Здавалка
Главная | Обратная связь

Обновленная педагогика



Начало: см.Часть 1. Традиционная педагогика

Сегодня реформаторы образования говорят:

• мир изменился, cовременная экономика, общество требуют от молодых людей высокого уровня профессиональной подготовки;

• нужно уметь работать с огромным количеством информации, использовать передовые достижения техники (компьютер и интернет);

• традиционная школа не соответствует «веяниям времени» и безнадежно устарела.

Нынешняя квебекская школьная реформа “ставит ученика на пьедестал”.

Отныне он, ученик, признается главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Это на языке реформаторов называется «личностно-ориентированной педагогикой».

Личностно-ориентированная педагогика рассматривает ребенка, как активного творца собственного развития (самообразования, самовоспитания).
Ее центральной задачей является принятие знаний самим учеником.

Преподавателю отводится роль «сопровождающего». Сегодня учитель должен быть виртуозом, проявлять все свое педагогическое мастерство, чтобы вовлечь детей в изучение предмета. Учеба не должна быть занудной, обременительной.

Фиксировать успехи и неудачи ребенка необходимо на индивидуальном уровне, у ребенка не должно возникать ощущения, что его сравнивают с другими.

Индивидуальные достижения ни в коем случае не следует предавать огласке – вывешивать на доске, зачитывать перед классом.

Aтмосфера конкуренции и соревнования порождает нездоровый климат в несформировавшемся детском коллективе и никак не способствует гармоничному развитию личности ребенка.

Авторы oбновленнoй педагогики высмеивают зубрежку и утверждают, что «ученики должны уметь добывать информацию и на основе ее делать
проекты, доклады… а не зубрить учебник», что «содержание традиционного школьного образования представляет собой крайне перенасыщенный механический набор сведений, предназначенный для формального экзамена, а не для того, чтобы стать основой благополучной жизни.»

А потому, правила грамматики сейчас не в моде. К написанию “жи-ши” и “ча-ща” ученик должен прийти самостоятельно, периодически просматривая интернет и делая проекты…

Цель начальной и средней школы как раз и состоит в том, чтобы заложить необходимую основу фундаментальных знаний. Приучить ребенка трудиться и получать от этого удовлетворение.

Демократическая направленность в педагогике определяется нами как целеустремлённая сосредоточенность педагогических теорий, идей, мыслей и интересов на демократических ценностях и их реализации в сфере образования.

В свою очередь, проблемы демократизации системы образования не являются новыми в отечественной педагогике. Они находили своё отражение в работах таких выдающихся дореволюционных педагогов как К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель и многих других. Сразу после Великой Октябрьской революции 1917 года молодое Советское правительство приняло кардинальный путь демократического преобразования системы образования.

Выдающимися документами, определяющими всю творческую работу первых лет советской власти были «Декларация» («Основные принципы единой трудовой школы») и «Положение о единой трудовой школе РСФСР» [10], созданные под руководством А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, М.Н. Покровского. Основной сутью этих документов являлся радикальный отказ от дореволюционной, так называемой «царской школы» и влияния церкви. Таким образом, школа провозглашалась «единой трудовой школой», светской, бесплатной, ставилась задача введения в возможно скором времени всеобщего обязательного начального обучения. «Декларация» выступала против формализма и схоластики, требовала учёта интересов учащихся, возбуждения их активности и самостоятельности, развития детского творчества. Содержание образования ориентировалось на прикладной характер и связь с жизнью, воспитание инициативной, свободной личности, готовой к строительству нового общества.

В первых советских документах утверждалось, что новая школа может быть создана лишь совместными усилиями педагогов, родителей и власти. В них отвергалось централизованное управление образованием, предлагалось создание школьного ученического самоуправления, тем самым, перекликаясь с демократическими идеями прогрессивных дореволюционных педагогов.

Подобный подход имел серьёзные психолого-педагогические и социологические обоснования. Он исходил из того, что полноценное развитие личности происходит при активном освоении окружающего мира, когда интенсивно задействованы моторика, сенсорика, эмоции и чувства ученика

 

28.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.