Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие государственности. Государственность на белорусских землях



Идеология государственности — систематизированная на основе определенного подхода сумма идей и представлений, выработанных данным народом относительно истоков и становления своей государственности, особенности устройства государственной власти, направлении, целей и задач развития данного государства способов и форм взаимодействия с другими государствами.

Идеология государственности призвана выполнять функцию идейного обоснования и обеспечения интересов определенного народа как общности и как субъекта политики.

Идеология государственности народа — история государства и права определенной страны, государственно-правовых форм жизни в их конкретности и хронологической последовательности. История государственности определенного народа имеет этапы развития государственной идеологии и выстраивается в системе отношений «государство — идеология — право».

Формирование государственной идеологии связано со становлением наций — государств. Это вытекает из того положения, что только с обретением собственной государственности социальная сущность, в данном случае белорусская этническая общность, из объекта социально-политических отношений превращается в субъект.

Формирование национальной идеи и четкое определение времени начала ее практической реализации — есть необходимые логико-методологические основания идейно-теоретической интерпретации государственности данного народа.

Процесс возникновения государственности на белорусских землях имеет длительную историческую ретроспективу. Истоки белорусского этноса и его государственности большинство историков связывают с существованием в IX–XIII вв. на территории современной Беларуси рядом славянских земель-княжеств, таких как: Туровское, Полоцкое, Минское, Витебское, Оршанское, Лукомское, Пинское и др.

Как следует из анализа исторических источников, Полоцкое княжество имело все основные признаки, присущие государственному образованию, в частности верховная власть в лице князя, войска, административно-территориальную структуру. Оно смогло упрочить свои позиции на столько, что вело междоусобные войны с такими мощными соседями, как Новгородское и Киевское княжество, которые вместе составляли земли Древнерусского государства.

Дальнейшее развитие белорусской государственности происходило после распада Древнерусского государства в составе Великого Княжества Литовского, Русского и Жемайтского (XIII–XVI вв.), Речи Посполитой (1569–1795 гг.), Российской империи (1795–1917 гг.), а затем через провозглашение БНР (25 марта 1918 г.) к созданию БССР (1 января 1919 г.), Литовско-Белорусской СССР (февраль 1919 г.), вторичного образования БССР (31 июля 1920 г.). С 30 декабря 1922 года БССР вошла в состав СССР.

27 июля 1990 года принята декларация о государственном суверенитете БССР, которой 25 августа 1991 года предан статут конституционного закона и объявлена политическая и экономическая самостоятельность БССР. 19 сентября 1991 года принято решение именовать белорусское государство «Республика Беларусь», а в сокращенном виде — Беларусь.

Формирование белорусского этнокультурного пространства шире, чем географические пределы Беларуси. В прошлом территория расселения белорусов была известна под разными названиями. Название «Белая Русь» появилось в период вхождения белорусских земель в состав ВКЛ, и начало употребляется в XIII–XIV вв. для обозначения земель по Двине и верхнего Поднепровья (Витебщина и северо-восток Могилевщины). Территория Гродненщины и западная часть Минских и Витебских земель в исторических источниках называлась «Черной Русью», а южная лесисто-болотистая равнина — «Полесьем». Название «Белая Русь» и «Черная Русь» в исторических источниках трактуется по-разному. Так русский митрополит и писатель Макарий (1482–1563) название «Белая Русь» объясняет красотой земли, немецкий дипломат С. Герберштейн (1486–1566) — множеством снега, русский государственный деятель и историк В. Татищев (1686–1750) — вольным и независимым положением, русский историк М. Любавский (1860–1936) — независимостью от монголо-татар, белорусский историк М. Довнар-Запольский — со значением «Свободная, вольная, независимая».

В XVII–XVIII вв. в официальных документах Русского государства для обозначения этнического состояния населения Белой Руси используется слово «белорусцы», а в XIX веке в связи с тем, что возникают буржуазные отношения, формируется белорусская нация. Этнически народ начинают называть «белорусы».

Таким образом, можно сделать вывод, что к концу XVI – началу XVIII века сформировалась белорусская народность, сложился белорусский язык и связанный с ним комплекс традиционных культур. Возникла новая этничная территория — «Белая Русь» и сформировалась новая общность восточно-славянского этноса — «белорусы».

