Здавалка
Главная | Обратная связь

НАНИЗЫВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ



Справка 10. К числу стилистических недостатков относится так называемое нанизывание падежей, т.е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление па­дежей затрудняет понимание фразы, например: Дом племян­ника жены кучера брата доктора (пример A.M. Пешков- ского).

1. Чаще всего происходит нанизывание родительных паде­жей, в силу большой распространенности родительного при­именного. Например: *Для решения задачи ускорения подъема уровня сельского хозяйства...; *Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления трагизма его судьбы (пример К. Чуковского).

Сохранение подобных текстов недопустимо. При правке отглагольные существительные обычно заменяются инфини­тивными или другими конструкциями, распространенные оборо­ты - придаточными предложениями и т.д.; например: Чтобы ускорить подъем сельского хозяйства... Иногда достаточно "разбить" в каком-нибудь месте цепь родительных падежей, чтобы облегчилось восприятие текста.

2. Реже встречается стечение других одинаковых падежей, но и оно возможно, особенно нанизывание творительных падежей, например: *Вопрос будет разрешен назначенной Дирекцией комиссией; *Нельзя было ограничиться принятыми студентами решениями. То же при других падежах, например: ^Приступили к подготовке к соревнованию; *На конференции °бсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи и т.п. Исправить тексты можно так: Вопрос решит комиссия, назначенная дирекцией; Нельзя было ограничиться решениями, которые приняли студенты; Начали подготовку к соревно­ванию; На конференции обсуждалось соглашение о взаимной помощи.

3. Следует также избегать падежных форм с одинаковыми предлогами, например: *Мы беседовали с инженером с большим производственным стажем (вместо имеющим большой производственный стаж); *Газета опубликовала обращение к стремящейся к знаниям молодежи завода (вместо к молодежи, стремящейся получить знания).

4. Недопустимо сочетание в одном предложении роди­тельного субъекта и родительного объекта. Под первым понимается родительный падеж, обозначающий субъект дейст­вия, например: приезд брата, выступление артистов; второй родительный указывает на объект действия, например: чтение рукописи, правка текста. Наличие обоих родительных паде­жей в одном и том же предложении приводит к стилистическим ошибкам, например: ♦Повесть "Степь" - это итог сложных поисков Чехова своей творческой манеры; ♦Поиски Пушкина новых средств и приемов художественной выразительности; ♦Оценка Добролюбова "темного царства". Ср. также: ♦Прин­цип активности и сознательности усвоения знаний учащихся; ♦Метод систематического и последовательного изложения учи­теля учебного материала.

В этих случаях правка текста проводится путем замены родительного субъекта творительным падежом. Например: оценка Добролюбовым, усвоения знаний учащимися, изложение учителем.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.