Соотношение понятий «хронологический» возраст и «психологический» возраст.
«Хронологический возраст» - длительность существования индивида со дня рождения. В настоящее время от хронологического возраста отличают психологический возраст. «Психологический возраст» - определенная качественная ступень онтогенетического развития, которая обусловлена закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания. В отечественной науке существует два представления о возрасте : физический возраст и психологический возраст . Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы , которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов).
Ключевые характеристики категории «психологический возраст»: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования в сфере сознания и личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Социальная ситуация развития – место человека в системе общественных отношений. Та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит. Ведущая деятельность – вид деятельности, который оказывает наиболее значимое влияние на развитие психических процессов и особенностей личности Новообразования в сфере сознания и личности – формирование на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях. Важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее «взрыву» - кризису.
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский понятие " возраст " определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий – социальной ситуации развития и новообразования – задает диалектический характер развития в онтогенезе Говоря о ведущем виде деятельности Выготский уделял особое внимание игре. Хотя игра функционирует в отсутствие прямых инструкций взрослого, в ней могут использоваться представляемые культурой средства (игрушки), и они часто включают в себя опробование культурно зависимых социальных ролей (учитель, мать, отец, доктор, водитель автобуса) В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания)
В 1971г. в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте " Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок – общественный взрослый" и "ребенок – общественный предмет". Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность.
Стадиальные концепции развития: концепция психосексуальных стадий развития З. Фрейда. В соответствие со своей сексуальной теорией психики З.Фрейд все стадии психического развития сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной, или сексуальной энергии. Эрогенные зоны — это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Фрустрация – психосексуальные потребности пресекаются обществом. Оральная стадия (0—1,5 лет). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия,а,следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз — ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии — рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание — это тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что «сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни». Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты «Оно»: ребенок иногда сосет в отсутствие пищи и даже сосет свой большой палец. Этот тип наслаждения совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому эту стадию называют аутоэротичной. В первое полугодие жизни ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка — это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает существования других объектов в мире. Глобальное базисное нарциссическое состояние — это сон, когда младенец ощущает тепло и не имеет никакого интереса к внешнему миру. Во второй фазе младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек. Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца, при наилучшем уходе неизбежны ограничения. Они и есть источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внутренним и внешним достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека. Во второй половине оральной стадии, с появлением зубов, к сосанию добавляется укус, который придает действию агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребенка. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. Первое познание ребенком предметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать, так как отсутствие матери для него есть прежде всего отсутствие наслаждения. На оральной стадии фиксации либидо у человека формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии люди делятся на оптимистов и пессимистов. Два типа личности: орально-пассивный: оптимистичный человек, который ищет одобрения и постоянной материнской заботы от мира, незрелость и зависимость. Орально-агрессивный: человек склонен к спорам, сарказму, цинизму, эксплуатации др., доминантности над другими. Анальная стадия (1,5—3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер. . Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться «Сверх-Я» ребенка как часть его «Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии — аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества — следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности еще на доречевом уровне развития. Анальновыталкивающий тип личности: склонность к разрушению, импульсивности, жестокости. Анальноудерживающий: упрямство, скупость, методичность, неспособность переносить беспорядок. Фаллическая стадия (3—5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, — это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал «эдиповым комплексом» для мальчиков и «комплексом электры» для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. Сексуальный комплекс: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх. Разрешение, или освобождение от «эдипова комплекса», совершается в конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который, вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Комплекс Электры – девочка, на определенном этапе развития, обвиняет мать за то, что она родила её дефектной (без одного полового органа). Происходит отход от женского типажа – зависть пениса, дочь не желает походить на мать. Плюс, девочка испытывает сексуальное влечение к отцу и воспринимает мать как конкурентку. Для девочки очень важно идентифицироваться с матерью с положительной стороны: умение выстраивать отношения, что помогает справиться с комплексом Электры. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я». Именно поэтому преодоление «эдипова комплекса» играет важную роль в психическом развитии ребенка. Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом. Фаллической стадии соответствуют зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью. Мужской типаж: дерзкие, хвастливые, стремятся показать свою мужественность и половую зрелость. Женский типаж: 1- стремление флиртовать, обольщать, вступать в беспорядочные половые связи. 2- напористая, доминантная, агрессивная. Латентная стадия (6—12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. Генитальная стадия (от 12лет) характеризуется возвышением детских сексуальных стремлений: теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток стремится к одной цели — нормальному сексуальному общению (установлению интимных отношений с человеком противоположного пола). А также способность внести свой трудовой вклад в жизнь общества. Эта стадия проходит в два этапа. Первый этап – гомосексуальный: интимные отношения со своим полом. Второй этап – гетеросексуальный: формируется генитальный характер – человек может познать себя, сказать другому о себе, о своих чувствах, чувствует свое неодиночество в этом мире. Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регресса к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть «эдипов комплекс», который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов «Оно», инстанция «Я» использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний. Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его «Оно», «Я» и «Сверх-Я» и их взаимодействиями. Нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|