Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 1. ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА



ИСТОРИЯ МИРОВОГО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Введение

Искусство является одной из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Возникнув из трудовой деятельности человека, искусство стало оказывать благоприятное влияние на его развитие, особенно на развитие эстетических представлений. По­знавательная роль искусства сближает его с наукой. Художник, как и ученый, стремится понять смысл жизненных явлений, выявить в случай­ном, преходящем, наиболее характерное и типичное. В отличие от науки искусство выражает свои представления об окружающем мире не посред­ством отвлеченных понятий, а с помощью конкретных художественных образов. Типичное в жизни воплощается в художественных произведениях, в неповторимых индивидуально-характерных формах.

История искусства представляет собой сложную, противоречивую карти­ну развития различных национальных школ, стилей, течений, творческих личностей, находящихся во взаимодействии. В своем творчестве художники исходят не только из непосредственных впечатлений, наблюдений и изучения окружающей их жизни, но также из опыта, веками на­копленного человечеством; художники то опираются на тра­диции национальных школ, то противопоставляют им свое новое понима­ние явлений действительности. Специфические особенности изобразительного искусства своеобразно раскрываются в каждом отдельном его виде. Предлагаемый электронный курс включает материалы 44 часов лекционных занятий. Освоение его должно способствовать достаточно полному изучению истории мирового изобразительного искусства в его взаимосвязи с другими сферами художественной культуры, а также пониманию возможностей его использования в практической деятельности культурологов.

 

Тема 1. ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

 

Виды изобразительного искусства— различные формы эстетической деятельности человека, художественно-образного мышления. Различают искусства изо­бразительные (живопись, скульптура, графика)и неизобразительные (архитектура, прикладное искусство). В свою очередь, изобразительные и не­изобразительные искусства условно разделяются на роды, хотя между ними сложно провести четкую грань: станковый, монументальный, декора­тивный. Неизобразительные искусст­ва более четко разделяются в соот­ветствии с материалом (деревянное зодчество, керамика), техникой (каркасная архитектура, резьба), назначе­нием (общественные здания, утварь). В общей системе искусств виды искусств так­же условно объединяются в роды: виды искусства, имеющие в своей основе пла­стику человеческого тела (пантоми­ма, балет, акробатика), пластические, или пространственные (архитектура, скульптура, живопись), временные (поэзия, музыка), временно-простран­ственные (драматический и музы­кальный театр, кино), синтетические (видеоискусство, дизайн).

Живопись— вид визуального (воспринимаемого зрением), статичного (не изменяющегося во времени), пространствен­ного искусства, не имеющего (в от­личие от архитектуры и прикладного искусства) прямого практического применения. Живопись отличается при этом от скульптуры своим плоскостным (не объемным) характером, а от графики— той первостепенной ролью, которую в живописи играет цвет. При этом формальные отличия живописи от скульптуры и графики нельзя абсолютизировать, поскольку живопись при­обретает некоторый объем благодари фактуре, пастозному красочному слою и технике коллажа: она может быть однотонной, монохромной, а также может быть тесно связана с сооружением или предметом, зачастую выполняет разнообразные (хотя не собственно утилитарные) функ­ции, как религиозные (в разных куль­товых системах), так и светские.

Основные разновидности живописи — станковая и монументаль­ная — связаны с той материальной основой (несущей плоскостью), на какую наносится живописное произ­ведение. В станковой картине такой основой служит достаточно прочный и плотный материал (натя­нутый на подрамник холст, деревян­ная доска, лист картона, металла и т. п., обычно покрытые специаль­ным грунтом), позволяющий свобод­но перемещать произведения: разве­шивать на стенах, экспонировать на выставках, формировать музейные и частные коллекции. Как правило, произведения станковой живописи предна­значены для показа и восприятия в интерьерах. Важным атрибутом кар­тины является рама, придающая жи­вописному образу завершенность и позволяющая при восприятии четко отграничить живописное иллюзорное пространство от реального окружения картины — пространства интерьера. «Носителем» монументальной живо­писи является неподвижная архитектурная основа (стена, свод, опора здания) или специальная конструкция. Монументальная живопись может быть предназначена для интерьеров, фасадов, открытого городского простран­ства, внешней среды. С этим связана необходимость выбора для монумен­тальной живописи более прочных (чем для станковой) материалов и разра­ботки технологии, исключающей выгорание на свету, размывание ат­мосферными осадками и другие из­менения живописи во внешней среде (ка­менная, керамическая или смальтовая мозаика, витраж) из цветных сте­кол, фреска и другие виды росписи). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (сте­ны, несущей конструкции); важной задачей художника является здесь достижение синтеза искусств— гармоничного единства, логической связи, стилевого и образного единст­ва монументальной живописи и архитекту­ры. Основой живописи может быть и пред­мет; в этом случае, как правило, в ней преобладает декоративное начало. Особые виды живописи—иконопись, миниатюра, декорационная живопись, диорама, панорама.

