Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 5. Особенности коррекционно-развивающей работы в средней школе. Тренинги в подростковом возрасте



Очевидно, что коррекционно-развивающая работа в сред­ней школе может проходить преимущественно в виде соци­ально-психологических тренингов [20; 22; 79].

Как уже отмечалось в начале раздела, одним из основных принципов коррекционной работы является соотношение представленности работы по принципу «снизу вверх» и принципу «сверху вниз». Именно в средней школе в предподростковом и тем более подростковом возрасте в значительной степени пре­валирует работа по принципу «сверху вниз» как основа так называемых активных методов групповой работы. Очевидно, что, уже начиная со средней школы, эффективность (и сама возможность) истинно коррекционной работы в значительной степени снижается, уступая место тренинговым занятиям. Это характерно и для детей, находящихся в системе специального образования.

Данная глава написана совместно с И.В. Вачковым.

Таким образом, диапазон возможных коррекционных воз­действий психолога в средней школе значительно сужается. В то же время подобная тренинговая работа всегда рассмат­ривалась как неотъемлемая часть психологической коррек-ционной работы.

Социально-психологический тренинг можно рассматривать как психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организо­ванного общения, в ходе которого решаются вопросы разви­тия личности, формирования коммуникативных навыков, ока­зания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участ­ников (А.С. Прутченков).

Во время занятий у подростков происходит смена внутрен­них установок, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся более компетен­тными в сфере общения.

Помощь других, внимание и поддержка, которые получа­ет подросток, увеличивают диапазон его возможностей. Он учится активно пробовать различные стили общения, усваи­вать новые, ранее ему несвойственные коммуникативные уме­ния и навыки. Самое главное — учиться доверять людям. По­добные занятия служат подготовкой к более активной и пол­ноценной жизни в социуме.

Основную задачу группы социально-психологического тренинга следует рассматривать в контексте помощи каждому участнику выразить себя индивидуальными средствами. Первым этапом этого пути — получить умения воспринимать и понимать себя.

Как отмечает Р.В. Овчарова [77], самовосприятие личнос­ти осуществляется по пяти основным направлениям:

7. Восприятие своего «Я» через соотнесение с другими. Тот слу­чай, когда человек использует другого в качестве модели, удоб­ной для наблюдения и взгляда со стороны. Это дает прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы.

2. Восприятие себя через восприятие другими — использование информации, передаваемой окружающими в виде обратной свя­зи. Это позволяет узнавать мнение окружающих о себе через их слова, чувства, поведенческие реакции.

3. Восприятие себя через результаты деятельности, оценку того, что сделал человек. Это закрепляет знание о своих возможностях, формирует позитивную самооценку.

4. Восприятие себя через наблюдение собственных состояний, которое дает понимание своего внутреннего мира — возмож­ность рефлексии, хотя и минимальной. Наилучший путь к разви­тию подобных возможностей — работа с собственным телом.

5. Восприятие себя через оценку внешнего облика. Участники учатся принимать себя и на этой основе развивать свои возможности.

Общие цели социально-психологического тренинга, отме­чает тот же автор, способствуют развитию личности в целом в следующих направлениях:

• повышении социально-психологической компетентности участ­ников, развитии их способности активно взаимодействовать с окружающими;

• формировании активной социальной позиции подростков, раз­витии их способности производить значимые изменения в сво­ей жизни и жизни окружающих людей;

• повышении общего уровня психологической культуры.

Общие цели тренинга реализуются в частных задачах:

• овладение определенными социально-психологическими знани­ями;

• развитие способности адекватного и наиболее полного позна­ния себя и других;

• снятие коммуникативных барьеров;

• овладение индивидуализированными приемами межличностно­го взаимодействия.

