Здавалка
Главная | Обратная связь

Билет. Основные преимущества и недостатки железнодорожного транспорта



Железнодорожный транспорт занимает ведущее мест: среди всех видов транспорта. На сегодняшний день, несмотря на интенсивное развитие других видов транспорта, улучшение сервиса, железная дорога остается основным средством обеспечения массовых перевозок грузов и населения, как во внутреннем, так и в международном сообщении. Железнодорожный транспорт помимо хозяйственных, экономических и стратегических функций выполняет также социальную роль. Снижение доходов предприятий и жизненного уровня населения произошло одновременно с повышением стоимости перевозок на всех видах транспорта. Поэтому предприятия, организации и частные лица сейчас в большей степени руководствуются низкой стоимостью, нежели высоким качеством транспортировки. Однако себестоимость услуг железных дорог осталась относительно низкой, что позволит железным дорогам в ближайшее время оставаться ведущим видом транспорта.
В настоящее время, когда в мире происходят интеграционные процессы, железнодорожный транспорт становится инструментом международного разделения труда и вместе с тем сам является объектом влияния глобализации. Железнодорожный транспорт - наукоемкая отрасль экономики. Удержание позиций и совершенствование железных дорог происходят за счет потребления новейших научно-технических и технологических достижений. Ежегодно железные дороги наращивают до 8 тыс. км протяженности, на сегодняшний день общая длина железнодорожных путей достигла почти 1,5 млн. км.
Ведущая роль железных дорог на транспортном рынке страны объясняется следующими преимуществами:
- массовостью перевозок и высокой провозной способностью железных дорог;
- независимостью от климатических условий, что обеспечивает ритмичность перевозок и регулярность отправок;
- большой грузоподъемностью и вместимостью подвижного состава;
- универсальностью подвижного состава для перевозок различных родов грузов;
- наличием специализированного подвижного состава для перевозки массовых грузов (вагоны-ковши для жидкого металла, шлака, битума и других грузов, требующих предварительного подогрева перед разгрузкой; цистерны для перевозки пылевидных грузов, полувагоны с разгрузкой через донные люки и др.);
- возможностью прямой схемы физического распределения «от двери до двери» для крупных промышленных и перерабатывающих предприятий;
- относительно невысокой стоимостью транспортировки.
Но железнодорожный транспорт наряду с массой преимуществ имеет и свои недостатки:
- высокую стоимость погрузочно-разгрузочных работ;
- низкую маневренность и мобильность - перевозка мелких партий груза требует доставки автомобильным видом транспорта;
- высокую капиталоемкость основных средств производства. Предприниматели-грузовладельцы должны при планировании перевозок обосновать технико-экономическую эффективность использования транспортных средств. В частности, не рекомендуются:
- встречные перевозки - перевозки одинаковых или однородных грузов в направлениях, встречных основному потоку этих грузов;
- излишне дальние перевозки, т. е. перевозки на расстояния, превышающие установленные схемы;
- перевозки, которые целесообразно осуществлять водным, автомобильным, трубопроводным транспортом или в смешанном сообщении;
- повторные перевозки однородных (взаимозаменяемых) грузов, за исключением перевозок таких грузов с баз длительного хранения, с баз подгруппировки или предприятий, выполняющих эти функции.
Грузовые перевозки на железнодорожном транспорте подразделяются с ледующим образом:
- местное сообщение - в пределах одной железной дороги;
- прямое сообщение - в пределах одной или нескольких железных дорог по одному перевозочному документу;
- прямое смешанное сообщение - при перевозке комбинируются несколько видов транспорта (железнодорожно-водное, жедезнодорожно- автомобильное, железнодорожно-водно-автомобильное и др.);
- прямое международное сообщение - осуществляется при перевозке с участием дорог двух и более государств, но по одному перевозочному документу.
Железнодорожные перевозки грузов также различаются по скорости доставки:
- грузовой скоростью перевозят большую часть номенклатуры грузов, не требующих особых условий доставки;
- пассажирской скоростью (в багажном отделе) перевозят, как правило, почту, периодическую печать и вещи пассажиров;
- большой скоростью перевозят скоропортящийся груз, требующий оперативной транспортировки.

3 Билет. Основные технико-эксплуатационные особенности и преимущества автомобильного транспорта:

· маневренность и большая подвижность, мобильность;

· доставка грузов (пассажиров) «от двери до двери» без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следования;

· автономность движения транспортного средства;

· высокая скорость доставки;

· широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;

· более короткий путь прохождения по сравнению с естественными путями водного транспорта.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕНЕДОСТАТКИАВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА:

· большая себестоимость;

· большая топливо энергоемкость;

· большая металлоемкость;

· низкая производительность единицы подвижного состава(130-150 тыс.т-кмв год);

· наибольшая трудоемкость (на одно транспортное средство нужно не менее одного водителя);

· загрязняет окружающую среду.

4 Билет. Общая (абсолютная) экономическая эффективность и сравнительная эффективность.

Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений служит для выявления экономичного (выгодного) варианта решения конкретных хозяйственных и технических задач (например, при выборе варианта внедрения новой техники и проведения мероприятий по техническому перевооружению предприятий).