Живопись обладает широким кругом вы­разительных средств, среди которых важнейшие — композиция, рисунок и цвет(колорит). Живописьможет пользо­ваться как оттенками одного цвето­вого тона, так и системой взаимосвя­занных тонов (красочная гамма), не­изменяемым локальным цветом или цветовыми градациями (полутона, переходы, оттенки), показывающими различия в освещении предметов, в их положении в пространстве и сре­де; рефлексы обнаруживают взаимо­действие различно окрашенных объ­ектов; единство живописного тона позволяет объединять предметы со средой, валёры показывают тончай­шие оттенки, возникающие при вза­имодействии предметов и среды. На непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естествен­ного солнечного света и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи достигается и характером мазка, об­работкой красочной поверхности (фактура). Построение объема и пространства в живописи связано с линей­ной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использова­нием конструктивных качеств рисун­ка и пространственных свойств теп­лых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей прозрачные и полупрозрачные слои (подмалевок и лессировки).

Основные технические разновид­ности живописи: масляная живопись (крас­ки на растительном масле как связу­ющем веществе), темпера (краски на естественных и искусственных эмуль­сиях), клеевая живопись, восковая живопись (в т. ч. энкаустика), живо­пись водяными красками по штука­турке сырой (фреска) и сухой (секко), эмаль, живопись керамическими, силикатными, синтетическими крас­ками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь служат для ис­полнения как живописных, так и графических произведений.

По традиции основными инстру­ментами живописи служат кисти различной ширины и мягкости, но употребля­ются также мастихин и специальные устройства для распыления жидкой краски (аэрографы) и для перенесе­ния на холст изображений фотохи­мическим способом.

Графика - искусство рисунка. Графическое изображение, как правило, состоит из линий, штрихов, точек, пятен и т. д. По своей природе графическое изображение условнее живописного, хотя изобразительно-выразительные средства графики во многом те же, что и у живописи. В отличие от живописи цвет в графике преимущественно один (обычно черный), но существует графика, прибегающая и к помощи другого цвета.

Графику можно делить на станковую и прикладную. Станковая графика имеет самостоятельное значение. К прикладной относятся те жанры графики, которые связаны с другими видами деятельности, например промышленная графика или иллюстрация. К жанрам графики относятся все виды графического рисунка - книжная иллюстрация, плакат, карикатура, промышленная графика и т. д. Каждый из этих жанров отличается большой глубиной проникновения в изображаемое явление. Книжная графика - это не только оформление книги (обложка и суперобложка, титул, рисунок в начале и конце текста и т. д.). Иллюстрация ставит задачей раскрыть идеи и образы произведений, внутренне соответствовать его глубинному содержанию. Однако книжная иллюстрация - не простая копия литературного текста, переведенного на язык графики, а самостоятельное художественное произведение.

Гравюрой называют отпечаток на бумаге, полученный с обработанной особым образом печатной доски. Печатной доской могут служить и деревянная дощечка, и металлическая пластинка, и линолеум, и гладкий камень. Художник собственноручно наносит изображение на эту печатную форму и соответствующим образом ее обрабатывает. В зависимости от материала и способа его обработки различают разные виды, или техники, гравюры: офорт, литография, ксилографию и т. д. Но сама по себе «доска» имеет лишь подсобное значение: целью художника является отпечаток на бумаге - оттиск, или, как его иногда называют эстамп.