Основновополагающими принципами тренинговой работы Р.В. Овчарова считает:

1) диалогизацию взаимодействия, равноправное полноценное межличностное общение, основанное на доверии и взаимоува­жении участников;

2) постоянную обратную связь — непрерывное получение участни­ком информации от других членов группы, анализирующих ре­зультаты его действий;

3) самодиагностику, способствующую самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных личностно зна­чимых проблем;

4) оптимизацию развития - констатацию определенного психо­логического состояния отдельных участников и группы в целом и создание условий для их развития;

5) гармонизацию взаимодействия интеллектуальной и эмоцио­нальной сфер - сочетание эмоционального напряжения и по­стоянной рефлексии переживаний;

6) добровольное участие в тренинге, его отдельных занятиях и упраж­нениях, предполагающее личную заинтересованность подростка;

7) постоянный состав группы, способствующий групповой дина­мике и самораскрытию подростков;

8) погружение, требующее достаточной продолжительности каж­дого занятия;

9) относительную пространственную изолированность группы, обеспечивающую конфиденциальность занятий;

10) достаточное пространство, создающее возможность свобод­ного передвижения, работы в микрогруппах.

В своей работе автор приводит и примерное содержание тренинга коммуникативных умений.

В целом успешность работы с подростками считается свое­образным индикатором профессиональной компетентности школьного психолога.

В заключение освещения вопросов организации тренинго-вой работы с подростками приведем соображения по этому поводу одного из ведущих специалистов — доктора психоло­гических наук И.В. Вачкова.

Он считает, что, прежде чем начать проведение тренингов в школе, психолог должен дать ответ самому себе на два важ­нейших вопроса:

1. В чем заключается цель проведения психологического тренинга?

2. Есть ли минимально необходимые условия для организации тре-нинговых занятий?

Представляется достаточно очевидным, что, если цель не­достаточно осознана специалистом, не стоит начинать рабо­ту. В таком случае очень часто эта работа оказывается бес­смысленной, и невозможно понять, какой именно тип психо­логического тренинга следует реализовывать.

С точки зрения И.В. Вачкова, можно предложить набор возможных целей групповой психологической работы в шко­ле и тип тренинга, с помощью которого каждая из указан­ных целей может быть достигнута. Общая схема целей тре-нинговой работы приведена на рис. 3.

Ответ на второй вопрос предполагает наличие:

• требуемого уровня квалификации психолога как группового тре­нера, то есть его подготовленность к ведению тренинговых за­нятий;

• помещения для проведения таких занятий и его достаточную оснащенность;

• группы людей (подростков), желающих принять участие в подоб­ной работе;

• тщательно разработанной программы тренинга.

Подготовленность психолога к проведению тренинга озна­чает не только знакомство с теоретическими основами разно­образных тренинговых методов, но и обязательно личный опыт многократного участия в психологических тренингах разных типов, а также ведения групп хотя бы в роли ассистента.

Важно также желание учащихся стать членами тренинго-вой группы. Добровольность участия является необходимым профессионально-этическим требованием. Поэтому, пригла­шая на тренинг потенциальных участников, психолог дол­жен доступно объяснить цели такой работы и ее формы, сфор­мировать у них мотивацию к этой деятельности. Нельзя тре­бовать от учащихся обязательной явки на тренинговые занятия. Для детей до 14 лет необходимо разрешение родите­лей на участие в тренинге.

Перед началом занятий психолог должен подготовить про­грамму психологического тренинга. Разумеется, эта программа является только ориентиром, поскольку в процессе работы не­избежны отступления от заготовленных сценариев, иногда — кардинальные изменения стратегии ведения группы. Разра­ботанную психологом программу следует обсудить с более опытными коллегами (возможно, потребуется ее утвержде­ние районным (окружным) методическим советом по психо­логии или администрацией школы при условии, что руково­дитель достаточно профессионально подготовлен в области психологии). По окончании занятий программа может быть пересмотрена и уточнена, а как прошедшая апробацию — ут­верждена окончательно.

