ГЛАВА 5. Особенности коррекционно-развивающей работы в средней школе. Тренинги в подростковом возрасте
Очевидно, что коррекционно-развивающая работа в средней школе может проходить преимущественно в виде социально-психологических тренингов [20; 22; 79]. Как уже отмечалось в начале раздела, одним из основных принципов коррекционной работы является соотношение представленности работы по принципу «снизу вверх» и принципу «сверху вниз». Именно в средней школе в предподростковом и тем более подростковом возрасте в значительной степени превалирует работа по принципу «сверху вниз» как основа так называемых активных методов групповой работы. Очевидно, что, уже начиная со средней школы, эффективность (и сама возможность) истинно коррекционной работы в значительной степени снижается, уступая место тренинговым занятиям. Это характерно и для детей, находящихся в системе специального образования. Данная глава написана совместно с И.В. Вачковым. Таким образом, диапазон возможных коррекционных воздействий психолога в средней школе значительно сужается. В то же время подобная тренинговая работа всегда рассматривалась как неотъемлемая часть психологической коррек-ционной работы. Социально-психологический тренинг можно рассматривать как психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников (А.С. Прутченков). Во время занятий у подростков происходит смена внутренних установок, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся более компетентными в сфере общения. Помощь других, внимание и поддержка, которые получает подросток, увеличивают диапазон его возможностей. Он учится активно пробовать различные стили общения, усваивать новые, ранее ему несвойственные коммуникативные умения и навыки. Самое главное — учиться доверять людям. Подобные занятия служат подготовкой к более активной и полноценной жизни в социуме. Основную задачу группы социально-психологического тренинга следует рассматривать в контексте помощи каждому участнику выразить себя индивидуальными средствами. Первым этапом этого пути — получить умения воспринимать и понимать себя. Как отмечает Р.В. Овчарова [77], самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям: 7. Восприятие своего «Я» через соотнесение с другими. Тот случай, когда человек использует другого в качестве модели, удобной для наблюдения и взгляда со стороны. Это дает прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы. 2. Восприятие себя через восприятие другими — использование информации, передаваемой окружающими в виде обратной связи. Это позволяет узнавать мнение окружающих о себе через их слова, чувства, поведенческие реакции. 3. Восприятие себя через результаты деятельности, оценку того, что сделал человек. Это закрепляет знание о своих возможностях, формирует позитивную самооценку. 4. Восприятие себя через наблюдение собственных состояний, которое дает понимание своего внутреннего мира — возможность рефлексии, хотя и минимальной. Наилучший путь к развитию подобных возможностей — работа с собственным телом. 5. Восприятие себя через оценку внешнего облика. Участники учатся принимать себя и на этой основе развивать свои возможности. Общие цели социально-психологического тренинга, отмечает тот же автор, способствуют развитию личности в целом в следующих направлениях: • повышении социально-психологической компетентности участников, развитии их способности активно взаимодействовать с окружающими; • формировании активной социальной позиции подростков, развитии их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей; • повышении общего уровня психологической культуры. Общие цели тренинга реализуются в частных задачах: • овладение определенными социально-психологическими знаниями; • развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других; • снятие коммуникативных барьеров; • овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия. Основновополагающими принципами тренинговой работы Р.В. Овчарова считает: 1) диалогизацию взаимодействия, равноправное полноценное межличностное общение, основанное на доверии и взаимоуважении участников; 2) постоянную обратную связь — непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий; 3) самодиагностику, способствующую самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных личностно значимых проблем; 4) оптимизацию развития - констатацию определенного психологического состояния отдельных участников и группы в целом и создание условий для их развития; 5) гармонизацию взаимодействия интеллектуальной и эмоциональной сфер - сочетание эмоционального напряжения и постоянной рефлексии переживаний; 6) добровольное участие в тренинге, его отдельных занятиях и упражнениях, предполагающее личную заинтересованность подростка; 7) постоянный состав группы, способствующий групповой динамике и самораскрытию подростков; 8) погружение, требующее достаточной продолжительности каждого занятия; 9) относительную пространственную изолированность группы, обеспечивающую конфиденциальность занятий; 10) достаточное пространство, создающее возможность свободного передвижения, работы в микрогруппах. В своей работе автор приводит и примерное содержание тренинга коммуникативных умений. В целом успешность работы с подростками считается своеобразным индикатором профессиональной компетентности школьного психолога. В заключение освещения вопросов организации тренинго-вой работы с подростками приведем соображения по этому поводу одного из ведущих специалистов — доктора психологических наук И.В. Вачкова. Он считает, что, прежде чем начать проведение тренингов в школе, психолог должен дать ответ самому себе на два важнейших вопроса: 1. В чем заключается цель проведения психологического тренинга? 2. Есть ли минимально необходимые условия для организации тре-нинговых занятий? Представляется достаточно очевидным, что, если цель недостаточно осознана специалистом, не стоит начинать работу. В таком случае очень часто эта работа оказывается бессмысленной, и невозможно понять, какой именно тип психологического тренинга следует реализовывать. С точки зрения И.