Рисунок, как и картину, можно сделать только в одном экземпляре. Он по своей природе уникален. Повторить его нельзя, потому что каждая копия и репродукция всегда бывают хуже подлинника. Иначе обстоит дело с гравюрой. Главным ее качеством является тиражность - возможность сделать с одной печатной доски много оттисков. Все эти оттиски будут художественными произведениями.

Скульптура воспроизводит явления в объемной форме. Скульптор создает задуманный им образ из твердых материалов - камня, кости, бронзы, мрамора, определенных пород дерева, керамики - с учетом пластических возможностей каждого из них. Основным объектом изображения в скульптуре всегда было лицо и тело человека.

Выразительные средства скульптуры подчинены задаче объемного воспроизведения в материале. Поэтому основными изобразительными средствами скульптуры являются объем, силуэт, пластика, ритм. Они используются таким образом, чтобы созданное художником произведение просматривалось со всех сторон, а силуэт его четко рисовался в пространстве, был органично с ним связан.

Произведения скульптуры выступают в виде портрета или бюста (погрудного изображения), торса и фигуры или статуи (изображение во весь рост). Самым распространенным видом скульптуры является объемная круглая трехмерная скульптура, которую можно рассматривать со всех сторон.

Наряду с круглой скульптурой существует еще и рельефное изображение. По высоте выступающих из плоскости объемов различают высокий — горельеф, низкий - барельеф и вогнутый - контррельеф. Они могут служить и для оформления зданий, быть деталью памятника и т. д.

В развитии художественной культуры особенно большое место занимает скульптура монументальная. К ней относятся прежде всего памятники. Монументальная скульптура связана с архитектурой или естественной средой.

Жанр — в изобразительных искусствах это сово­купность произведений, объединяе­мых общим кругом тем, предметов изображения (исторический жанр, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт, ню, интерьер, анималистический, а также автор­ским отношением к предмету, лицу, явлению (карикатура, шарж) либо способом их понимания и истолко­вания (аллегория, фантастика).Элементы жанровых различий из­вестны с глубокой древности: анима­листические образы в пещерах пале­олита, фиксация мифологических преданий в петроглифах неолита, портреты Древнего Египта и Месо­потамии с III тыс. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках, иера­тические религиозные композиции (христианские, буддийские) средних веков. Однако формирование жанров как системы, характеризующей многооб­разный круг интересов, присущий ми­ровой художественной культуре, на­чалось в XV-XVI в.в и совершилось в основном в XVII в. в связи с общим прогрессом европейского искусства; разделение его на отдельные жанры спо­собствовало более глубокому изуче­нию и отражению искусством дей­ствительности и духовных ценностей общества. Становление жанров связано с накоплением и развитием средств, навыков, традиций каждого из них. Современное понятие жанра получи­ло наибольшее развитие на почве станковой живописи. В скульптуре разделение жанров несколько иное, по­скольку их классификация основана во многом на целевом назначении скульптурных произведений (памятник, надгробие, декоративный рель­еф, медаль, гемма), но и здесь со­храняются устойчивые тематические жанры (портрет, бытовой, исторический, батальный). Наряду с системой европейских современных жанров есть другие системы, сложившиеся в дру­гих географических и исторических условиях. Таковы жанры классической китайской живописи (жэнь-у, шань-шуй, хуа-няо), отвечающие особен­ностям гуманитарной традиции Ки­тая; своя система жанров сложилась в древнерусском искусстве; можно выделить специфические признаки жанров в искусстве Древнего Востока, Древней Америки, античного мира и т. д.

Жанр — историческая категория. Сложившиеся жанры меняются в про­цессе развития искусства. Некоторые жанры отмирают или приобретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые — обычно в результате дифференциации ранее суще­ствовавших (напр., появление архитектурного пейзажа и марины как разновидностей пейзажного жанра). Воз­никают новые синтетические жанры (напр., сочетание бытового жанра, с пей­зажем, группового портрета с исто­рическим жанром). Слова «жанр», «жанровый» нередко означают бытовой жанр и его спе­цифические качества. Все виды и жанры изобразительного искусства тесно взаимосвязаны.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.