Аномальные зоны, имеющие иную природу
Разнообразие мест за Земле, отличающихся наличием того или иного вида аномальных явлений, настолько велико, что не позволяет применить к ним только какой-то один вид классификации. Для аномальных зон свойственны также места локализации и иных, кроме указанных выше, феноменов невыясненной природы. Например, на Самарской Луке, которая сама по себе является комплексной аномальной зоной, одним из самых распространенных явлений, известных всем жителям Самарской Луки, являются так называемые летающие шары. По мнению известного жигулевского краеведа Ю.Н.Рощевского, в течение многих лет собиравшего и исследовавшего местный фольклор, «летающие огненные шары на Самарской Луке – это обычное событие для любого жителя… Они не заинтересованы каким-то образом себя возвеличивать передо мной, когда я веду опросы местного населения. На Самарской Луке я не нашел таких сел, где было бы неизвестно и непонятно это явление. Имеется несколько устоявшихся названий таких шаров. Чаще всего русские называли такой шар летуном (или лятуном, в зависимости от того, из какой части России русские пришли на Самарскую Луку). Мордва (мокша) также четко определяет летающие шары, называя их словом "эйвсь". Наполнение мифологического содержания этого летающего шара везде достаточно четкое и в какой-то степени традиционно и для других территорий России. Это представление о том, что летающий шар – это обязательно дьявол в образе недавно умершего человека. Чем больше страдают родственники о недавно умершем человеке, тем более вероятно придет в этот дом эйвсь. Таково функциональное наполнение этой идеи. Людей, которые не слыхали бы об этом явлении, я не нашел. Практически у любого жителя Самарской Луки все родственники (чуть ли не каждый) видели такое явление». Выглядит это аномальное явление, как ярко светящийся светлый (белый), оранжевый или красный шар диаметром от полуметра до полутора метров, достаточно долго живущий. Во всяком случае, анализ сообщений очевидцев позволяет установить, что за таким шаром могли наблюдать вплоть до нескольких десятков минут, и он при этом не терял ни яркости, ни объема. Подобный «змей горыныч» летает, как правило, невысоко, залетает в дома, ныряет в дупла деревьев, потом опять показывается оттуда, чтобы продолжить свой путь. Иногда за ним стелется недлинный искристый хвост. Именно это аномальное явление породило много местных мифов, например, миф о внешнем облике божества Кереметь. «В Кереметь верят почти все поволжские народы. Во время экспедиции по селам Самарской Луки, - отмечает журналист и краевед Л.Любославова, - нам довелось побеседовать с жителями села Бахилово, мокшанами, об их верованиях, и они поведали, что Кереметь является именно в виде «огненного шара» или «светящегося змея с хвостом». Кереметь, по утверждению бахиловцев, – грозное божество, которое необходимо задабривать молитвами и жертвами. Еще в виде огненного шара жители Самарской Луки описывают также некое существо Эйвсь, считая, что это души умерших, которых надо избегать и опасаться по причине сильной вредоносности. Возможно, речь идет о разных явлениях, которые в прошлом люди могли каким-то образом различать. Однако само существование мифа уже заставляет подумать о том, что огненные объекты периодически появляются на территории Луки с давних времен и воспринимаются как привычная сторона действительности». Похоже, что эти странные светоносные образования обладают неким разумом или квази-разумом. А каким еще, если не разумным, можно назвать поведение ярко-красного светящегося большого шарообразного объекта, поднявшегося с земли неподалеку от десятка жителей Александровского Поля (пригород г.Жигулевска) поздним вечером 1996 года? Пожилая женщина, испугавшись и сочтя эту невидаль за нечистую силу, собралась спрятаться в доме. Но даже в такой ситуации любовь к порядку возобладала, и хозяйка стала навешивать на калитку замок, а тот возьми да и упади! Женщина пыталась нащупать упавший замок, но ведь темнота, ничего не видно… Так вот из этого шара протянулся лучик и осветил потерю. Замок был найден и водружен на место. К категории аномальных зон можно отнести территорию, если с нее поступают сообщения об обнаружении криптобиологических объектов – например, всем уже известных «снежных людей» (реликтовых гоминоидов), боле подробно описанных в соответствующей главе. И уж, конечно, если очевидцы сообщают об аномальной активности, предположительно, неантропогенного генезиса, а проще – о статистически значимом