Здавалка
Главная | Обратная связь

Предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте (Д.Б. Эльконин)



Социальная ситуация развития: ребенок получает предметы, но способа их использования как в обществе у него нет. Основное противоречие решается через переход от манипулятивной к предметной деятельности. Ребенок овладевает 2мя частями деятельности 1) ориентировочная; 2) исполнительная. Гальперин выделил «3 типа ориентировки»: 1. проб и ошибок; 2. на основе алгоритма, показанного взрослыми; 3. научение ребенка выделять ориентировки для собственного действия. Эльконин изучал смысловую сторону действия и пришел к выводу, что если ребенок не имеет собственной значимости действия, он его не будет выполнять. Переход компонентов действия на сторону ребенка происходит в 2 линии: 1) переход от совместности к самостоятельности (1 – совместная деятельность, все элементы у взрослого, 2 – частично – совместная деятельность, 3 – совместно – разделенная, начинает действие взрослый, а ребенок его заканчивает, 4 – действие на основе показа, пример взрослого, 5 – выполнение ребенком действия на основе указаний взрослого, ориентировка и исполнение на стороне ребенка, взрослый только оценивает, формируется образ взрослого Итог: формируется схема действия, то общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении. Формируется образ действия. Ребенок начинает понимать, что между действиями ребенка и взрослого нет разницы. Все действия на стороне ребенка. Возникает кризис 3х лет (Я – сам).

Важные достижения раннего детства. Во-первых: это овладение прямой походкой. Происходит расширение границ мира: физического и психосоматического: выделение объекта, взаимодействие с объектом, выстраивание значение объекта. Также происходит ориентировка в пространстве: активная возможность адекватной ориентировки в окружающей среде, развитие мышечного чувства в пространстве (возможность дойти до объекта, чтоб овладеть им). Во-вторых – это развитие предметной деятельности: а) овладение функцией предмета, использование предмета по средствам любой деятельности; б) узнает функции предмета от взрослого; в) к трем годам вновь совершает любые действия с предметом, но уже зная его основные функции.

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрос­лого содержит в себе противоречие.В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это проти­воречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность,направ­ленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив дея­тельности заключается в самом предмете, в способе его употребле­ния. Общение в этом возрасте становится формой организации пред­метной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собствен­ном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на обще­ственный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществ­ления предметной деятельности, как орудие для овладения обще­ственными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным сло­вом, имеющим предметную отнесенность.

.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.