БИЛЕТ 10. Обучение как сторона педагогического процесса: его структура.
Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения
и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою
индивидуальность.
Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т. д. изучает важнейшая
отрасль педагогики — дидактика. Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 — 1635)
для обозначения искусства обучения (в курсе лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия»).
Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670) в своем труде «Великая дидактика» назвал дидактику «всеобщим
искусством всех учить всему». Он придал термину «дидактика» широкое значение. Я. А. Коменский полагал, что дидактика
представляет собой искусство не только обучения, но и воспитания.
Структура.
Процесс обучения начинается с подготовки к восприятию новых знаний. Это звено предполагает актуализацию имеющихся
знаний и умений для успешного решения учащимися новой познавательной задачи; развитие учителем интереса к
предлагаемому на данном уроке материалу на основе проблемной ситуации, истории вопроса и т. п. и к предмету в целом. В
этом же звене идет проверка и корректировка знаний и умений, необходимых для успешного овладения новым материалом.
После создания потребности в знаниях учитель организует процесс восприятия новых знаний. Восприятие предполагает
целостное отражение всего материала в сознании учащихся, однако уже в процессе восприятия учитель выделяет главное,
существенное. Этому способствует план изложения материала; вопросы, написанные на доске, на которые нужно будет
ответить после знакомства с новой информацией. Выделение главного, существенного в восприятии создает условия для
перехода к следующему звену учебного процесса.
Осмысление воспринятого материала. Это преобразование полученных данных в сознании ученика. Это звено учебного процесса
способствует созданию логических связей, классифицированию информации. Основой для этого является сопоставление новых
фактов и явлений с уже известными.
Новое знание пока не стало орудием мышления ученика. Его следует закрепить, поэтому учитель использует первичное
закрепление, а затем различные виды повторения: текущее и обобщающее. Важным условием эффективности повторения
являются элементы новизны, позволяющие сделать процесс обучения творческим, осознанным. На основе многократных
повторений одних и тех же действий с элементами новизны у учащихся формируются умения и навыки.
Обеспечив усвоение материала по изучаемой теме, учитель включает эти новые знания в систему уже имеющихся знаний,
умений и навыков. Это звено учебного процесса предполагает использование изученного в новых ситуациях, чтобы добиваться
гибкости знаний, их критичности и креативности.
Последним звеном учебного процесса является контроль как звено обратной связи. В процессе контроля учитель выявляет
пробелы в знаниях ученика и оказывает ему помощь в преодолении и предупреждении отставания. Кроме того, учитель
контролирует и качество своей работы
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|