Здавалка
Главная | Обратная связь

Кто «наставил рога» древним китайцам?



Кстати, и с происхождением самого человека далеко не все так ясно.

Попробуем сопоставить некоторые любопытные факты. А в качестве исторической арены возьмем, к примеру, Китай.

В мифологии китайцев распространены сюжеты, повествующие, как безрогие божества в долгих и жестоких сражениях одерживали верх над некими рогатыми, но в остальном человекоподобными созданиями, которые, как свидетельствуют предания, были поголовно истреблены.

Одна из самых известных легенд рассказывает о битве правителя Хуан Ди с князем Чи Ю. Эта битва считается одним из самых крупных сражений в китайской мифологии. Облик Чи Ю нам с вами показался бы странным. Хотя он и имел человеческое тело, но на голове у него рос острый рог. Рогатым был и прародитель и великий учитель людей Фу Си, живший за три тысячи лет до новой эры, и многие другие божества китайского пантеона (рис.35). Интересно, что этому рогатому народу молва не отказывает ни в умениях, ни в знаниях, ни в добродетелях. Причем предания вовсе не описывают символическую борьбу добра со злом, а просто поединок одних великих богов с другими, а порой даже богов с людьми. Просто безрогим повезло чуть больше, чем рогатым, которые были поголовно истреблены.

А как выглядели вообще эти рога на головах божеств? Читая письменные источники и изучая изображения, можно с удивлением обнаружить, что они выглядели совершенно не так, как, скажем, у оленя или быка. Это скорее наросты, наполовину прикрытые волосами. И только на более поздних изображениях, отражающих уже плоды художественной фантазии, можно встретить пышные ветвистые рога... Фольклор, как известно, скорее склонен преувеличивать, нежели преуменьшать. Создается ощущение, за этими упоминаниями о рогатости стоит какая-то вполне ощутимая реальность, обратившая на себя внимание древних людей, но пока не понятая нами. Тем более, что не осталось сколь-нибудь единообразного толкования даже на предмет количества рогов - то изображают один (посередине лба), то два...

Путь к разгадке этого феномена показала одна из странных археологических находок времен неолита - крышка для ритуального сосуда, которая воспроизводит черты головы человечес­кого существа, правда, в несколько утрированном виде. Так вот, на ней изображено существо с очень небольшими рожками и извилистым костным гребнем между ними, который идет ото лба, через всю голову, доходя до шеи. Вы­сота этого гребня едва ли составит три-пять сантиметров. Такова же и высота рожек. Как-то так получилось, что эта находка подтолкнула к поиску других изображений "рогатых" людей. В итоге подобралась солидная коллекция изображений, запечатлевших примерно одинаковый тип существ - типичных людей, но с небольшими выростами по бокам головы и костным гребнем вдоль ее средней линии.

Почему именно эта деталь привлекла древних скульпторов? В неолитическую эпоху изображения на предметах отражали либо то, что сильнее всего поражало сознание, либо то, что считалось божественным. И получается, что рогатость - не просто преувеличение раннего художника, но это нечто однажды им увиденное, пережитое, оставив­шее столь глубокий след, что оказалось зафиксированным в изо­бражении. Значит, по каким-то неясным для нас при­чинам она была весьма важна для древних китайцев

Как оказалось, немало встречается рогатых существ и в легендах других народов - например, циклоп в греческих преданиях или дэвы в персидских сказках.

Эти существа достаточно разумны и зачастую более могущественны, чем люди. Более того, они как бы стоят в противофазе к людям, хотя чисто внешне весьма похожи на нас, если не считать очень высокий рост и необычную форму головы.

