Здавалка
Главная | Обратная связь

Частные идеологии и национальное законодательство



Вместе с тем, признавая идейный плюрализм гражданского общества, государство не может допустить легального существования и открытой пропаганды идей и доктрин, направленных на разрушение общественных устоев или насильственное изменение политического устройства. Даже в самых демократических обществах в законодательном порядке запрещается деятельность объединений людей экстремистского, общественно-опасного характера. Государство сознательно регламентирует идеологическую деятельность социальных субъектов, отвергая те или иные постулаты, установки и цели, которые ведут к расколу и разрушению общества.

В разных странах практикуются различные формы и способы регулирования содержания частных идеологий, выражающих интересы различных групп людей. В демократических обществах одним из наиболее распространенных способов контроля со стороны государства содержания идеологических доктрин, скажем политических партий, является регистрация партий в соответствующем органе государства. В Республике Беларусь, на­пример, эта функция возложена на Министерство юстиции. И если в ходе осуществления процедуры регистрации в уставе или политической программе партии будут выявлены положения (идейные постулаты, принципы, цели, задачи или способы деятельности), противоречащие националь­ному законодательству, то такой партии будет отказано в придании ей статуса юридического лица.

Это означает, что идейное многообразие в гражданском обществе имеет право на свое проявление лишь в рамках основополагающих ценностей и принципов национально-государственной идеологии, получивших свое нормативное закрепление в Конституции и законах страны. Идейный «плюрализм», проявляющийся вне рамок правового поля, в сущности, антинационален и во всех странах преследуются по закону. В мире нет государств с безбрежным идейным плюрализмом. Каждое государство своим уголовным законодательством предусматривает суровое наказание за такие практические проявления идейного «плюрализма», как измена государству, заговор с целью захвата или удержания власти неконституцион­ным путем, шпионаж, террористический акт, призывы к свержению существующего строя и др. Более того, примечательной чертой современного развитого гражданского общества, в частности США, является постепенное ограничение конкуренции идей и смещение акцентов в сторону «принципа идеологического господства и подчинения», что особенно про­явилось после террористических актов 11 сентября 2001 г.

Из сказанного видно, что нет непреодолимой грани между национальной, государственной идеологией и идейно-политическими воззрениями составляющих гражданское общество социально-политических сил. В демократическом обществе государственная идеология существует как одна из множества идеологий, не насаждаемая насильственно, а объективно занима­ющая приоритетное положение в силу общезначимости своего содержания. Лежащие в основе организации и деятельности государства идеи, ценности и представления, претендуя на универсальность, вполне толерантны в отношении иных существующих в данном обществе ценностных систем. Государство выступает здесь как равноправный политический субъект, ведущий в рамках правового поля конкурентную борьбу с другими субъектами политических отношений за влияние на население и стремящийся убедить его в адекватности именно лежащих в основе деятельности государства, а значит, и поддерживаемых государством идей, ценностей и программ деятельности потребностям и интересам всех членов сообщества.

Таким образом, анализ соотношения мировоззренческого плюрализма и государственной идеологии в гражданском обществе подтверждает необходимость серьезного отношения к формированию и развитию национально-государственной идеологии Республики Беларусь как непременного условия эффективного функционирования белорусского общества.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.