Здавалка
Главная | Обратная связь

Соотношение понятий «хронологический» возраст и «психологический» возраст.



«Хронологический возраст» - длительность существования индивида со дня рождения.

В настоящее время от хронологического возраста отличают психологический возраст.

«Психологический возраст» - определенная качественная ступень онтогенетического развития, которая обусловлена закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания.

В отечественной науке существует два представления о возрасте : физический возраст и психологический возраст . Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы , которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов).

 

Ключевые характеристики категории «психологический воз­раст»: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообра­зования в сфере сознания и личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Социальная ситуация развития – место человека в системе общественных отношений. Та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.

Ведущая деятельность – вид деятельности, который оказывает наиболее значимое влияние на развитие психических процессов и особенностей личности

Новообразования в сфере сознания и личности – формирование на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях. Важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее «взрыву» - кризису.

 

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский понятие " возраст " определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий – социальной ситуации развития и новообразования – задает диалектический характер развития в онтогенезе

Говоря о ведущем виде деятельности Выготский уделял особое внимание игре. Хотя игра функционирует в отсутствие прямых инструкций взрослого, в ней могут использоваться представляемые культурой средства (игрушки), и они часто включают в себя опробование культурно зависимых социальных ролей (учитель, мать, отец, доктор, водитель автобуса)

В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания)

 

В 1971г. в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте " Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок – общественный взрослый" и "ребенок – общественный предмет". Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода.

Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность.

 

Стади­альные концепции развития: концепция психосексуальных стадий раз­вития З. Фрейда.

В соответствие со своей сексуальной теорией психики З.Фрейд все стадии психического развития сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной, или сексуальной энергии.

Эрогенные зоны — это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития.

Фрустрация – психосексуальные потребности пресекаются обществом.

Оральная стадия (0—1,5 лет). Оральная стадия характе­ризуется тем, что основной источник удовольствия,а,следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредото­чивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз — ранней и позд­ней, занимающих первое и второе полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус).

Ведущая эрогенная об­ласть на этой стадии — рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание — это тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что «сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни».

Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты «Оно»: ребенок иногда сосет в отсутствие пищи и даже со­сет свой большой палец. Этот тип наслаждения совпадает с сексуальным наслаждением и нахо­дит предметы своего удовлетворения в стимуляции соб­ственного тела. Поэтому эту стадию называют аутоэротичной.

В первое полугодие жизни ребе­нок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ре­бенка — это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает суще­ствования других объектов в мире. Глобальное базисное нарциссическое состояние — это сон, когда младенец ощу­щает тепло и не имеет никакого интереса к внешнему миру.

Во второй фазе младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.

Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по пер­вому требованию удовлетворять все желания младенца, при наилучшем уходе неизбежны ограничения. Они и есть источник дифференциации, выделения объекта.

Та­ким образом, в начале жизни различение между внутрен­ним и внешним достигает­ся не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.

Во второй половине оральной стадии, с появлением зубов, к сосанию добавляется укус, который придает дей­ствию агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребенка. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью.

Первое познание ребенком предметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испы­тывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать, так как отсутствие матери для него есть прежде всего отсутствие наслажде­ния.

На оральной стадии фиксации либидо у человека формируются некоторые черты лич­ности: ненасытность, жадность, требовательность, неудо­влетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии люди делятся на оптимистов и пессимистов. Два типа личности: орально-пассивный: оптимистичный человек, который ищет одобрения и постоянной материнской заботы от мира, незрелость и зависимость. Орально-агрессивный: человек склонен к спорам, сарказму, цинизму, эксплуатации др., доминантности над другими.

Анальная стадия (1,5—3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности.

Теперь детская сек­суальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ре­бенок встречается со многими запретами, поэтому внеш­ний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь кон­фликтный характер.

. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некото­рые запреты. Таким образом, начинает формироваться «Сверх-Я» ребенка как часть его «Я», где в основном за­ложены авторитеты, влияние родителей и взрослых лю­дей, которые играют очень важную роль в качестве вос­питателей в жизни ребенка.

Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии — аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества — следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объ­ектом его внимания во время приучения к опрятности еще на доречевом уровне развития. Анальновыталкивающий тип личности: склонность к разрушению, импульсивности, жестокости. Анальноудерживающий: упрямство, скупость, методичность, неспособность переносить беспорядок.

Фаллическая стадия (3—5 лет) характеризует выс­шую ступень детской сексуальности. Ведущей эроген­ной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испы­тывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ре­бенка, — это родители.

Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал «эдиповым комплексом» для мальчиков и «комплексом электры» для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю про­тивоположного пола. Сексуальный комплек­с: мальчик испытывает влечение к матери, восприни­мая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх.

Разрешение, или освобождение от «эдипова ком­плекса», совершается в конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который, вы­нуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом.

Комплекс Электры – девочка, на определенном этапе развития, обвиняет мать за то, что она родила её дефектной (без одного полового органа). Происходит отход от женского типажа – зависть пениса, дочь не желает походить на мать. Плюс, девочка испытывает сексуальное влечение к отцу и воспринимает мать как конкурентку.

Для девочки очень важно идентифицироваться с матерью с положительной стороны: умение выстраивать отношения, что помогает справиться с комплексом Электры.

Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференциру­ется инстанция «Сверх-Я». Именно поэтому преодоление «эдипова комплекса» играет важную роль в психическом развитии ребенка. Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформирова­ны и находятся в постоянном конфликте друг с другом.

Фаллической стадии соответствуют зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мыш­ление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью. Мужской типаж: дерзкие, хвастливые, стремятся показать свою мужественность и половую зрелость. Женский типаж: 1- стремление флиртовать, обольщать, вступать в беспорядочные половые связи. 2- напористая, доминантная, агрессивная.

Латентная стадия (6—12 лет) характеризуется сни­жением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо пере­носится на освоение общечеловеческого опыта, закреп­ленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия (от 12лет) характеризуется воз­вышением детских сексуальных стремлений: теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток стремится к одной цели — нор­мальному сексуальному общению (установлению интимных отношений с человеком противоположного пола). А также способность внести свой трудовой вклад в жизнь общества.

Эта стадия проходит в два этапа. Первый этап – гомосексуальный: интимные отношения со своим полом. Второй этап – гетеросексуальный: формируется генитальный характер – человек может познать себя, сказать другому о себе, о своих чувствах, чувствует свое неодиночество в этом мире.

Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруд­нено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регресса к той или дру­гой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями.

На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть «эдипов комплекс», который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола.

Чтобы бороться против агрессивных импульсов «Оно», инстанция «Я» использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллек­туализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний.

Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его «Оно», «Я» и «Сверх-Я» и их взаимодействиями. Нормальное развитие происходит с помощью механизма субли­мации, а развитие, которое происходит посредством ме­ханизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.