.

IBM

Система IBM Content Manager позволяет организациям получать, хранить, управлять и распространять все формы цифрового контента, включая отсканированные текстовые документы, XML, HTML и мультимедиа. Недавно IBM перепроектировала данный программный продукт, усовершенствовав его, добавив в него функции управления документами, в том числе возможности контроля версий и поддержки ODMA. Это позволило позиционировать Content Manager как полное интегрированное решение для управления документами, предназначенное для потребителей, которые хотят пользоваться универсальным продуктом одного поставщика.

Другой ключевой момент — WCM-возможности. Корпорация анонсировала объединение Content Manager с WebSphere Portal, который обеспечивает возможности публикации в Web. Теперь Content Manager будет представлять собой репозиторий для WebSphere-портала. Content Manager также объединен с WebSphere Portal с помощью портлетов, позволяющих пользователю получать доступ к контенту всех типов. После приобретения компании Tarian Software, поставщика решений для управления записями, IBM расширила спектр своего ECM-инструментария за счет средств управления жизненным циклом контента.

Модель данных Content Manager — объектно-ориентированная.

Open Text

Open Text Livelink — это документо-ориентированный продукт, который кроме сервисов управления документами предоставляет мощный набор инструментов для совместной работы, включая групповые расписания, календари и возможности управления процессом работ. Livelink поддерживает Java, ActiveX, PDF и HTML. Эта система была разработана для корпоративных intranet-сред, не поддерживает интеграцию с репозиториями Microsoft Exchange, а ее интеграция с Lotus Notes/Domino возможна только в одном направлении. Livelink поддерживает поисковые запросы на естественном языке и кластеризацию результатов по темам, средства управления потоком документов и модули взаимодействия в режиме реального времени.

Архитектура системы — модульная, что позволяет отнести Open Text Livelink к системам модульного типа.

Interwoven

Interwoven — один из ведущих поставщиков средств WCM. Платформа для управления контентом Interwoven 5 нацелена на крупные компании из списка Fortune 500 и организации, нуждающиеся в контроле за критически важными бизнес-процессами. Платформа управляет всеми формами контента на протяжении всего его жизненного цикла. Ядро Interwoven 5 состоит из модулей TeamSite (управление контентом), MetaTagger (категоризация) и OpenDeploy (распространение контента). Дополнительные компоненты позволяют разрабатывать разнообразные Web-службы. Система имеет «гибридную» архитектуру, что означает возможность хранения контента как в базах данных, так и в файловой системе. При этом используется объектная модель данных.

Stellent

Как и Documentum, компания Stellent пришла на рынок WCM-приложений из области документно-ориентированных продуктов. CMS-решение этой компании состоит из сервера контента (Stellent Content Server), пакетного приложения для управления контентом и прикладных модулей. В состав последних входят Stellent Content Publisher (публикация контента на Web-сайтах) и Stellent Dynamic Converter (конвертирование при необходимости из исходного бизнес-контента в форматы, которые можно просматривать через Internet). Stellent Content Publisher и Stellent Dynamic Converter тесно связаны с Stellent Content Server; при совместном использовании они обеспечивают комплексное решение для управления контентом и автоматизации создания сайтов. Это решение реализует семь главных функций: Contribution, Native Source Management, Conversion, Web Source Management, Publishing, Deployment и Personalization. Подверженный влиянию своих документно-ориентированных «корней», Stellent Content Server не так хорош при построении сайтов из семейства компонентов, как продукты TeamSite и Vignette Content Server, которые проектировались именно для создания динамических сайтов.

Решение Stellent относится к модульной модели.

Vignette

Vignette — один из главных соперников Documentum в области WCM, который будет конкурировать с этой фирмой и в области Smart Enterprise Suite. Компания Vignette предлагает разнообразные средства создания Web-сайтов, интегрированные с технологиями электронной коммерции и аппаратом администрирования бизнес-процессов. Решение Vignette включает в себя функционал WCM, средства персонализации, портал и инструменты для интеграции приложений. Его архитектура — сервис-ориентированная, и в нашей классификации это решение наиболее близко к модульному типу.

Будущее CMS

Достигается это, чаще всего, за счет объединения компаний-разработчиков и покупки более мелких специализированных компаний. Ориентируясь на растущие потребности предприятий, лидеры сферы ECM естественно выходят за рамки управления содержимым Web-сайтов и управления документами.

Тем не менее очевидно, что потребность пользователей в средствах автоматизации Web-сайтов не только останется неизменной, но даже повысится. Эту нишу должны занять свободно распространяемые продукты модульного или объектного типа, если разработчики будут стремиться сделать их применение более простым. Системы сетевого типа, пожалуй, не получат широкого распространения. В России же системы управления контентом пока не слишком популярны, да и рынок их невелик.

 

Сегодня интернет является важнейшим инструментом ведения бизнеса, позволяющим существенно оптимизировать взаимоотношения бизнес-партнеров. Поэтому управление Web-контентом становится первостепенной задачей для повышения эффективности бизнеса. Требуются тщательные планирование и проработка этого процесса, а своевременное и оперативное обновление информационного наполнения ресурса играет одну из главных ролей в успехе компании.