количестве наблюдений неопознанных летающих объектов. Мифогенные зоны Что же такое «мифогенные зоны»? Они могут не иметь никакой аномальной компоненты (хотя могут и иметь ее), они важны прежде всего с точки зрения культуры, поскольку часто становятся культовыми местами, в которых включаются и работают социально-психологические механизмы. Это, как правило, места паломничества последователей традиционных религиозных и современных холистических культов. Обязательные признаки мифогенных зон таковы: - наличие мифа, «легенды места» (причем необязательно у этого мифа должна существовать реальная первопричина); - наличие ритуальных территорий и ритуальных объектов живой и неживой природы (естественных и рукотворных); - встроенность в существующую систему верований (официальную либо народную веру); - наличие «чуда» (свидетельств о «чуде»), количество чудес во времени подчиняется законам психологии восприятия человека; - наличие системы подтверждения чуда (распространения информации, или PR-сопровождения). В Самарской мифогенной зоне таких культовых мест достаточно много, к ним относятся: - ритуальные территории (например, село Аскулы, которое считается «колдовским», и этот миф в определенных кругах усиленно поддерживается, хотя ведунов и ведуний в любом селе можно найти); - места паломничества, имеющие исключительно антропогенный культурно обусловленный характер (например, село Ташла, хотя в легендах и о нем тоже задействованы такие природные объекты, как родники); - ритуальные объекты природы (Монастырская гора, гора Верблюд, гора Светелка, так называемый вековой дуб в с.Сосновый Солонец, культовые деревья, Духов камень (Хранитель Самарской Луки), родник «Каменная Чаша»; - так называемый «новодел» - попытки современного мифотворчества (один из самых хорошо известных примеров - т.н. «аномальные круги на гречишном поле». Более подробно о них см. в главе «Геоглифы»). Давайте рассмотрим механизм формирования мифогенной зоны на двух примерах: французского паломнического объекта - родника в местечке Лурд, и известного всем жителем самарского региона родника «Каменная Чаша». В первом случае, как станет понятно далее, имеется ярко выраженная аномальная подоплека в формировании культового места. Во втором случае все обошлось без первопричины и ограничилось только вторичными эффектами. 1 февраля 1858 года 14-летняя Бернадетта Субироус собирала хворост недалеко от южнофранцузского города Лурда. Вдруг она услышала «сильный шум, похожий на рев бури». Она оглянулась вокруг, но ни вода в речке, ни деревья не шелохнулись. Потом она еще раз услышала этот шум, и тут уже увидела нечто, от чего на какое-то время исчезла ее способность здраво рассуждать и говорить: из пещеры, которая была расположена поблизости, появилось облачное образование, окрашенное в золотистый цвет. Вскоре вслед за ним появилось существо, описанное девочкой как «прекрасная леди». Это существо не стояло на земле, а как бы слегка зависло в воздухе над кустом, раскачивавшимся, словно от порывов ветра. Хотя никакого ветра Бернадетта не ощущала. Потом Леди появилась в ветвях небольшого деревца, причем ветки под ней ощутимо прогнулись, словно бы на них надавило нечто, имеющее вес – но она касалась их едва-едва кончиками пальцев. Здесь стоит сделать первое отступление и обратить ваше внимание на несколько характерных деталей. Первая деталь: в большинстве случаев, когда человек, неожиданно для себя самого вступает в общение со сверхъестественными существами, в своих первых впечатлениях он описывает только внешний вид и, иногда, пол существа. И лишь потом, когда сознание очевидца пытается найти подходящий культурный или религиозный стереотип, как бы объяснить происходящее самому себе, только тогда этому существу присваивается имя какого-либо святого (какого именно – это уже зависит от того, какой религии наблюдатель принадлежит). Так и здесь – Бернадетта говорит сначала только о «прекрасной леди», и лишь потом она стала называть ее Девой Марией в силу христианской традиции. Вторая деталь: сверхъестественные существа почему-то часто выбирают местом своего появления куст или невысокое дерево, которое при этом либо ярко освещается, как бы «горит» в холодном, не сжигающем пламени (самый массово известный пример – «горящий» куст, из которого Бог беседовал с Моисеем), либо раскачивается, как от ветра, причем все окружающее сохраняет свою неподвижность. Частенько место появления существ находится недалеко от пещеры. Третья деталь: как и в обычном бытовом полтергейсте, предметы