Здавалка
Главная | Обратная связь

Искусство Древнего Египта



Историю Древнего Египта, как и историю культуры, принято делить на следующие периоды: 1) Додинастический период (4 тыс. до н.э.); 2) Древнее царство (30—23 вв. до н.э.); 3) Среднее царство (21 — 18 вв. до н.э.); 4) Новое царство (16—11 вв. до н.э.); 5) Позднее время (11 в.— 332 г. до н.э.). Завершающим в истории Древнего Египта считается 332 г. до н.э., когда он был завоеван войсками Александра Македон­ского и включился в состав эллинистического мира.

Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до н.э., после объединения страны. Важное значение имел древний заупокойный культ. Египтяне верили, что человек наделен несколькими душами. Одной из душ они считали двойник («ка»), соединение с кото­рым означало дальнейшую жизнь. Статуи уми­рающего как бы заменяли собой тело, подвер­женное тлению, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура Древнего Египта, с самого возник­новения связанная с заупокойным культом, тя­готела к точному портретному изображению.

С3 тыс. до н. э. в связи с куль­том фараона началось возведение первых ги­гантских гробниц. Они состояли из подземного помещения, куда ставились саркофаг и все предметы, которые считались необходимыми умершему, и мастабы— надземного холма, об­лицованного кирпичом или известняковыми пли­тами. Поиски наиболее совершенной формы гробницы видны в усыпальнице-пирамиде фараона Джосера в Саккара (Имхотеп, 28 в. до н. э.), которая достигала в высоту более 60 м и со­стояла из семи убывающих кверху мощных ступеней, сложенных из каменных блоков. Одним из «семи чудес света» назвали пира­миды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина, 27 в. до н. э), высящиеся в Гизе. Они составляли часть грандиоз­ного ансамбля, в который входили заупокойные храмы, строгие по планировке, четкие и спокойные по ритмам. Гигантская фигура сфинкса, стоящая на прямой оси, ведущей к пи­рамиде Хефрена, дополняет ансамбль.

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Культовое назначение ста­туй определило выполнение их в рамках строжайших канонов. В большинстве случаев — это либо стоя­щая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, либо фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу. Статуя писца Каи (сер. 3 тыс. до н. э., Париж, Лувр), выполненная из известняка, и деревянная статуя вельможи Каапера (сер. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей) отличаются правдивостью и индивидуализацией. Часто в гробницах встречаются семейные портреты. Простота обобщенных форм присуща парным статуям Рахотепа и его супруги Нофрет (первая полови­на 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей). По традиции, мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, жен­ская — желтой, волосы — черной, одежды — белой.

Важную роль играли рельефы и росписи, размещенные на стенах гробниц и храмов и также связанные с заупокойным культом. Фараон и боги изо­бражались выше других людей. Условность в расцветке и в построении рельефов была связа­на с длительным художественным отбором об­разов, установившимися канонами; египетские мастера выбирали наиболее острые и характер­ные точки зрения на предмет, сочетая их во­едино. Сами рельефы обычно плоски, они почти не выступают над поверхностью стены. Древние египтяне применяли две техники рельефа — ба­рельеф и врезанный рельеф с углубленным кон­туром, сближающие их с росписями. Силуэт фи­гур всегда ясен и графичен. Таков деревянный рельеф, изобра­жающий зодчего Хесиру (нач,. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей).

Та же чистота линий, та же сдержанность и спокойная ясность ритмов и колори­стическая гамма, что и в рельефах, прослеживается в росписях Древнего царства, например в росписях из гробницы зодчего Нефермаата в Медуме (27 в. до н. э., Каир, Египетский му­зей), сочных и чистых по сочетаниям цветов. В росписях стен применялась обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую по­верхность. Часто специальные углубления за­полнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля.

Широкое развитие в это время получили художественное ремесло и мелкая раскрашенная пластика. Ювелирные изделия из драгоценных камней — малахита, бирюзы и сердолика, деревянная мебель, укра­шенная золотом, сочетали яркую красочность сгармонией и строгой простотой форм, свойствен­ной всем изделиям Древнего царства. Велико­лепна голова сокола (Каир, Египетский музей), увенчанная царственной короной, выполненная из золота и черного обсидиана.

Первым из памятников, озна­меновавших поиски новых архитектурных образов в период Среднего царства, была усыпальница-храм Ментухотепа в Дейр-эль-Бахари (21 в. до н. э.), она положила начало крупным храмовым ансамблям. Новые искания в египетской пластике проявились в повысившемся внимании к индивидуальным чертам в изображении человека. Особенно остро они обнаружились во второй половине Среднего царства. С XII династии скульптуры фараонов начали устанавливаться в храмах наряду с божествами. В связи с этим усилилась объемная моделировка, большее внимание уделялось возрастным особенностям, величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряжен­ностью. Портрет­ная голова Сенусерта III(XIX в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) свидетель­ствует об усложнении человеческого образа. Постепенно произошли изменения и в релье­фах. Их темы становились разнообразнее, охват жизни — шире.