Совсем недавно вышеизложенные задачи решались только специально подготовленным квалифицированным персоналом, знающим языки разметки, но в настоящее время ситуация в корне меняется. Управление контентом, некогда бывшее прерогативой программистов, переходит в руки редакторов, менеджеров, маркетологов - людей, не имеющих специальной подготовки. Этому немало способствует появление программного обеспечения, с помощью которого мы можем наполнять информацией Web-страницы, не задумываясь над тонкостями HTML-верстки.

Предпосылки

Системы управления контентом - наследники средств авторской работы над созданием и развитием сайтов (т. е. визуального редактирования документов и поддержки их структуры) - FrontPage, DreamViewer, PageMill, HomeSite и др. С их помощью можно было легко создавать и модифицировать информационное наполнение, не обладая специальной квалификацией. Но по ряду причин такие системы перестают удовлетворять растущие потребности бизнеса. Анализ этих причин нужно начать с рассмотрения двух основных видов сайтов, встречающихся сейчас в Интернете, - статических и динамических.

Статические сайты

При создании такого вида сайтов специалисты пишут в HTML-формате каждую страницу в отдельности. Однако эти сайты дороги в эксплуатации и не обеспечивают должной гибкости.

Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, смешение дизайна и контента. Как следствие, затруднено редактирование и обновление информационного наполнения, что в свою очередь влечет за собой верстку новых страниц и изменение дизайна, так как очень часто они переплетены большим количеством взаимных ссылок.

Во-вторых, трудность поддержки пользователей. Развитие электронного бизнеса обуславливает необходимость принятия всех мер для привлечения потенциальных клиентов к своему ресурсу.

Наконец, третий (он же основополагающий) фактор - невозможность поддержки бизнес-процессов. Высокие темпы развития сетевых технологий и взаимодействие сетей предприятий приводят к использованию Web-ориентированных решений во внутренней сети предприятия (intranet), с одной стороны, и к взаимодействию на их основе с внешними партнерами (extranet) - с другой.

Примеров использования таких решений в настоящее время очень много. Это Интернет-магазины, где посетитель формирует заказ и хочет видеть динамику его выполнения, онлайновые издания, где материал до публикации проходит несколько стадий - общение с редактором, правку, возвращение автору и т. д. Другими словами, поддержка бизнес-процессов на базе статических сайтов неэффективна и крайне сложна в реализации.

Динамические сайты

Динамические сайты не хранят Web-страницы целиком, а формируют их на лету, по мере обращения к ним пользователя. Вся информация хранится в базе данных, а программы, написанные с использованием языков ASP, PHP, Perl и т. д., генерируют из базы данных HTML-страницы.

Основное отличие динамических сайтов от статических заключается в разделении дизайна и контента. Их несомненное преимущество состоит в возможности привлечения не имеющего специальной подготовки персонала для публикации и обновления контента.

На базе сайтов этого типа наиболее гибко реализуется поддержка пользователей, которая с точки зрения сетевого ресурса подразумевает под собой следующие сервисы и функции:

· регистрацию и аутентификацию - подтверждение достоверности имени пользователя;

· персонализацию - хранение настроек для каждого пользователя;

· возможность общения - разного рода форумы, гостевые книги, комментарии;

· интеграцию со средствами электронной переписки - подписка на новостные блоки, ответы на вопросы.

На основе статических сайтов вся эта функциональность реализована быть не может. Поэтому крупных Web-ориентированных решений на базе статических сайтов сейчас уже не встретишь.

В свою очередь, динамические сайты сложны и дороги в разработке, постановка задачи требует высокой квалификации, к тому же после выполнения заказа часто проявляются неучтенные мелочи, которые могут возникнуть как из-за недоработки программиста, так и из-за смены маркетинговой стратегии предприятия. А при изменении дизайна и структуры сайта количество проблем сразу возрастает и влечет за собой неоправданные затраты.

С другой стороны, нельзя отрицать и того, что при верно поставленной задаче и дальновидной политике динамические сайты наиболее гибки в использовании, недороги в сопровождении и являются мощным инструментом для поддержки бизнес-процессов.

Примеры систем

Рассмотрим некоторые системы управления контентом.

Система DynaSite компании "Рексофт" (www.reksoft.ru) - модульная. Она состоит из ядра, реализующего базовые функции, и компонентов, выполняющих специальные задачи. Таким образом можно создавать приложения, оптимально удовлетворяющие потребности клиента. В любой момент модули могут быть добавлены или разработаны специально для пользователя с помощью встроенных инструментальных средств.

В ядре объединены модули, реализующие базовую функциональность системы:

· модуль управления содержанием (Content Management). Включает управление дизайном, структурой, шаблонами страниц. Позволяет полностью контролировать все вопросы, связанные с информационным наполнением сайта;

· модуль динамической навигации (Dynamic Navigation) и персонализации (Personalization). Помогает предоставлять клиентам и партнерам именно ту информацию, в получении которой они действительно заинтересованы;

· модуль управления доступом и правами пользователей. С его помощью можно организовать и контролировать все рабочие процессы, связанные с созданием сайта, - от дизайна и разработки до редакторской правки и окончательного утверждения.

