Здавалка
Главная | Обратная связь

Просвещение и общественная мысль Украины XVI- XVII в.в.



Процесс формирования социально-политической мысли украинского народа начался еще в Киевской Руси в IX-XI вв. Не смотря на то, что она формировалась под влиянием взглядов античных и особенно византийских авторов, она, тем не менее, отличалась самобытностью и была направлена на решение вопросов политики, религии и морали, осознание места человека и украинского народа в мире. В социально-политических взглядах мыслителей Киевской Руси утверждаются социально-политические концепции, в которых содержится главная идея - объединение всего восточного славянства в единую державу. Впервые ее обосновал Киевский митрополит Илларион. В своем произведении "Слово о законе и благодати", он высказывает такие основные идеи: -величия и славы древнерусского народа, создавшего свое государство; -экономической, политической и культурной независимости Киевской Руси; -равенства всех народов, принявших христианство. Вопрос о роли государства, о единении всех славян, общей основе их происхождения ставят авторы знаменитой "Повести временных лет" - монах Киево-Печерского монастыря Нестор и иегумен Выдубецкого монастыря Сильвестр. Основная политическая идея - величие, единство и независимость Киевской Руси. В летописи предпринята попытка объяснить происхождение государственной /княжеской/ власти взаимной договоренностью /легенда о призвании варягов/. Поскольку государство имеет договорное происхождение, оно должно беспокоиться о добродетели, целомудрии, высокой нравственности своих жителей и карать злых людей. Князья не подчиняются народу, а должны поступать по воле бога, поскольку государство имеет еще и божественное происхождение. История сохранила еще несколько памятников социально-политической мысли Киевской Руси. В "Поучении Владимира Мономаха" излагаются правила высокой личной и общественной морали, провозглашается идея правосудия великого князя. Владимир требует от сынов всегда придерживаться норм законодательства, справедливости и правосудия. В произведении содержится идеальный образ русского князя - политика, воина, государственного деятеля и монарха. Значительную роль в развитии политической мысли сыграло "Слово Даниила Заточника" /начало XII в./. В нем сильны социальные мотивы: в обществе существует социальное неравенство; положение человека определяется не разумом и способностями, а богатством. При этом автор высмеивает тупоумие и ограниченность феодалов. Чтобы ликвидировать социальную несправедливость, нужна сильная княжеская власть. Большое значение в развитии государственно-политической мысли Киевской Руси имело "Слова о полку Игоревом" /ХII в./, в котором важное место занимала идея необходимости политического объединения русских земель и прекращения междоусобной борьбы. Важной вехой в утверждении традиций украинской государственности была политическая деятельность князя Галицко-Волынского княжества Данила Галицкого /1200-1264/. При нем создавалась модель государственного управления, которая ни в чем не уступала европейским институтам. Было много сделано для ограничения произвола светских и церковных феодалов, укрепления верховной власти, осуществлена ориентация на Европу и предприняты попытки ее объединения, для совместной борьбы против татаро-монголов, что нашло отражение в "Галицко-Волынской летописи" /ХII в./. В целом же для украинской политической мысли эпохи Киевской Руси характерными чертами являются: склонность к индивидуальной свободе /отсутствие рабства, вольный переход из сословия в сословие /, народоправие в публичной жизни /народное вече, выборы князя, подписание договора с ним, существование самоуправления), зачатки федерализма (удельные княжества). В Х!У –ХУ вв. украинские земли стали добычей литовских, польских и венгерских феодалов, турок, крымских татар. Это тормозило развитие украинской культуры и социально-политической мысли. Стихийная борьба украинского народа породила на свободных землях Нижнего Приднепровья казачество со своей военно-административной организацией, государственным устройством, политическими отношениями, властью, демократией, свободой, правом. В XVI-XVII в.в. по Украине прокатывается мощная волна крестьянско-казацких восстаний под руководством К.Косинского, С.Наливайка, М.Жмайла, Тараса Трясила, И.Сулимы, П.Павлюка, Я.Острянина против социального гнета и колонизации. Эта борьба обусловила появление национально-культурного движения, получившего отражение в деятельности добровольных церковных объединений - братств. Братства возглавили движение за социальные и национальные права украинского народа, развернули антикатолическую пропаганду и культурно-просветителъскую деятельность. Важное значение в формировании и развитии украинской политической мысли сыграла украинская полемическая литература. Зачинателем и пропагандистом ее был первый ректор острожской школы Герасим Смотрицкий. Он разоблачал коварство папы римского и иезуитов, клеймил позором феодалов, пробуждал чувства патриотизма и национального достоинства украинцев, призывал бороться с польским и иезуитским засильем. Среди полемистов выделяется Христофор Филарет со своим произведением "Апокрисис". Его социально-политические взгляды включают идеи общественного договора и естественного права, ограничения власти монарха законом, признание прав и свобод подданных, основанных на требованиях "права и божьего и прирожденного". Идеи "Апокрисиса" были направлены против социального и религиозного угнетения украинского народа как иностранными, так и "своими" феодалами. Значительное место в развитии социально-политической мысли принадлежит Ивану Вышенскому /конец XVI-начало XVII в./. Социальный идеал он рисует, исходя из своего учения о "истинной церкви", идеализируя раннехристианскую общину. Но в этой социальной утопии четко прослеживается требование социального равенства для всех людей. Значительный вклад в развитие украинской политической мысли внес Богдан Хмельницкий. В его письмах, универсалах, других документах обосновывается идея борьбы против польских магнатов, папы Римского, униатской церкви, за автономию Украины в составе России. Он не представлял себе общественного строя без сословных привилегий, без подданных и господ. Его идеал общественного устройства строился по типу Польши: сословное государство, опора которого - шляхетство, военнослужащее сословие, на привилегированное положение которого претендовало украинское казачество, прежде всего казацкая старшина. Значительную роль в утверждении политических, социально-экономических и культурных ценностей Украины в XVII-XVIII в.в. сыграла Киево-Могилянская академия, профессором и ректором которой был выдающийся ученый - Феофан Прокопович.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.