Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации.



При каких условиях происходит замедление темпов и искажение психического развития? Наиболее исследован в этом отношении вопрос влияния семьи или ее отсутствия на развитие ребенка. Мы остановимся на характеристике неблагоприятных условий воспитания ребенка, которые можно назвать депривационными. По определению чешских ученых Й. Лангмейера и З. Матейчека (1984), депривационная ситуация – это такая жизненная ситуация ребенка, когда отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей. Результатом пребывания ребенка в подобной ситуации является переживание им психической депривации, которая может послужит основой возникновения нарушений поведения и развития. Единая теория депривации в науке еще не сложилась, но наиболее признанным определением психической депривации считается следующее. Психическая депривация – это психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени (Й. Лангмейер и З. Матейчек). Чаще всего в качестве наиболее патогенной ситуации называют недостаточное удовлетворение аффективных потребностей человека. Это так называемая эмоциональная депривация, когда у растущего ребенка отсутствует возможность установления интимно-эмоционального отношения с каким-либо лицом или происходит разрыв ранее сложившейся эмоциональной связи. Выделяют следующие виды депривации: – стимульная депривация, или сенсорная, которая возникает в ситуации пониженного количества стимулов или ограничения их изменчивости и модальности; – когнитивная депривация (депривация значений), возникающая в ситуации излишней изменчивости и хаотичности структуры внешнего мира, без четкого упорядочивания и смысла, что не дает возможности ребенку понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне; – социальная депривация (депривация идентичности) возникает в случае ограничения возможности усвоения автономной социальной роли. Влияние депривации на психическое развитие ребенка в отечественной психологии развития активно изучается в научных школах М.И. Лисиной и В.С. Мухиной. Исследования построены на сравнении психического развития детей из семей и детского дома. Ситуация воспитания в условиях детского дома и интерната наиболее наглядно демонстрирует отрицательные последствия испытанной детьми депривации. Но депривация не ограничена учреждениями интернатного типа и касается семей и других областей общественной жизни (детский сад, школа и т.п.), поэтому важно знать, при каких условиях она наступает. Эти условия можно разделить на две группы: 1. Обстоятельства, когда по внешним причинам в семье царит совершенный недостаток социально-эмоциональных стимулов, которые необходимы для здорового развития ребенка (например неполная семья; если родители большую часть времени находятся вне дома; низкий экономический и культурный уровень семьи и т.п.). 2. Обстоятельства, при которых объективно стимулы имеются, но для ребенка они недоступны, так как в отношениях с воспитывающими его взрослыми образовался внутренний психологический барьер. Нередко это бывает в семьях экономически и культурно благополучных, но эмоционально безразличных. Результатом перенесенной депривации, особенно в ранние годы, является госпитализм. Иногда термин «госпитализм» используется как синоним термина «депривация». При этом ученые чаще ограничиваются описанием условий, при которых происходят лишения. Есть и описания последствий в развитии психики. Остановимся на таком определении госпитализма: глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни в результате «дефицита» воспитания (Р.А. Спиц, Дж. Боулби). Другим последствием перенесенной депривации может быть отставание, задержка в психическом развитии (ЗПР). ЗПР – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (речевых, моторных, сенсорных, эмоциональных, волевых). В этой связи учеными решается вопрос, обратим ли эффект депривации; разрабатываются и апробируются программы коррекции депривированных детей; консультируются чиновники государственных учреждений по вопросам организации жизни детей, лишенных родительского попечительства. Современный мир сталкивается все чаще с негативным поведением людей, выросших в депривационных условиях. Смертники-террористы – это люди, перенесшие депривацию, их поведение отличает отчужденность от других людей, враждебное отношение к ним, отсутствие жалости и мягкости (Г. Крайг). 8) Категория возраста. Структурные компоненты возраста. Возраст – это категория в психологии, обозначающая определенные признаки индивидуального развития. Первая попытка системного анализа категории психологического возраста (ПВ) принадлежит Л.С.Выготскому. Психологический возраст он рассматривал как новый тип строения личности и деятельности и характеризовал его с позиции тех психических и социальных изменений, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. Он подчеркивал, что возраст имеет историческое происхождение и культурное. Он рассматривал возраст как замкнутый цикл, имеющий свою структуру и динамику. Структура ПВ: 1. Социальная ситуация развития – определяет место ребенка в обществе, определяет то место в системе общественных отношений, в которые ребенок входит. Д.Б.Эльконин конкретизировал это определение и обозначил социальную ситуацию развития, как «ту конкретную форму отношений, в которую вступает ребенок со взрослым в каждый, данный период развития.» 2. Ведущий тип деятельности – деятельность, в которой дифиренцируются другие виды деятельности, формируются и перестраиваются частные психические процессы и развивается личность ребенка (Леонтьев). 3. Новообразования развития – новый тип строения личности и деятельности, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. (Выготский) Возрастные кризисы – переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого. (Выготский) Зарубежные психологи, современники Выготского рассматривали возрастные кризисы как болезни роста или результат нарушения детско-родительских отношений и считали, что кризисов может и не быть. В идеале развитие должно быть литическим (плавным). Выготский считал, что литического развития не бывает. Возрастные кризисы он считал нормативным явлением, необходимым для поступательного развития личности. Сущность любого кризиса он видел в разрешении противоречий между социальной ситуацией развития, с одной стороны, а с другой стороны – новыми возможностями и, соответственно, потребностями ребенка, которые возникают на данной ступени развития, к концу возраста накапливаются, перерастают в социальную ситуацию развития и приводят к ее взрыву. Взрыв социальной ситуации развития - это сущность любого кризиса. Леонтьев – основное противоречие – это противоречие между процессом (ведущая деятельность) и образом (представление о мире)






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.