НАНИЗЫВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ
Справка 10. К числу стилистических недостатков относится так называемое нанизывание падежей, т.е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление падежей затрудняет понимание фразы, например: Дом племянника жены кучера брата доктора (пример A.M. Пешков- ского). 1. Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей, в силу большой распространенности родительного приименного. Например: *Для решения задачи ускорения подъема уровня сельского хозяйства...; *Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления трагизма его судьбы (пример К. Чуковского). Сохранение подобных текстов недопустимо. При правке отглагольные существительные обычно заменяются инфинитивными или другими конструкциями, распространенные обороты - придаточными предложениями и т.д.; например: Чтобы ускорить подъем сельского хозяйства... Иногда достаточно "разбить" в каком-нибудь месте цепь родительных падежей, чтобы облегчилось восприятие текста. 2. Реже встречается стечение других одинаковых падежей, но и оно возможно, особенно нанизывание творительных падежей, например: *Вопрос будет разрешен назначенной Дирекцией комиссией; *Нельзя было ограничиться принятыми студентами решениями. То же при других падежах, например: ^Приступили к подготовке к соревнованию; *На конференции °бсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи и т.п. Исправить тексты можно так: Вопрос решит комиссия, назначенная дирекцией; Нельзя было ограничиться решениями, которые приняли студенты; Начали подготовку к соревнованию; На конференции обсуждалось соглашение о взаимной помощи. 3. Следует также избегать падежных форм с одинаковыми предлогами, например: *Мы беседовали с инженером с большим производственным стажем (вместо имеющим большой производственный стаж); *Газета опубликовала обращение к стремящейся к знаниям молодежи завода (вместо к молодежи, стремящейся получить знания). 4. Недопустимо сочетание в одном предложении родительного субъекта и родительного объекта. Под первым понимается родительный падеж, обозначающий субъект действия, например: приезд брата, выступление артистов; второй родительный указывает на объект действия, например: чтение рукописи, правка текста. Наличие обоих родительных падежей в одном и том же предложении приводит к стилистическим ошибкам, например: ♦Повесть "Степь" - это итог сложных поисков Чехова своей творческой манеры; ♦Поиски Пушкина новых средств и приемов художественной выразительности; ♦Оценка Добролюбова "темного царства". Ср. также: ♦Принцип активности и сознательности усвоения знаний учащихся; ♦Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала. В этих случаях правка текста проводится путем замены родительного субъекта творительным падежом. Например: оценка Добролюбовым, усвоения знаний учащимися, изложение учителем. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|