Здавалка
Главная | Обратная связь

Система светского образования и просвещения в 1-й четверти XVIII в.



пять практически равноправных возможностей получить образование.

 

 

1. Образование духовное. Первое свое высшее духовное училище Россия получила вместе с Киевом по Андрусовскому перемирию (1667 г.). Затем (в 1685 г.) создается Славяно-Греко-Латинская Академия в Заиконоспасском монастыре (ныне Московская Духовная академия). Согласно установлениям Духовного регламента, в 20-х годах XVIII века создается развитая система семинарий. О качестве духовного образования сравнительно с прочими свидетельствует тот факт, что в XVIII веке Россия не вырастила ни одного профессора из дворян; это связано не только с возможностями карьеры (что для сына священника представлялось верхом благополучия, для дворянского отпрыска не обладало, конечно, особой привлекательностью), но и с тем, что именно духовное образование, основанное на серьезном знании классических языков, давало нужную для научных занятий подготовку. Сегодня людям, рассуждающим о русском просвещении, имеет смысл помнить, что русскую науку сделали поповичи, — точно так же, как русскую литературу сделали дворяне.

 

2. Образование военное. Кроме петровских морских и инженерных школ выделялся Сухопутный Шляхетский кадетский корпус (позднее 1-й кадетский) — не столько военное, сколько общеобразовательное училище для дворянства. Благодаря Сумарокову, он стал важнейшим фактором в формировании русского театра. Его культурную роль невозможно переоценить. Кроме того, определенную роль играли и гарнизонные школы для солдатских детей, существовавшие с 1732 года.

 

3. Общеобразовательная система. Она создавалась с отставанием и не столь удачно (один из аргументов в пользу того, что в России легче прививается образование специальное, сословно-корпоративное, а не общее). Гимназия пастора Глюка в Москве (1703 г.) просуществовала лишь несколько лет. Академическая гимназия и Академический университет в Петербурге (Указ в 1724 г., реальное начало занятий в 1726 г.) влачили жалкое существование и мирно скончались в начале XIX века. Удачнее обстояло дело в Москве: университет и гимназия (1755/1756 г.) привились на уже подготовленной почве. Общая же система (народные училища, на основании которых при Александре I будут созданы губернские гимназии) разовьется значительно позднее.

 

4. Домашнее образование. Если речь идет о приглашении учителей, то это преимущественно дворянский способ. Он процветал (несмотря на правительственные репрессии) в течение всего XVIII-го и начала XIX столетия; пленные шведские офицеры сменяются постепенно «поколением парикмахеров и лакеев», которое после Французской революции уступило место «поколению аббатов».

 

5. Заграничное воспитание. Как правило, является дополнительным (высшим). По вполне понятны причинам оно тоже предназначено для высшего сословия, но сюда относятся в том числе и заграничные научные стажировки (Тредьяковский, Ломоносов и др.).

 

Эта естественно сложившаяся система, исходящая не столько из единой образовательно-воспитательной доктрины, которую правительство (по крайней мере — до Екатерины) не хотело и не могло разработать, отвечала потребностям сословий — в этом было ее важное преимущество. Недостаток же заключался в том, что большая часть населения Империи не получала вовсе никакой школьной выучки.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.