Она показывает, насколько один вариант лучше другого.

Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений рассчитывается при сопоставлении нескольких вариантов проектов либо при выборе новой техники.

Показателем сравнительной экономической эффективности капитальных вложений является минимум приведенных затрат.

Приведенные затраты по каждому варианту представляют собой сумму текущих затрат и капитальных вложений, приведенных к одинаковой размеренности в соответствии с нормативом эффективности.

Преимуществом обладает тот вариант, который дает наибольшую эффективность, наиболее благоприятное сочетание капитальных вложений и текущих затрат.

Однако зачастую бывает, что один вариант требует меньших капитальных вложений, а другой — меньших текущих затрат. В этом случае требуется сопоставление капитальных вложений с экономией на текущих затратах и сравнение полученной величины эффективности с ее нормативным показателем.

Нормативный коэффициент эффективности по народному хозяйству в целом установлен на уровне 0,14.

По соображениям стимулирования технического прогресса по отдельным отраслям допускается дифференциация нормативного коэффициента эффективности.

Так, для промышленности он установлен на уровне 0,16; строительства — 0,22. Для торговли норматив общей (абсолютной) эффективности установлен на уровне Эн = 0,25.

На практике различают общую (абсолютную) и сравнительную экономическую эффективность.

Абсолютная экономическая эффективность - показатель за определенный промежуток времени, характеризующий общую величину экономического эффекта в сопоставлении с размером затрат и ресурсов в отдельности и совокупности.

Дифференцированные показатели абсолютной эффективности:

- трудоемкость производства (Те) и производительность труда (Пт):

 

Разработка и внедрение в производство машин и оборудования, новых технологий, техническое перевооружение производства, организация выпуска новых видов продукции требуют значительных капитальных вложений.

Оценка эффективности капитальных вложений занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами.

Экономическая эффективность капитальных вложений определяется на основе сопоставления эффекта и объема капитальных вложений, которые обеспечивают этот эффект. Сложный характер экономики, её многофакторность и многообразие связей обуславливают необходимость использования при Измерении экономического эффекта системы показателей. В зависимости от уровня экономики, целей планирования и анализа эффективности различных направлений развития производства экономический эффект могут выражать такие показатели, как величина национального дохода, объем товарной продукции, прибыли, экономия трудовых и материальных затрат, снижение себестоимости продукции и другие.

Различают понятия общей (абсолютной) и сравнительной экономической эффективности.

Если полученный в результате расчета коэффициент общей экономической эффективности будет равен нормативному или будет больше его, то использование капитальных вложений считается целесообразным.

При сравнении двух и более альтернативных вариантов с целью выбора наиболее экономически выгодного используют показатели сравнительной экономической эффективности:

• коэффициент сравнительной экономической эффективности;
• срок окупаемости дополнительных капитальных вложений;
• приведенные затраты.

 

Исходным моментом при определении сравнительной эффективности служит сопоставление по вариантам величины текущих затрат (себестоимости продукции или работ, эксплуатационных затрат) и единовременных затрат (капитальных вложений). Если один из сравниваемых вариантов для своей реализации требует меньше капитальных вложений и одновременно обеспечивает низкую себестоимость продукции, то при прочих равных условиях он признается экономически более выгодным. В этом случае достигается двойной эффект: экономия от снижения себестоимости и экономия на капитальных вложениях.

Однако нередко повышение производительности труда, снижение себестоимости, эксплуатационных затрат достигаются ценой дополнительных капитальных вложений. Тогда выбор оптимального варианта производится на основе расчета показателей срока окупаемости или коэффициента сравнительной эффективности дополнительных капитальных вложений.

Итак, рассмотренные методы определения экономической эффективности капитальных вложений представляют собой достаточно надежный и простой инструмент.

Однако показатели сравнительной экономической эффективности капитальных вложений имеют и серьёзный недостаток, связанный с тем, что область их возможного использования на практике ограничена.

Основные условия, которые должны быть выдержаны обязательно, чтобы применение рассмотренных критериев давало объективный результат, формируются следующим образом:

• у всех сравниваемых вариантов годовой объем производства продукции должен быть одинаков;
• у всех сравниваемых вариантов качество выпускаемой продукции должно быть одинаковым;
• все варианты должны пройти предварительную экспертизу в отношении абсолютной оценки эффективности;
• годовой объем производства и качество выпускаемой продукции должны оставаться по годам жизненного цикла проекта постоянными для полного и объективного сопоставления приведенных затрат;
• норма сравнительной экономической эффективности капитальных вложений (Ен) должна оставаться постоянной на протяжении всего жизненного цикла проекта и не изменяться по годам указанного периода;
• цены на используемые производственные ресурсы должны оставаться постоянными на протяжении всего жизненного цикла проекта.
Выдержать все эти условия одновременно очень трудно.Вот почему в условиях рыночной экономики широкое распространение получили при оценке эффективности инвестиции, в том числе и капитальных вложений, показатели, основанные на дисконтировании разновременных затрат.

Билет







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.