Здавалка
Главная | Обратная связь

БИЛЕТ 7. Основные институты социализации.



На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но

 

сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами,

 

можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством

 

знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают

 

своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе

 

социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

 

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и играющие все

 

большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший

 

институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые

 

социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы

 

и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка

 

«образа-Я». Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных

 

норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах

 

(увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в

 

процессе социализации все же остается весьма значимой.

 

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической

 

психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа

 

обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того,

 

школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей

 

мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но

 

так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или

 

препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь,

 

кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе

 

выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля

 

взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в

 

обществах разного типа.

 

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной

 

психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что

 

выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно. Конечно, можно интерпретировать любое

 

исследование трудового коллектива в этом плане: в определенном смысле, действительно, всякий анализ, например стиля

 

лидерства или группового принятия решений, характеризует какие-то стороны трудового коллектива как института

 

социализации. Однако не все аспекты проблемы при этом освещаются: можно сказать, к примеру, о таком повороте этой

 

проблемы, как причины отрыва личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального характера, когда на смену

 

институту социализации приходит своеобразный институт «десоциализации» в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д.

 

Идея референтной группы наполняется новым содержанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социализации, их силы

 

и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта.

 

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность

 

не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте

 

социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

 

При анализе больших групп был выяснен тот факт, что психология таких групп фиксирует социально-типическое, в разной

 

степени представленное в психологии отдельных личностей, составляющих группу. Мера представленное в индивидуальной

 

психологии социально-типического должна быть объяснена. Процесс социализации позволяет подойти к поискам такого

 

объяснения. Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при

 

определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-

 

культурные различия стран и т.п. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается

 

с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ

 

жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный

 

результат социализации. Таким образом, проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна предстать как

 

своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности.

 

 

БИЛЕТ 8. Воспитание как целенаправленный процесс: цели и содержание.

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и

 

физическоеразвитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не

 

отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека

 

как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю,

 

характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют

 

различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его

 

способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру,

 

обществу и взаимоотношений с ним.

 

Таким образом, воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное

 

направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения

 

этих целей.

 

Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных

 

воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а

 

определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.

 

Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые

 

необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует

 

придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие

 

исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития

 

человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с

 

личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием

 

текущие процессы в обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития

 

общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.