деформируются так, словно бы на них было произведено физическое воздействие – ветви дерева прогнулись, но существо при этом парило в воздухе и спокойно перемещалось по воздуху без видимой опоры на что бы то ни было. Далее события развивались так: когда Лурдская Леди взглянула на девочку, то та вдруг перестала бояться, но при этом полностью потеряла ощущение места, времени и своего тела – точнее, тело ее потеряло способность двигаться. И здесь уместно сделать еще одно отступление: в большом количестве рассказов очевидцев о встречах с НЛО они описывают те же самым ощущения, что и, казалось бы, в этом исключительно религиозном видении – потерю ощущения места и времени, полное или частичное обездвиживание. В течение пятнадцати дней продолжались ежедневные встречи Прекрасной Леди и Бернадетты, во время которых она давала девочке задания, совершенно бессмысленные на первый взгляд (например, есть траву, которая растет всюду), однако заставляющие вспомнить некоторые психологические техники: гипнотическую технику «введения в замешательство», технику тренировки преданности и повиновения адепта своему наставнику через выполнение адептом абсолютно бессмысленных заданий, и ряд других. Видимо, Прекрасной Леди нужно было, чтобы девочка не просто общалась с ней, а выполняла ее указания без обсуждения. На девятую встречу Леди приказала Бернадетте пойти умыться и попить из ручья. Но рядом не было никакого ручья. В исступлении девочка начала разгребать песок, появилась вода, но ее было настолько мало, что девочка вместо умывания только вымазала лицо грязью, к великой радости соседских насмешников, которые ужа стали следить за этими ее встречами с незнакомкой. Но на следующий день из раскопанного места била уже струйка чистой воды, которая постепенно становилась все сильнее. Слепой Луис, умывшись в ручье, прозрел, и с этого-то и пошли все дальнейшие исцеления. Известно, что широкий спектр болезней вызывает психосоматическими причинами - болезни эти имеют скорее ментальное, нежели психическое происхождение, и внушение, гипноз или самовнушение будут порождать явления поразительных исцелений. Это справедливо для некоторых видов паралича, амнезии, слепоты и т.д. Однако в Лурде зафиксированы случаи полного исцеления и таких заболеваний, как опухоли и переломы костей. Вот, например, случай Пьера Руддера - открытый перелом костей ноги, расстояние между концами кости около 3 сантиметров, что не позволяло ему ходить. Все это сопровождалось септической раной, не заживавшей в течение нескольких лет. Пьер излечился почти в один момент посещения Лурдского родника - ноги стали одинаковой длины и целые, что подтвердило посмертное вскрытие. Правда, вскрытие сделали только еще через 23 года жизни, в течение которых Пьер, до того безнадежный инвалид, и сам работал, и семью кормил. Вскрытие же показало, что следы перелома все-таки сохранились - два конца сломанной кости соединял кусок недостающей длины, белого цвета. Но все это появилось, можно сказать, в мгновение ока… Возможно, его вера в целительную силу источника и желание исцелиться позволили его телу восстановить разрушенные ткани вопреки всем ныне известным законам. В результате подобных феноменов, слава Лурдского источника пошла распространяться. Для тех, кто захочет более подробно ознакомиться с феноменом источника Лурдской Леди, рекомендую найти книгу Жака Валле «Невидимый колледж», где эта история описана достаточно подробно. Но и из тех фактов, которые приведены здесь, видно, что у этого культового места имелись все основные признаки: - наличие «чуда» (в данном случае справедливо будет употребить это слово без кавычек, так как исцеления, которые происходили на этом источнике, порой действительно не укладываются в рамки наших представлений), - наличие мифа, т.е. совокупности исторически устойчивых представлений о свойствах места, передаваемых через совокупность различных носителей информации; - наличие ритуальных объектов природы (в данном случае - родника); - встроенность в существующую систему верований (использованные в лурдском сценарии образы легли на канву сразу двух религиозных систем – более новой христианской и традиционной для этих мест народной веры в эльфов и фей и их экстраординарные возможности); - наличие системы подтверждения чуда (системообразующим фактором здесь выступало знаменитое «сарафанное радио», т.