Здавалка
Главная | Обратная связь

Л.С. Выготский: критические стадии развития.



Кризис- обострение противоречивых тенденций в развитии психики, которые основаны на противопоставление внутренних возможностей человека и требований окружающей среды.

Возрастное развитие, в особенности детское, — сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями:. Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данной период.

Источником развития является социальная среда. Каж­дый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок перехо­дит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С. Выгот­ский ввел понятие «социальная ситуация развития»спе­цифическое для каждого возраста отношение между ребен­ком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.

Как ребенок взаимодействует со средой? Л,С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации раз­витиядеятельность и переживание. Легко наблюдать вне­шнюю активность ребенка, его деятельность. Но существу­ет и внутренний план, план переживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному переживают разные дети, даже дети одного возраста — близнецы. В результате на раз­витии одного ребенка конфликт между родителями, на­пример, скажется слабо, а у другого вызовет невроз и про­чие отклонения. Один и тот же ребенок, развиваясь, пере­ходя от одного возраста к другому, будет по-новому пере­живать ту же самую семейную ситуацию.

1. Кризис новорожденности. Признак: потеря в весе в первые дни после рождения. Противоречия: между максимальной социальностью ребенка и минимальными средствами для ее выражения. Новообразование: возникновение индивидуальной психической жизни – развитие комплекса оживления (критерий нормального функционирования психики).

2. Кризис 1 года жизни. Признак: регресс деятельности, эмоциональные аномалии: угрюмость, обидчивость. Противоречие: между биоритмической регуляцией, которая утрачивает ведущие позиции, и вербальной регуляцией, которая пока недостаточна развита. Новообразование: автономная речь, которая понятна только близким людям, она приобретает функцию знаков.

3. Кризис 3 лет («Я сам»). Признак: «семизвездие»: негативизм, упрямство, строптивость (выступление против норм), бунт, протест; симптом обесценивания родителей, деспотизм ребенка по отношению к родителям (ребенок не учитывает желания родителей), своеволие (ребенок преодолевает всевозможные препятствия для достижения цели).

Противоречие: между проявлением ребенком самостоятельности и ограничением его активности со стороны взрослых. Новообразования: развитие знаковой функции сознания – способность использовать один объект в качестве заместителя другого; развивается играть, фантазирование, ребенок получает раздвижение границ окружающего его мира.

4. Кризис 7 лет. Признак: манерничанье, кривляние дома при строгом соблюдение правил в школе (расслоение аффекта и интеллекта). Противоречие между вербальной и нормативной регуляцией (ребенок осваивает нормы и соответствует им). Новообразование: развитие произвольности, развитие рефлексии.

5. Кризис 12-13 лет (подростковый). Признак: снижение успеваемости, отказ от выполнения творческих заданий, повышенная аффективность и конфликтность со взрослыми, расхождение между словами и делами. Противоречие: между стремлением подростка к проявлению своей социальной автономности и ее ограничением со стороны взрослых. Новообразование: чувство взрослости (обретение внешнего рисунка взрослых, развитие ответственности за принятие решений).

6. Кризис 17 лет (юношеского возраста). Признак: философская интоксикация сознания (в сознание протекают мысли, идеи, которые разрушают сознание). Юношеский релятивизм (все относительно, нет образца, по которому можно строить свою жизнь). Негативизм – отрицание всего. Юношеский солиптизм – замкнутость человека на самом себе. Противоречие: между нормативной и ценностно-смысловой регуляцией. Человек вырабатывает внутренние ценности своего поведения. Новообразование: развитие мировоззрения.

Д.Б. Эльконин.Смена ведущего вида деятельности как основа возрастной периодизации .

1. 0-1 год – младенец. Соц. ситуация развития: взрослый – ребенок (взаимодействие взрослого и ребенка). Ведущая деятельность – эмоциональное общение со взрослым. Новообразование: «комплекс оживления», формирование первичных представлений о мире и о себе.

2. 1-3 года - раннее детство. Соц. ситуация развития: ребенок – предмет- взрослый. Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Орудийное действие – один объект выступает как воздействующий на другой. Новообразование: предметная деятельность; речь – позволяет ребенку принимать информацию от объектов окр. мира и ее передача; формирование образа «Я».

3. 3-6 лет – дошкольный возраст. Соц.ситуация развития: ребенок – взрослый, ребенок- сверстник. Ведущая деят-ть- игра (нет цели).Новообразование: знаковая функция сознания, становление системы отношений со сверстниками.

4. 7-10 лет – младший школьник. Соц.ситуация развития: ребенок – взрослый, ребенок - сверстник; носитель правила учитель или любой другой значимый взрослый, но не родитель. Ведущая деят-ть: обучение, учение- у человека очень четко, емко может развиваться умственное качество. Новообразование: произвольность, формирование внутреннего плана действий, рефлексия.

5. 11-14 лет - подросток. Соц.ситуация развития: подросток- сверстник, подросток – взрослый. Ведущая деят-ть- эмоциональное общение со сверстниками (работает на познавательную способность), групповая ценность непреложна, феномен моды. Пространство музыки – роль средства, которое помогает уйти от рутинной жизни, раствориться в бессознательных реакциях. Общение по телефону – творение личных мифов. Новообразование: чувство взрослости, самосознание.

6. 15-17 лет – ранняя юность. Соц.ситуация развития: юноша – значимый взрослый, юноша – сверстник. Ведущая деят-ть: учебно-профессиональная. Переход от операционально-технической деятельности к смысловой. Новообразование: мировоззрение (система взглядов на мир и на самого себя).

 

3.Психическое развитие в раннем возрасте. Физическое и мо­торное развитие ребенка в раннем возрасте.

 

В период с 2 до 6 лет, по мере того как тело меняет свои размеры, пропорции и форму, ребенок перестает выглядеть младенцем. Происходящее в это же время быстрое развитие мозга ведет к расширению когнитивных возможностей ребенка и к такому развитию грубой и тонкой моторики, которое было невозможно в младенчестве. Для раннего детства характерен ровный и замедленный темп роста, который сохраняется вплоть до пубертатного скачка роста. В течение этого периода здоровые дети прибавляют ежегодно в весе в среднем 2 кг, а в росте – 8 см. Изменение пропорций тела приводят к смещению его центра тяжести (маленьким детям сложнее управлять движениями своего тела). В школьные годы, по мере того как меняется телосложение ребенка, центр тяжести постепенно опускается в область таза. По мере развития костной системы детей, растет и их физическая сила. В 5-м возрасте головной мозг ребенка становится по своим размерам почти таким же, как у взрослого человека. Развитие мозга способствует все более сложным процессам научения; в свою очередь, перцептивная и моторная деятельность, наряду с приобретением навыков в решении задач, освоением языка и другими видами научения, вносит вклад в образование и усиление межнейронных связей. Развитие полушарий мозга происходит не синхронно, например, за лингвистические способности (осязание правой рукой, устную речь, чтение, письмо, логику, науку, математику) отвечает левое полушарие, рост которого с 3 до 6 лет ускоренный, а затем происходит его замедление. Созревание правого полушария в раннем детстве (осязание левой рукой, зрительно – пространственные образы и представления, творческое мышление, воображение, восприятие музыки и живописи) идет медленными темпами и ускоряется от 8 до 10 лет. В дошкольные годы дети совершенствуют свои двигательные навыки и качества. Изменения видны в грубой моторике – способности совершать движения большой амплитуды.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.