И.В. Вачков предлагает примерную структуру программы психологического тренинга в школе:

• название программы и имя разработчика;

• пояснительная записка (обозначаются цели и задачи, обосно­вывается содержание программы и используемые методы, рас­крываются основные теоретические положения, указываются организационные условия проведения занятий и общее количе­ство часов);

• тематический план занятий (номера и названия тем, примерное количество занятий и часов);

• структура занятий (выделяются и кратко описываются этапы каж­дого занятия);

• содержание тренинга (это основная часть программы; представ­ляются сценарные планы всех занятий с достаточно подробным описанием используемых упражнений, игр, психотехник и т.п.);

• список используемой литературы.

По завершении тренинга психологу следует проанализиро­вать свою работу, учесть ошибки и достижения, обобщить на­копленный опыт. По-видимому, полезным может стать написа­ние «Анализа реализации программы тренинга...», в котором нужно раскрыть особенности протекания группового процесса, выделить успешные и неуспешные моменты работы, оценить эффективность разработанной программы и сделать выводы.

Для облегчения проведения такого анализа представляет­ся целесообразной постоянная фиксация важных впечатле­ний и замечаний в течение всего периода реализации про­граммы. Необходимо анализировать итоги каждого занятия сразу по его завершении.

Подводя итоги каждого проведенного тренингового заня­тия, нужно использовать какую-либо схему, бланк, регуляр­ное заполнение которого позволит ведущему накапливать важ­ный и интересный материал, который пригодится, помимо итогового анализа, для составления аналитических справок и отчетов. Использование подобного бланка не следует пу­тать с регистрацией содержания тренинговой программы в соответствующем разделе журнала (отдельном журнале). При регистрации не проводится анализ, а только отмечаются за­нятия и их темы в соответствии с принятыми разделами жур­нала (см. раздел VII).

В схеме анализа могут присутствовать следующие разде­лы, в которых можно кратко привести необходимые поясне­ния и рассуждения.

1. Тема занятия и время проведения.

2. Участники занятия (краткое обобщенное описание группы и ее особенностей, если таковые имеются).

3. План занятия (проводимые упражнения, методики, тесты). Здесь необходимо отметить как запланированное (в соответствии с целями и задачами), так и реально проведенное. При значитель­ном расхождении запланированного и проведенного желатель­но описать причины того, что получилось и собственные действия для реализации намеченных при планировании целей.

4. Наиболее удачные упражнения и психотехники. Желательно от­метить условия, при которых эти упражнения так хорошо полу­чились (например, хорошая мотивация группы, внезапно прогля­нувшее солнце, которое улучшило настроение, удачная шутка ведущего или одного из участников группы и т.п.).

5. Неудавшиеся упражнения и психотехники. Здесь тем более не­обходимо отметить характерные ошибки, допущенные специа­листом, которые, по его мнению, и послужили причиной неудач,

а также другие возможные причины. Необходимо привести пред­ложения по предотвращению подобных ошибок в будущем.

6. Интересные случаи, незапланированно возникшие на занятии. Желательно привести собственное объяснение подобных ситу­аций, возможные причины происшедшего, возможность/невоз­можность планирования подобных ситуаций в дальнейшей ра­боте.

7. Особенности поведения участников. Желательно хотя бы крат­ко описать динамику поведения и характерные особенности, отметить возможные личностные и эмоциональные характе­ристики участников, послужившие причиной такого поведения. Отметить положительный или отрицательный характер про­изошедшего.

8. Ошибки, которые следует учесть. Их характер и связь с интел­лектуальными или личностными особенностями участников.

9. Важные достижения, методические находки.

10. Краткое подведение итогов занятия с выводами и дальнейшим планированием занятий по итогам проведенного.

Такой развернутый анализ каждого занятия не нужен. Необ­ходимо описать лишь особенные случаи, выделяющиеся харак­теристики каждого занятия и свои соображения по этим пово­дам. Все это если и не пригодится в годовом аналитическом отчете, то, по крайней мере, в значительной степени послужит повышению квалификации, структурированию рефлексии спе­циалиста, а в конечном итоге повысит эффективность дальней­шей работы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.