Здавалка
Главная | Обратная связь

Концепция стадий когнитивного развития Ж.Пиаже.



 

При изучении психологии развивающегося ребенка всегда уделялось большое внимание мышлению и речи, потому что они составляют основу интеллекта.

Пиаже детально изучил развитие мышления вплоть до того момента, когда оно соединяется с речью, особенно мышления наглядно-действенного и наглядно-образного. Он считал, что мышление складывается задолго до того, как оно становится речевым. Пиаже были выделены логические структуры мышления, названные операциями.

Основной целью разумного поведения, или мышления, Пиаже считал адаптацию к окружающей среде. Способы адаптации названы им схемами. Схема – это повторяющаяся структура или организация действий в определенных ситуациях. Это могут быть простые движения, комплекс двигательных умений, навыков или умственных действий.
Основными механизмами, благодаря которым ребенок переходит с одной стадии развития на другую, Пиаже назвал ассимиляцию, аккомодацию и равновесие.

Базовая структура – «схема» - ментальная структура, благодаря которой, происходит обработка перцептивных образов, знаний субъективного опыта.

Виды схем: 1) сенсомоторные (действия человека), 2) когнитивные (в основе лежат понятия). Развитие схем идет через два основных процесса: ассимиляция и аккомодация.

Ассимиляция – включение нового опыта, исходя из существующих ментальных структур без их изменения.

Аккомодация – изменение существующих ментальных структур, для объединение старого и нового опыта.

Интеллект всегда стремится к уравновешиванию процессов ассимиляции и аккомодации.

Когда ассимиляция доминирует над аккомодацией, мышление становится ригидным, поведение – негибким. А если аккомодация превалирует над ассимиляцией, поведение детей становится непоследовательным и неорганизованным, наблюдается задержка в формировании устойчивых и экономных приспособительных умственных действий и операций, т. е. возникают проблемы в обучении. Равновесие между ассимиляцией и аккомодацией обеспечивает разумное поведение. Достижение равновесия – трудная задача. Успешность ее решения будет зависеть от интеллектуального уровня субъекта, от новых проблем, с которыми он столкнется. К равновесию необходимо стремиться, и важно, чтобы оно присутствовало на всех уровнях интеллектуального развития.
Благодаря ассимиляции, аккомодации и равновесию происходит когнитивное развитие, продолжающееся на протяжении всей жизни человека.

1. Сенсомоторная (0- 1,5-2 лет). Познание мира через действия. В этот период ребенок становится способным к элементарным символическим действиям. Происходит психологическое отделение себя от внешнего мира, познание себя как субъекта действия, начинает осуществляться волевое управление своим поведением, появляется понимание устойчивости и постоянства внешних объектов, осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда не воспринимаются через органы чувств.

2. Дооперациональная (2-7 лет). ети этого возраста начинают пользоваться символами и речью, могут представить предметы и образы словами, описать их. В основном ребенок использует эти предметы и образы в игре, в процессе подражания. Ему трудно представить, как другие воспринимают то, что наблюдает и видит он сам. В этом выражается эгоцентризм мышления, т. е. ребенку трудно встать на позицию другого человека, увидеть явления и вещи его глазами. В этом возрасте дети могут классифицировать объекты по отдельным признакам, справляются с решением конкретных проблем, связанных с реальными отношениями людей, – трудность заключается лишь в том, что им трудно выражать все это в словесной форме.

3. Конкретных операций (7-11-12 лет). Оперирование математическими понятиями применительно к конкретным событиям или объектам.

Данная стадия характеризуется тем, что дети могут выполнять гибкие и обратимые операции, совершаемые в соответствии с логическими правилами, логически объяснять выполненные действия, рассматривать разные точки зрения, они становятся более объективными в своих оценках, приходят к интуитивному пониманию следующих логических принципов: если А = В и В = С, то А = С; А + В = В + А. В 6 лет усваиваются представления о сохранении числа, в 7 лет – массы, около 9 лет – веса предметов. Дети начинают классифицировать объекты по отдельным существенным признакам, выделять из них подклассы.

4. Формальных операций (с 12 лет). Анализ, решение задач как конкретного, так и абстрактного характера. У человека реально формируются суждения по аналогии и метафорически. На данной стадии становится более гибким мышление, осознается обратимость умственных операций и рассуждений, появляется способность рассуждать, используя абстрактные понятия; развивается способность к системному поиску способов решения задач с просмотром многих вариантов решения и оценкой эффективности каждого из них.
Пиаже считал, что на развитие интеллекта ребенка влияют созревание, опыт и действительное социальное окружение (обучение, воспитание). Он полагал, что биологическое созревание организма играет определенную роль в интеллектуальном развитии, а сам эффект созревания заключается в открытии новых возможностей организма для развития.
Пиаже полагал также, что успех обучения зависит от уровня интеллектуального развития, уже достигнутого ребенком.

Джерсилд: Аффективные стадии развития. (+ смотри задания для с.р. по возрастной)

В основе аффектов – страхи.

1. от 0 до 1.5 лет – страхи темноты, внезапного шума, одиночества, отсутствия помощи, страх чужих. (Не должно быть отсутствия информации и её чрезмерного поступления) аутизм, анаклитичес-кая депрессия, нарушения питания и сна.

2. от 1.5 до 3 лет – страх внезапных движений, разлуки, заброшенности. симбиотическое поведение, негативизм, упрямство, робость/ застенчивость ночные страхи

3. от 3 до 6 лет – страх животных, воображаемых существ, оскорблений. фобии, кошмарные сновидения, проблемы речи, энурез, энкопрез, страхи

4. с 6 до 11 лет – страх потери собственности, страх исключения из школы, страх уродства, болезни, смерти. (Ребенок начинает различать, что с точки зрения нормально, а что нет; он боится ситуации, когда его тело может быть изуродовано). , страх школы, школьная фобия, навязчивости, конверсионные симптомы, тики

5. с 12 до 17 лет – страх телесных, социальных, интеллектуальных изменений; страх сексуальных отношений. нервная анорексия, делинквент-ность, шизофрения







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.