е. передача восторженных сообщений об исцелениях от человека к человеку). Но самое главное – в истории с формированием мифогенной зоны в городе Лурде основным фактором было все-таки реальное явление, хоть и аномальное по своей природе. Но бывает и по-другому. Места, которые, в принципе, совершенно обычны, с нулевым показателем по "шкале аномальности", вдруг начинают обладать непреодолимой притягательностью для людей и становятся культовыми. Один из наиболее ярких примеров такого культового места, родившегося буквально на глазах одного поколения людей, - это родник в урочище Каменная Чаша. Что и говорить, вода в нем действительно вкусная - чистая от того, что отфильтровалась в известняках по дороге на волю, слабощелочная по составу, оказывает лечебное действие на пищеварительную систему, подобно соде, вымывая грязь из кишечника; вкусная от того, что, как и молоко, содержит кальций, не портится в течение пяти дней из-за содержания серебра (хотя и ничтожно малого). Место красивейшее и интересно хотя бы тем, что родников на Самарской Луке крайне мало. Но до поры до времени оно привлекало лишь туристов. А потом, в начале 90-х годов, случилось то, что сделало Чашу объектом паломничества. В начале 90-х годов 20-го века в Чаше на отдых остановилась довольно большая группа людей, испытывавших интерес к паранормальной тематике. Ночевка у костра, соответствующие разговоры, опыты по экстрасенсорному восприятию (первым правилом экстрасенса должно быть известное «доверяй, но проверяй», здесь же объективность уступила романтике теплой летней ночи…) Короче, именно эта ночь оказалась ключевой точкой и дала отсчет процессу формирования легенды о Каменной Чаше как аномальном месте. Потом кто-то вспомнил старинную легенду. Мол, еще за много лет до революции напугали жительницу Ширяева бандиты, испуганная женщина обратилась за помощью к святому Николаю, который и спас женщину. С тек пор ширяевские женщины особо почитают спасителя, а местные 6абки-читалки посвящают ему тайные обряды. Ну а источнику, что оказался в доступном месте неподалеку от ведущей в Солнечную Поляну дороги, наверное, просто, так сказать, повезло: окрестные жители признали его святым. Затем уже источник по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия был включен в маршруты паломничества по святым местам области, России и православного мира. Кстати, два других источника Чаши, о которых знают, но к которым почти никто не ходит, более сильные по своему воздействию и с более вкусной водой. Однако находятся они в местах не столь доступных. Таким образом, и в этом случае имеют место быть все необходимые признаки «мифогенной зоны» - наличие «чуда» (в данном случае оно относится, скорее, к области психологии масс), - наличие мифа, который, в принципе, уже полностью сформирован; - наличие ритуального объекта природы; - встроенность в существующую систему верований (аналогично вышеописанному случаю, здесь соединены два потока народных верований – канонический христианский и народный); - наличие системы подтверждения чуда (то же самое «сарафанное радио», подкрепленное публикациями в СМИ, разнесло слухи о феномене Каменной Чаши далеко за пределы Самарской области). Интересно вот что. По прошествии лет стало понятно, что в эти годы в наших местах обязательно должен был появиться подобный культ. Каким бы технократичным ни было наше общество, связь с природой остается одним их тех элементов, которые обеспечивают его устойчивость. А вода, реки, родники всегда имеют особое место в человеческом сознании. И если бы не Чаша, то выбрали бы любой другой источник. Или откопали бы… Вот, например, какая заметка появилась в газете "Площадь Свободы". Слово ее автору, Юлии Винокуровой. В конце двадцатого века умудренное жизненным опытом человечество абсолютно уверено, что все чудеса и легенды появились на свет очень давно. Даже не вчера и уж точно не сегодня. Все чудодейственные места, как говорится, на своих местах. Я хочу рассказать о том, как легенда рождается буквально на глазах. Одна тольяттинка, назову ее Верой, несколько раз видела сон. Как будто идет она по оврагу, опускается на колени и выкапывает прямо руками в сырой рыхлой земле источник… Проснувшись под впечатлением увиденного, не с первого раза она засобиралась на противоположную сторону Волги, чтобы найти заветное место в овраге. Еще дома у нее разболелись ноги так, что идти - сил нет. Но сон казался таким реальным. "Вдруг он вещий?" - думала Вера. Она добралась на попутке через поле и спустилась по оврагу. Никаких признаков воды. Сыро только. Прошла еще. Остановилась, прислушалась. Журчит где-то ручеек. Прямо руками, как во сне, Вера стала копать грязь. И