Первый этап становления идеологии белорусского государства связан с формированием белорусского этноса, возникновением первых государственных образований — Полоцкого и Туровского княжеств, распространением идей проповедников и культурных деятелей — Евфросинии Полоцкой, Кириллы Туровского, Клемента Смолятича. Символом христианства белорусских земель стал крест Евфросинии Полоцкой, изготовленный ювелиром Лазарем Богшей в 1161 г.

Этот этап связан с нахождением на землях Беларуси балтского населения. В результате славяно-балтского синтеза в IX–X веках тут сформировались новые этнические общности восточных славян. Это были довольно устойчивые общности — кривичей-полочан, дреговичей, радимичей. Они представляли собой уже не племена, а своеобразные протонародности и имели первые государственные объединения — Полоцкое и Туровское княжества.

В конце IX – начале X века усилились процессы объединения этнокультурных особенностей восточных славян. В результате объединения различных общностей (кривичей, дреговичей, радимичей, вятичей, древлян, полян и других) сформировалась новая восточнославянская этническая общность — древнерусская (восточнославянская) народность.

Несмотря на наличие в каждой древнерусской земле особых культурных и политических традиций, решительно доминировали общерусские черты. Следовательно, древнерусская народность — важный этап в формировании трех братских народов — русского, белорусского и украинского.

Второй этап развития белорусской идеи обусловлен историческими факторами формирования многоэтнического и многоконфессионального государства Великого княжества Литовского. Эпоха Возрождения принесла на земли Беларуси гуманистические ценности. Три статуса ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг. заложили основу формирования правового государства.

После распада Древнерусского государства (Киевской Руси) в середине XIII века на части его территории (северо-западных землях) возникло ВКЛ, которое вскоре получило название «Великое княжество Литовское, Русское и Жамотейское». При политическом господстве литовской элиты административное «построение» (своеобразная средневековая «вертикаль») ВКЛ, его социально-экономическое и культурное развитие определялось восточнославянскими землями, 11/12 территории составляли земли восточных славян, 3/4 население славян.

На протяжении второй половины XIII–XIV вв. в ВКЛ вошли все белорусские земли. Государственно-политическое объединение всех земель Беларуси в одно государство обусловило возрастание этноорганизующих связей между разными территориальными частями населения, содействовало консолидации и формированию белорусской народности.

В результате социально-экономических, политических и этнических процессов сформировалась самостоятельная восточнославянская этносоциальная общность — белорусская народность с ее основными этническими признаками: территорией, культурой, языком, особенностями хозяйственных связей, определенным уровнем самосознания.

Значительный вклад в становление белорусской национальной идеи внесли гуманисты, представители эпохи Возрождения на Беларуси: Франциск Скорина, Л. Сапега, С. Будный, В. Тяпинский, К. Лыщинский, Н. Гусовский и т. д.

Третий этап связан с развитием буржуазных отношений, формированием белорусской науки, национально-культурным возрождением, деятельностью газеты «Наша Нива». Реформы 60–70-х годов XIX века, безусловно, способствовали становлению в Беларуси буржуазного общества, что, в свою очередь, содействовало подъему сельского хозяйства и промышленности.

Противоречивые социально-экономические явления, отсутствие реальных политических прав и свобод, наличие крепостнических пережитков сдерживали формирование белорусской нации, развитие национального самосознания, но не смогли остановить эти объективные процессы. Благодаря молодой белорусской интеллигенции во второй половине XIX – начале XX века набирают силу идеи национального Возрождения, страстно зазвучавшие в творчестве Франтишка Богушевича, Адама Гуриновича. Эти идеи были неотрывно связаны с идеями социальной справедливости, свободы, народовластия, близкими и понятными для всех славянских народов.

Время от восстания 1863–1864 годов до революционных событий 1905–1907 годов можно назвать этапом становления социально очерченного облика интеллигенции, усиления ее этнического самосознания. Новый период в становлении интеллигенции (1906–1915 гг.) связан с газетой «Наша Нива» — это время испытаний и потерь в процессе широкого обсуждения национального и социального вопросов. При этом идеи национального Возрождения вполне закономерно воплощались в русло культуры, в первую очередь необходимости защиты и дальнейшего развития белорусской национальной культуры, белорусского языка, что связано с именами Я. Коласа, Я. Купалы, А. Пашкевич и др. Так развивалась белорусская культура, шел мучительный процесс поиска путей достижения прогресса, становления белорусского этнического самосознания, формирования белорусской национальной идеологии.