Сравнительно с Древним царством рос­писи приобрели большую самостоятельность. Строгие, полные величавого покоя фризообразные композиции сменились более свободно сгруппированными сценами, краски стали неж­нее и прозрачнее. Росписи исполнялись темпе­рой по сухому грунту. Не ограничиваясь локальными тонами, мастера пользовались смешанными кра­сками, наложенными то густо, то еле уловимо; контуры обозначались то резко, то нежно, отче­го по-прежнему плоские силуэты становились легче и живописнее.

В гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (ХХ в. до н. э.) были созданы за­мечательные росписи, изображающие сцены охоты на берегах Нила. То же стрем­ление изображать не отдельные предметы, а дей­ствие, показывать в движении целые группы, проявилось и в мелкой пластике (ушебти). Раскрашен­ные по грунту деревянные статуэтки повество­вательны, как и живопись.

Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с четким прямо­угольным планом, делением на три части: от­крытый двор, обнесенный колоннами, колон­ный зал и святилище. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменны­ми сфинксами или священными овнами. Аллея сфинксов приводи­ла к входу — каменному пилону — грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посредине. Перед пилоном возвышались обелиски и колоссальные статуи фараонов. За пилоном открывался пря­моугольный в плане, открытый двор, обнесенный колоннами. Каменная колоннада в центре двора (по главной оси) намечала прямую ли­нию пути к колонным залам, молельням, кладо­вым и другим помещениям. Монументальные рельефы покрывали стены храмов. Мощные ко­лоннады, многочисленные скульптуры дополня­ли их торжественный облик.

В Фивах были воз­ведены колоссальные, посвященные богу Амону храмовые комплексы Карнака и Луксора, взаи­мосвязанные между собой. Первым строителем Карнакского храма (XVI в. до н. э.) был зодчий Инени, Луксорского (XV в. до н. э.) —Аменхо­теп Младший, который впервые ввел в архитек­туру колоннаду двора. Каждый последующий правитель пристраивал к имеющимся храмам новые, украшая их статуями, отчего на протяжении веков комплексы Карнака и Луксора превратились в своеобразные ка­менные города с аллеями и площадями, колон­надами и храмами. Стены и стволы колонн были сплошь покрыты цвет­ными рельефами. Колонны Карнака и Луксора имели мощные капители и уподоблялись гигантским цветам и бутонам лотоса и папируса, как бы воспроиз­водя природу Египта в образе фантастического каменного леса.

Новый характер приобрели гробницы царей и величественные заупокойные храмы, в которых основное место принадлежало колоннадам. Гробницы фиванских царей располагались в скалистых тайниках, а храмы возводи­лись у подножия гор. Заупокойный храм цари­цы Хатшепсут (нач.XV в. до н. э.), вы­строенный зодчим Сенмутом, близ Фив, в Дейр-эль-Бахари, представ­лял собой ансамбль, состоящий из трех колоссальных террас, восходящих сту­пенями друг над другом и объединенных пологими пандусами.

В живописи мастера Нового царства также вступали на путь поисков более смелого и слож­ного изображения окружающего мира. Быт зна­ти, охота, пиры и выезды показаны чрезвычайно красочно. Усложнилась композиция, разнооб­разнее стали движения фигур, колорит обога­тился сиреневыми, розовыми оттенками. Масте­ра отступали от канонов в раскраске фигур, вво­дя подчас золотисто-розовый цвет. Женские статуи и портреты частных лиц становятся более пластичными, часто изображаются обнаженные фигуры девочек-подростков, полные юной грации. Чрезвычайно нарядны скульптурные портреты, создаваемые в мелкой пластике. Таковы статуэтки певицы Амона Раннаи и верховного жреца бога Амона Аменхотепа, выполненные из эбенового дерева с инкрустацией серебром и золотом (нач XIV в. до н. э., Москва, ГМИИ). С необычайной тонкостью исполнены многочис­ленные предметы туалета, употреблявшиеся в быту сосуды, шкатулки, туалетные ложечки («Плывущая девушка», нач. XIV в. до н. э., Мо­сква, ГМИИ), выполненные в форме грациозных женских фигур, играющих на лютне, плывущих, держа в руках цветы, птиц.

В начале XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV провел социальную и религиозную реформу, возглавив движение мелких рабовладельцев против крупной рабовладельческой знати. Ре­форма Аменхотепа IV, небывалая в истории Египта по своей смелости, свелась к тому, что были объявлены ложными все старые боги, за­крыты их храмы, уничтожены изображения, а новым единым божеством было провозглашено вместо символа солнца — Амона-Ра само солн­це — Атон. Он изменил и собственное имя, назвав себя Эхнатон — «Дух Атона». Столица из Фив была перенесена в Ахетатон («Небосклон Атона» — современная Тель-эль-Амарна, отсюда название «амарнский период»). Произведения амарнского перио­да, отличаются человечностью и проникновенностью. Лучшее, что было создано в этот период,— скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити (Тутмес), выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появились изображения царя в кругу се­мьи.

Последний расцвет древнеегипетского искус­ства в период объединения страны под властью саисских фараонов (VII в. до н. э.) характеризу­ется появлением холодного, изысканного стиля.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.