Здавалка
Главная | Обратная связь

БИЛЕТ 14. Типология методов обучения.



Метод обучения выступает как способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на достижение ими

 

образовательных целей.

 

перцептивные (передача и восприятие учебной информации посред­ством чувств);

словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);

наглядные (демонстрация, иллюстрация);

практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);

логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);

гностические :

 

объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);

репродуктивные;

проблемного изложения;

частично-поисковые (эвристические);

исследовательские.

 

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую

 

информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сообщение ин­формации учитель осуществляет с

 

помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных

 

средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на

 

станке, способа решения задачи и т. п.). Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний.

 

Здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают

 

их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное

 

воспроизведение (репродукция) знаний. Главное преимущество данного метода, как и рассмотренного выше объяснительно-

 

иллюстративного метода, — экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний,

 

умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть метода

 

заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания.

 

Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично поисковый (эвристический) метод. Метод

 

получил название частично поискового потому, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала

 

и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний

 

сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая

 

проблемные задания. Учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель — учащиеся — преподаватель — учащиеся и

 

т. д.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в

 

следующем:

 

преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему;

учащиеся самостоятельно ее разрешают;

преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруд­нений в решении проблемы.

 

Таким образом, исследовательский метод используется для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать

 

предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации

 

поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

 

Рассказ. Это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме. Рассказ

 

используется для сообщения фактических сведений, требующих образности и последова­тельности изложения. Применяется

 

рассказ на всех этапах обучения, меня­ются лишь задачи изложения, стиль и объем рассказа.

 

Объяснение - это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для

 

объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений,

 

устанавливающих основы истинности данного суждения

 

Беседа — диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к

 

пониманию нового ма­териала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обу­чения может быть применена

 

для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые

 

беседы (вопросы адресованы определенной группе) и фронталь­ные (вопросы адресованы всем).

 

Лекция — это монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала

 

отличается более стро­гой структурой; обилием сообщаемой информации; логикой изложения материала; системным

 

характером освещения знаний.

 

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взгляда­ми по определенной проблеме. Причем эти взгляды

 

отражают или соб­ственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной

 

дискуссии — стимулирование познаватель­ного интереса.

 

Работа с учебником и книгой — один из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для

 

ученика в доступ­ном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. При использовании

 

программированных учебных книг, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация, эффективно решаются

 

вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений.

 

Демонстрация как метод обучения предполагает показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов,

 

диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ и пр. Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия

 

динамики изучаемых явлений, но используется и для ознаком­ления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

 

Методы демонстрации и иллюстрации тесно взаимосвязаны. Демонстрация, как правило, используется тогда, когда процесс или

 

явление уча­щиеся должны воспринять в целом. Когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его

 

компонентами, прибегают к иллюстрации.

 

упражнения, практические и лабораторные методы. – назначение: формирование практических умений и навыков.

 

Упражнение — многократное (повторное) выполнение учебных дей­ствий (умственных или практических) с целью овладения ими

 

или повы­шения их качества.

 

Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении учащи­мися экспериментов, опытов с использованием приборов,

 

инструментов, т. е. с применением специального оборудования. Работа может проводить­ся индивидуально или в группах. От

 

учащихся требуется большая актив­ность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными

 

наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследо­ваний.

 

Практические методы — это методы обучения, направленные на приме­нение полученных знаний к решению практических задач.

 

Они выполняют функции углубления знаний, умений, контроля и коррекции, стимулируют познавательную деятельность,

 

способствуют формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, организаторские умения и т. д.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.