Четвертый этап связан с событиями Октябрьской (1917 года) революции, образованием СССР, построением социалистического общества, формированием марксистско-ленинской идеологии и ошибками руководства Коммунистической партии и страны в построении социализма. Решение национальных противоречий тесно связано с решением политических, экономических и социальных проблем, обостренных к тому же тяготами первой мировой войны, что и привело к Октябрьской революции 1917 года.

В годы революции 1917 года и гражданской войны по вопросу национально-государственного строительства проявились две тенденции. Одна отражала потребность преодоления национальной отсталости и как результат этого — создание белорусской государственности на советской основе. Другая выражала стремление к самоопределению белорусского народа в форме независимой республики на основе парламентской демократии, воспринимавшейся трудовым народом как попытка реставрации старого строя.

Провозглашенная умеренными белорусскими социалистами в марте 1918 года Белорусская Народная Республика не была государственным образованием. Тем не менее, провозглашение БНР было важным шагом в создании белорусской государственности, поскольку привлекало внимание общественности, в том числе и в Советской России, к белорусским проблемам.

1 января 1919 года была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Ее провозглашением был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя.

В то же время опыт гражданской войны, окончание иностранной интервенции, переход к мирному строительству свидетельствовали, что выжить поодиночке советские республики не смогут, как не смогут построить новое общество. В этих условиях начался переход к новому этапу государственного строительства — объединению республик в одно государство с общими для всех республик органами управления. Так 30 декабря 1922 г. возник СССР.

Первым реальным национальным белорусским государством, обладающим всеми атрибутами такового, стала БССР в составе СССР. Первый опыт белорусской государственности имел огромное значение для развития белорусского народа на протяжении всего XX столетия. Именно БССР выполнила государственную, политическую и культурную роль объединения белорусской нации.

Деформация общественно-политической жизни не могли подорвать высокое чувство патриотизма белорусов, их решимость отстоять свою независимость в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Великая Отечественная война стала серьезным испытанием на мужество и стойкость нашего народа. Вот почему идеи Независимости, Суверенитета и Свободы являются, и будут являться для нас священными.

Пятый этап формирования белорусской государственной идеологии связан с обретением Республики Беларусь статуса самостоятельного, независимого государства, принятием Конституции Республики Беларусь 1994 года, введением новых политических и социальных отношений в результате поддержки на референдуме изменений, предложенных Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.

Перед республикой возникли новые задачи по реализации суверенитета, поиска достойного места в мировом сообществе. Курс развития Республики Беларусь — создание социально ориентированной рыночной экономики с адекватной инфраструктурой, действенным механизмом государственного и рыночного регулирования, обеспечивающим восприимчивость к научно-техническому прогрессу. Белорусская модель включает в себя следующие характерные черты: повышение эффективности государственной власти; развитие в экономике частного сектора наряду с государственным; интеграционные процессы со странами СНГ, прежде всего с Россией; сильная социальная политика.

Общество будущего — это интеллектуальное общество. Именно интеллект будет определять способность того или иного общества с честью конкурировать в непростых условиях социально-экономического, духовно-культурного, политического и идеологического соперничества, в условиях глобализации современного мира.

Главный вывод очевиден: при использовании нашего основного ресурса — интеллектуального, при активном участии молодежи, опираясь на наш исторический опыт, усваивая его уроки, мы сможем построить сильную, процветающую Беларусь, которая займет достойное место в мировом сообществе.

Концептуальная схема государственной идеологии может быть представлена в виде условной формулы: правовая государственность = приоритет прав человека и верховенство закона + суверенитет государства + социально ориентированная рыночная экономика + национальная традиция и духовность.

Парадигма идеологии Белорусской государственности связана с гуманистическими традициями и общечеловеческими ценностями, которые находят свое отражение в Конституции Республики Беларусь.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.