нашла, очистила родничок. Потом принесла с соседнего поля камни, обложила источник. Разогнулась - чувствует: боль в ногах ушла. Однако, в этом случае, видно, что-то «не срослось». Неизвестно, кто или что так настойчиво транслировало этой женщине указующие сновидения, но откопанный родник культовым местом так и не стал. Важно, что подобные указывающие видения (как в Лурде) или сновидения являются инструментом, с помощью которого Нечто формирует и поддерживает наши социальные и религиозные движения, создает места паломничества и традиции, культы. А любой культ нуждается в атрибутах и значимых для культа местах (будь это объект природы или культуры - неважно). Атрибуты могут быть самыми разными: найденные по подсказке "свыше" доски с письменами[4], родник на пустом месте, откопанный по указке "свыше", и что угодно другое. Мифогенная зона может быть крупной и иметь международную известность, а может быть небольшой и значимой только для ограниченного количества людей. Скажем, на Самарской Луке есть сакральные природные объекты, сам факт существования которых порождает легенды. Вот, например, дуб в селе Сосновый Солонец – местные жители говорят, что ему тысяча лет, и что именно о нем писал А.С.Пушкин свои знаменитые слова: «У Лукоморья дуб зеленый…» Кто знает, может, так оно и есть – у Пушкина уже не спросишь... Но дуб-то этот до сих пор живой и помнит своей нечеловеческой памятью и дела дней минувших, и людей, которые мимо него проходили, и войны, и мир, и чудеса, и сказки... А еще некоторые местные жители говорят о Дереве Желаний. Его посадила в сорок первом году мать с мольбой о сыне, который ушел на войну – мол, пока дерево жить будет, будет жив и сын. Так и вышло, сын вернулся с войны цел и невредим. Но, видно, слишком сильная мольба была, что дерево это стало выполнять и просьбы других людей. Считается, что для этого нужно подойти к нему, посидеть в тени и попросить Дерево выполнить твое желание. А потом повязать на ветку цветную ленточку. Если наутро ленточка исчезнет – желание принято и обязательно исполнится. Но только одно условие – желание должно быть чистым! Никто еще не разбогател без труда, просто попросив Дерево. Никто зла другим не сделал. И не сделает, потому что Дерево Желаний этого не хочет. А еще не помогает оно тем, кто варварски относится к природе – мусорит, ломает деревья и рвет цветы, обижает животных и птиц. Да, это красивая легенда. Но то, что эта легенда работает, подтверждают два факта – сакральные деревья являлись атрибутом многих народных верований, и дерево такое на Самарской Луке – не единственное. И второе – не шли бы люди с такой убежденностью загадывать желания за несколько километров пешком (а иначе не добраться ни до одного из этих деревьев), если бы не было случаев выполнения загаданных желаний… Даже простой кусок известняковой скалы может стать культовым местом. В мифологии Самарской Луки он прозывается Духовым Камнем. С виду он – просто обломок скалы. Но, говорит предание, если положить на него руку и прислушаться, можно услышать тихий голос, скорее, даже мысль – это Духов Камень рассказывает вам о таинствах Самарской Луки. Но найти Духов Камень, как считается, не каждому дано. В заключение хотим обратить ваше внимание вот на что. Быть «ходоком по аномальным зонам» (или, как модно говорить, заниматься сталкингом) – занятие далеко не безопасное. Во-первых, в условиях измененных геофизических условий такой ходок по выходе из зоны получает прежде всего разбалансировку своего организма (и физиологическую, и, соответственно, энергетическую). И, пока он не восстановится, к нему могут «липнуть» всевозможные чрезвычайные происшествия. Не потому, что «зона» плохая, а потому, что техника безопасности в ней не соблюдается таким вот горе-сталкером. Во-вторых, очень осторожно нужно подходить к психологическим и парапсихологическим эффектам, особенно если вы идете большой группой и в место, за которым уже закрепилась слава «мистического». Большая опасность того, что ваши парапсихические опыты будут индуцированы не «зоной», а сработает механизм психологического заражения. Такие «видения» и «ощущения» нужно проверять и перепроверять… И все-таки лучше проверить все на своем опыте, потому что только на своих ошибках и на своих шишках можно хоть чему-то научиться в этой жизни… Источники и литература для самостоятельного прочтения: - М.Ю.Лимонад, А.И.Цыганов: «Живые поля архитектуры» - Жак Валле: «Невидимый колледж», «Очная ставка» и др. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|