Бизнес-компоненты, поставляемые с DynaSite, обеспечивают дополнительную функциональность, реализующую тот или иной бизнес-процесс. Для связи с внешними информационными системами и создания дополнительных компонентов предусмотрен специальный интерфейс для разработчика - DynaSite SDK.

Таким образом, создаваемое с помощью DynaSite приложение может быть интегрировано с другими информационными системами, например бухгалтерской, складской, почтовой и т. д.

Чтобы добавить новую функциональность в систему на базе DynaSite, достаточно установить компоненты третьих фирм или написать собственные модули с помощью DynaSite SDK. При этом разработчик компонента имеет возможность использовать уже готовую функциональность ядра.

Компания "Аист" предлагает решения для разного уровня бизнеса. Ее автоматизированная система SiteManager (www.sitemanager.ru) рассчитана на малый бизнес и ориентирована на создание представительских сайтов, начиная от специальных функций в управлении настройками структуры сайта и заканчивая персонализированной технической поддержкой.

Для среднего бизнеса в портфеле фирмы имеется система NetCat, которая дает возможность:

· управлять структурой сайта;

· управлять содержимым сайта;

· разграничивать доступ к разделам сайта и системе администрирования;

· управлять показом рекламы на сайте;

· подключать дополнительные модули.

Встроенная система администрирования позволяет управлять сайтом через интуитивно понятный Web-интерфейс.

Еще одна российская система - Communiware - реализована на основе СУБД Oracle, свободно распространяемого Web-сервера Apache и языка Perl. Она работает на любых Unix-платформах. Продукт является коммерческим - для работы с ним требуется приобретение лицензии.

По модульной структуре построена система компании CybTrade Engine (СТЕ; www.sybtrade.ru), предназначенная для решения типовых задач по управлению контентом. Встроенные в систему средства дают возможность создавать сайты практически любой сложности.

Собственно СТЕ состоит из серверного ядра, обеспечивающего основные функции, такие, как работа с базой данных, генерация сайта согласно структуре логического дерева, создание такого дерева, поиск и администрирование системы. Для расширения возможностей ядра системы существует набор модулей, позволяющих управлять контентом сайта и создавать различные решения электронной коммерции.

Не могла обойти этот рынок стороной и корпорация Microsoft. Так, 8 октября 2002 г. этот софтверный гигант представил Content Management Server (CMS) 2002 - расширяемое, гибкое и эффективное решение для управления информационным наполнением Web-ресурсов, способное обеспечить углубленную интеграцию с технологиями Microsoft .NET и поддержку отраслевых стандартов.

За счет новой и более совершенной функциональности CMS 2002 предлагает комплексное решение для управления Web-серверами с богатым информационным наполнением, легко интегрируемое с другими технологиями Microsoft и поддерживающее отраслевые стандарты, что поможет заказчикам в подключении к существующим системам. Content Management Server 2002 позволит публиковать материалы непосредственно из Microsoft Word, взаимодействовать с другими системами, производить быстрое развертывание, управлять цифровыми хранилищами и идентификацией, осуществлять перевод Web-серверов, XML-редактирование и поиск. Эта система использует тесную интеграцию с программными продуктами сторонних разработчиков и обеспечивает всестороннюю поддержку электронных ресурсов.

Выводы

Системы управления контентом - закономерное явление развития информационных технологий. Это решение в деловом сообществе становится все популярнее, что связано прежде всего с растущими потребностями бизнеса, стремлением свести к минимуму потери при регенерации информационного наполнения и оперативно вносить изменения на существующие ресурсы.

Целью данной лекции не являлось рассмотрение определенных систем управления контентом, а была предпринята попытка выяснить тенденции выхода на рынок информационных технологий новых сложных продуктов, поэтому мы затронули лишь несколько примеров.

До сих пор не разработано достаточно четкой классификации систем управления контентом, и классификацию, приведенную выше, можно назвать в достаточной мере условной. Причина кроется в том, что рынок контент-систем еще очень молод, а разработчики такого рода программных продуктов в значительной степени разрозненны. Сложность классификации контент-систем состоит еще и в том, что при этом необходимо учитывать десятки параметров, отличающих одну систему от другой.

С наиболее успешной попыткой классификации можно познакомиться на страницах сайта www.business-site.ru , где собраны и проанализированы данные о многих контент-системах российских разработчиков. При выборе программного продукта того или иного разработчика крайне важно знать, какие системы управления контентом имеются на рынке, чем они могут отличаться друг от друга, на каких технологиях они строятся и какие функциональные возможности предоставляют.

Учитывая высокие требования бизнеса, логично предположить, что появление контент-систем существенно облегчит и повысит эффективность владения ресурсами Сети. И это скажется на всех участниках деловых отношений - клиентах, партнерах и сотрудниках.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ян Ван Бон / Введение в ИТ Сервис-менеджмент, перевод на русский язык под редакцией Потоцкого М.Ю. / IT Expert, 2004

2. С. Бобровский Анатомия ИТ-сервисов PC Week/RE №24-25 (582-583), 3 — 16 июля 2007







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.