Трудности в работе с супружеской парой
Вести прием, в котором участвуют двое клиентов, гораздо труднее, чем консультировать одного. На основе работ Ю. Е. Алешиной, Г. В. Старшенбаума можно выделить следующие трудности в работе с супружеской парой. 1. Сопротивление супружеской пары, которое может проявляться в нежелании обсуждать какие-то темы, провокации ссор, постоянном возвращении к одним и тем же темам, игнорировании рекомендаций консультанта, неявке одного из супругов или отмене сессий. В супружеской терапии наблюдаются специфические формы сопротивления. Фатализм. «Мы всегда были такими, с первой нашей встречи. Даже наши почтенные родители общались друг с другом подобным образом. Не знаю, чем вы можете нам помочь; все, что мы пробовали, оказалось безрезультатным». Взаимные обвинения. «Меня привела жена. Ей чего-то не хватает. У меня все прекрасно. Если не считать того, что она все время жалуется». Попытка создать альянс с психотерапевтом. «В последнее время мой муж неважно себя чувствует. Я перепробовала все, что было возможно. Возможно, вместе нам удастся что-нибудь предпринять, чтобы исцелить его». Один ищет выход, а другой нет. «Мой муж предал меня. Я не доверяю ему и никогда уже не смогу доверять. Он говорит, что сделает все для сохранения брака. Я считаю, что уже слишком поздно. Я здесь только потому, чтобы не говорили, будто я не испробовала все средства, прежде чем уйти от него». Отрицание прогресса. «Она утверждает, что стала чаще предлагать секс, но у меня иное мнение». Намеренные искажения. «У нашего ребенка опять появились проблемы в учебе. Если не возражаете, мы бы хотели начать именно с этого». 2. Пассивность обоих супругов или одного из них. Консультант должен иметь в виду, что на консультацию приходят; посетитель, жалобщик, клиент. Посетитель — это человек, у которого нет определенной цели на консультации. Это тот, кого послали на консультацию к психологу или взяли с собой. Например, жена привела с собой на консультацию мужа. Жалобщик — человек, у которого есть проблема, которую необходимо решить на консультации, но нет средств ее решения (не знает, как ее решать). Например, жена жалуется, что муж пьет, из-за чего в семье много проблем. В этом случае жена — жалобщик, муж — посетитель. Клиент — человек, который имеет проблему и готов ее решать вместе с консультантом. Обычно на консультацию один из супругов приводит с собой другого супруга, который, как правило, выступает в роли посетителя. Задача консультанта — посетителя привлечь на свою сторону, превратить его в клиента. 3. Попытки одного из супругов изменить другого супруга. Часто запрос в супружеском консультировании звучит как просьба помочь повлиять на другое лицо, в частности, изменить мужа/жену. Например: «Как сделать так, чтобы муж помогал по дому?». 4. Трудности организации диалога с конфликтующими супругами. Супруги могут перебивать друг друга, вступать в переговоры и препираться, стремясь что-то объяснить или доказать прежде всего друг другу, а не консультанту, выступать в коалиции против консультанта и т. д. _ 5. Работа с двумя супругами чаще всего носит менее глубокий, поверхностный характер. В этом случае реже затрагиваются серьезные личные проблемы, лежащие в основе тех или иных супружеских разногласий. Результаты же, убедительные на первый взгляд, реже бывают полностью удовлетворяющими запрос клиентов, особенно если за семейными проблемами стоит нечто более личное. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|