В. Вачкова, можно предложить набор возможных целей групповой психологической работы в школе и тип тренинга, с помощью которого каждая из указанных целей может быть достигнута. Общая схема целей тре-нинговой работы приведена на рис. 3. Ответ на второй вопрос предполагает наличие: • требуемого уровня квалификации психолога как группового тренера, то есть его подготовленность к ведению тренинговых занятий; • помещения для проведения таких занятий и его достаточную оснащенность; • группы людей (подростков), желающих принять участие в подобной работе; • тщательно разработанной программы тренинга. Подготовленность психолога к проведению тренинга означает не только знакомство с теоретическими основами разнообразных тренинговых методов, но и обязательно личный опыт многократного участия в психологических тренингах разных типов, а также ведения групп хотя бы в роли ассистента. Важно также желание учащихся стать членами тренинго-вой группы. Добровольность участия является необходимым профессионально-этическим требованием. Поэтому, приглашая на тренинг потенциальных участников, психолог должен доступно объяснить цели такой работы и ее формы, сформировать у них мотивацию к этой деятельности. Нельзя требовать от учащихся обязательной явки на тренинговые занятия. Для детей до 14 лет необходимо разрешение родителей на участие в тренинге. Перед началом занятий психолог должен подготовить программу психологического тренинга. Разумеется, эта программа является только ориентиром, поскольку в процессе работы неизбежны отступления от заготовленных сценариев, иногда — кардинальные изменения стратегии ведения группы. Разработанную психологом программу следует обсудить с более опытными коллегами (возможно, потребуется ее утверждение районным (окружным) методическим советом по психологии или администрацией школы при условии, что руководитель достаточно профессионально подготовлен в области психологии). По окончании занятий программа может быть пересмотрена и уточнена, а как прошедшая апробацию — утверждена окончательно. И.В. Вачков предлагает примерную структуру программы психологического тренинга в школе: • название программы и имя разработчика; • пояснительная записка (обозначаются цели и задачи, обосновывается содержание программы и используемые методы, раскрываются основные теоретические положения, указываются организационные условия проведения занятий и общее количество часов); • тематический план занятий (номера и названия тем, примерное количество занятий и часов); • структура занятий (выделяются и кратко описываются этапы каждого занятия); • содержание тренинга (это основная часть программы; представляются сценарные планы всех занятий с достаточно подробным описанием используемых упражнений, игр, психотехник и т.п.); • список используемой литературы. По завершении тренинга психологу следует проанализировать свою работу, учесть ошибки и достижения, обобщить накопленный опыт. По-видимому, полезным может стать написание «Анализа реализации программы тренинга...», в котором нужно раскрыть особенности протекания группового процесса, выделить успешные и неуспешные моменты работы, оценить эффективность разработанной программы и сделать выводы. Для облегчения проведения такого анализа представляется целесообразной постоянная фиксация важных впечатлений и замечаний в течение всего периода реализации программы. Необходимо анализировать итоги каждого занятия сразу по его завершении. Подводя итоги каждого проведенного тренингового занятия, нужно использовать какую-либо схему, бланк, регулярное заполнение которого позволит ведущему накапливать важный и интересный материал, который пригодится, помимо итогового анализа, для составления аналитических справок и отчетов. Использование подобного бланка не следует путать с регистрацией содержания тренинговой программы в соответствующем разделе журнала (отдельном журнале). При регистрации не проводится анализ, а только отмечаются занятия и их темы в соответствии с принятыми разделами журнала (см. раздел VII). В схеме анализа могут присутствовать следующие разделы, в которых можно кратко привести необходимые пояснения и рассуждения. 1. Тема занятия и время проведения. 2. Участники занятия (краткое обобщенное описание группы и ее особенностей, если таковые имеются). 3. План занятия (проводимые упражнения, методики, тесты). Здесь необходимо отметить как запланированное (в соответствии с целями и задачами), так и реально проведенное. При значительном расхождении запланированного и проведенного желательно описать причины того, что получилось и собственные действия для реализации намеченных при планировании целей. 4. Наиболее удачные упражнения и психотехники. Желательно отметить условия, при которых эти упражнения так хорошо получились (например, хорошая мотивация группы, внезапно проглянувшее солнце, которое улучшило настроение, удачная шутка ведущего или одного из участников группы и т.п.). 5. Неудавшиеся упражнения и психотехники. Здесь тем более необходимо отметить характерные ошибки, допущенные специалистом, которые, по его мнению, и послужили причиной неудач, а также другие возможные причины. Необходимо привести предложения по предотвращению подобных ошибок в будущем. 6. Интересные случаи, незапланированно возникшие на занятии. Желательно привести собственное объяснение подобных ситуаций, возможные причины происшедшего, возможность/невозможность планирования подобных ситуаций в дальнейшей работе. 7. Особенности поведения участников. Желательно хотя бы кратко описать динамику поведения и характерные особенности, отметить возможные личностные и эмоциональные характеристики участников, послужившие причиной такого поведения. Отметить положительный или отрицательный характер произошедшего. 8. Ошибки, которые следует учесть. Их характер и связь с интеллектуальными или личностными особенностями участников. 9. Важные достижения, методические находки. 10. Краткое подведение итогов занятия с выводами и дальнейшим планированием занятий по итогам проведенного. Такой развернутый анализ каждого занятия не нужен. Необходимо описать лишь особенные случаи, выделяющиеся характеристики каждого занятия и свои соображения по этим поводам. Все это если и не пригодится в годовом аналитическом отчете, то, по крайней мере, в значительной степени послужит повышению квалификации, структурированию рефлексии специалиста, а в конечном итоге повысит эффективность дальнейшей работы.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|