Разгадка оказалась очень простой, но и столь же неожиданной. У большинства древних людей - палеоантропов, как о том свидетельствуют найденные археологами скелеты, мы можем встретить ярко выраженные теменные бугры в виде двух небольших шишек и костный гребень вдоль темени - то есть те самые признаки, которые изображены на упомянутой китайской чаше. У наших обезьяноподобных предков эти бугры были закрыты шерстью и могучими мышцами, приводящими в движение шею или челюсти. Но на пути развития человека как прямоходящего разумного вида структура мышц головы существенно изменилась, и, как это ни странно звучит, прямохождение сделало человека в каком-то смысле "рогатым". Развитие человека как вида происходило не так быстро, и такие "рогатые" люди могли встречаться еще какой-нибудь десяток тысяч лет назад. Об этом говорит еще один удивительный факт. В 1951 г. в полукилометре от города Цзыян в Центральном Китае был найден череп, возраст которого определили не более чем в семь тысяч лет. Этот череп принадлежал вполне разумному человеку, однако у него была одна отличительная черта - те самые сильно выступающие теменные бугры, которые при жизни его обладателя выглядели как рожки. Костные гребни обнаружены на черепах и в других местах света. Напомню, что "рогатый" первоправитель Фу Си, как считается, жил пять тысяч лет назад - сроки вполне сопоставимые. Ощутимый бугорок на голове встречается и во многих изображениях Будды, который также обладал божественной мудростью и жил в близкое к этому время.

Так кто же они, "рогатые", наши предки или братья по эволюции? И почему легенды во всех частях света приписывают этим существам достаточно большую степень могущества и знания, даже опережающие знания людей того времени?

Если проанализировать археологические находки, то получается, что в некие времена параллельно друг другу существовали как минимум четыре вида наших предков. От одного из них произошел Человек разумный (то есть мы с вами), а другие вымерли или были истреблены. И в принципе такое параллельное развитие разных типов человека могло привести и к развитию разных, параллельных друг другу культур. Это утверждение пока сложно воспринимается, но уже четко признан тот факт, что неандертальцы (один из видов человека, существовавший одновременно с нашими прямыми предками) обладали хоть и архаичной, но совершенно яркой и своеобразной культурой - они пользовались орудиями труда, имели специальные охотничьи ритуалы, изготовляли защитные амулеты, хоронили своих сородичей в могилах, ориентированных по сторонам света и украшенных цветами и орудиями труда (что, кстати, говорит о том, что они понимали многоплановую природу человека и признавали существование души). Но, как это часто бывает в истории, этот вид был просто уничтожен более примитивным (в то время) и более агрессивным другим видом человека - кроманьонцем, который появился, по историческим меркам, почти внезапно и заполонил собой большую часть суши, истребив при этом не только своих неудачливых собратьев по процессу антропогенеза, но и большую часть другого животного мира. Кстати, с успехом истребляет и сейчас, так как все мы пошли именно от кроманьонцев, точнее, являемся ими.

В этом процессе истребления "братьев по разуму" их достижения перенимались кроманьонцами, которые, получив необходимое, не стали особо церемониться с учителями и просто перебили их. Не здесь ли корни греческих мифов о борьбе мудрых и благородных титанов с олимпийскими бога­ми, в результате чего титаны были уничтожены? Не отсюда ли пошли китайские легенды о мудрецах, которые принесли людям многие достижения цивилизации - огонь, термическую обработку пищи, культуру, искусство, а затем были по каким-то причинам уничтожены людьми, перенявшими миссию развития культуры? А, может быть, о факте параллельного существования разных человеческих типов свидетельствует и наша славянская культура, в которой остались упоминания о леших, которые описываются как бестелесные создания только в поздних легендах, а в более ранних они - вполне реальные, живущие параллельно человеку и похожие на человека существа с шишковатым черепом, к тому же понимающие законы природы и обладающие паранормальными способностями. Противоборство разных человеческих рас в своей крайней фазе выразилось, видимо, и в появлении в человеческой культуре таких уродливых персонажей, как бесы, черти и тому подобная нечисть.

Факт одновременного существования нескольких типов человека очень трудно укладывается в сознании. В то время, как мы без труда допускаем существование многих пород собак, различных видов обезьян, но себя любимых мы привыкли чувствовать уникальными, единственными людьми, царями природы и венцами творения. Именно эта мысль, казавшая­ся столь естественной, а поэтому и незыблемой, сыграла дурную шутку не только с обыденным сознанием, но и с наукой.

Кстати, тот же Фу Си передал людям знания о законах движения небесных тел, а Чи Ю считается изобретателем многих полезных механизмов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.