Здавалка
Главная | Обратная связь

БИЛЕТ 10. Обучение как сторона педагогического процесса: его структура.



Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения

 

и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою

 

индивидуальность.

 

Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т. д. изучает важнейшая

 

отрасль педагогики — дидактика. Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 — 1635)

 

для обозначения искусства обучения (в курсе лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия»).

 

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670) в своем труде «Великая дидактика» назвал дидактику «всеобщим

 

искусством всех учить всему». Он придал термину «дидактика» широкое значение. Я. А. Коменский полагал, что дидактика

 

представляет собой искусство не только обучения, но и воспитания.

 

Структура.

 

Процесс обучения начинается с подготовки к восприятию новых знаний. Это звено предполагает актуализацию имеющихся

 

знаний и умений для успешного решения учащимися новой познавательной задачи; развитие учителем интереса к

 

предлагаемому на данном уроке материалу на основе проблемной ситуации, истории вопроса и т. п. и к предмету в целом. В

 

этом же звене идет проверка и корректировка знаний и умений, необходимых для успешного овладения новым материалом.

 

После создания потребности в знаниях учитель организует процесс восприятия новых знаний. Восприятие предполагает

 

целостное отражение всего материала в сознании учащихся, однако уже в процессе восприятия учитель выделяет главное,

 

существенное. Этому способствует план изложения материала; вопросы, написанные на доске, на которые нужно будет

 

ответить после знакомства с новой информацией. Выделение главного, существенного в восприятии создает условия для

 

перехода к следующему звену учебного процесса.

 

Осмысление воспринятого материала. Это преобразование полученных данных в сознании ученика. Это звено учебного процесса

 

способствует созданию логических связей, классифицированию информации. Основой для этого является сопоставление новых

 

фактов и явлений с уже известными.

 

Новое знание пока не стало орудием мышления ученика. Его следует закрепить, поэтому учитель использует первичное

 

закрепление, а затем различные виды повторения: текущее и обобщающее. Важным условием эффективности повторения

 

являются элементы новизны, позволяющие сделать процесс обучения творческим, осознанным. На основе многократных

 

повторений одних и тех же действий с элементами новизны у учащихся формируются умения и навыки.

 

Обеспечив усвоение материала по изучаемой теме, учитель включает эти новые знания в систему уже имеющихся знаний,

 

умений и навыков. Это звено учебного процесса предполагает использование изученного в новых ситуациях, чтобы добиваться

 

гибкости знаний, их критичности и креативности.

 

Последним звеном учебного процесса является контроль как звено обратной связи. В процессе контроля учитель выявляет

 

пробелы в знаниях ученика и оказывает ему помощь в преодолении и предупреждении отставания. Кроме того, учитель

 

контролирует и качество своей работы

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.