SA 8000- Система социального и этического менеджмента
Современные концепции взаимоотношений бизнеса и общества определяют главную социальную ответственность бизнеса, которая состоит в том, чтобы не способствовать росту нищеты и безработицы, избегать дискриминации женщин и национальных меньшинств в сфере занятости и оплаты труда, улучшать условия труда, не допускать экологических преступлений и неоправданной растраты невозобновимых ресурсов. В 1997 г. SAI (Social Accountability International) был разработан стандарт SА 8000 «Социальная ответственность» в США Советом по Экономическим приоритетам. Он считается международным, хотя официально не принят ни одной из международных организаций. Высокий статус документа обеспечен тем, что его идеологическую основу составляют Всемирная декларация прав человека, Конвенция ООН по правам детей, конвенции и рекомендации Международной организации по труду. В стандарте SА 8000:2001 «Система социального и этического менеджмента» приведены основные положения системы менеджмента компании в части социальной ответственности, предусматривающие средства для измерения и управления деятельностью компании, выполнение договорных обязательств, эффективное документирование системы и принятие обязательств по непрерывному совершенствованию. Данный стандарт устанавливает критерии для оценки следующих аспектов: детский труд, принудительный труд, здоровье и техника безопасности, свобода профессиональных объединений и право на переговоры между нанимателем и профсоюзами о заключении коллективного договора, дискриминация, дисциплинарные взыскания, рабочее время, компенсация, практика искусственных налогов и т.д. Стандарт устанавливает право коллектива компании организовывать профессиональные союзы и другие объединения, определяет дискриминационные критерии, включая предоставление полной свободы удовлетворения персоналом потребностей, связанных с религиозными убеждениями, национальной принадлежности и т.д. Определены критерии дисциплинарного порядка, включая продолжительность рабочего дня и уровень заработной платы, которая должна соответствовать правовым и промышленным нормам оплаты труда и быть достаточной для удовлетворения основных потребностей персонала. Приведен критерий, обязывающий компанию отказываться от практики искусственного налога, например, фальшивых схем обучения и др. Одно из важнейших положений — работа с поставщиками субподрядчиками. Компания должна отслеживать их обязательства социальной ответственности, включая выполнение требований стандарта SА 8000, выявление и устранение несоответствий, информирование об отношениях с другими поставщиками и субподрядчиками. Компания должна убедиться, что поставщики и субподрядчики выполняют требования стандарта. Таким образом, стандарт SА 8000 требует у компании и/или цепочки поставщиков обеспечить соблюдение прав работников. Предприятия, соответствующие стандарту SА 8000, имеют конкурентное преимущество, которое заключается в высокой мотивации сотрудников. Стандарт позволяет предприятиям делать то, что они делают лучше всего, а именно, применять систему менеджмента для достижения намеченных целей, обеспечивая при этом постоянную рентабельность. Стандарт SА 8000 предназначен для компаний, стремящихся сделать условия труда более гуманными, и может применяться в любой стране и отрасли промышленности, как для малых, так и для крупных предприятий, а также для общественных организаций. Большинство компаний, внедривших этот стандарт, относятся к сфере розничной торговли, швейной промышленности, производству игрушек и обуви. Наибольший интерес к ЗА 8000 проявляют отрасли, где существуют широко известные бренды, требующие защиты. Интерес к стандарту растет и в сельском хозяйстве, и в электронной промышленности. Стандарт SA 8001 (Social Accountability 8001) представляет собой стандарт, содержащий требования, применяемые для оценки социальных аспектов системы менеджмента организации. Целью стандарта SA 8000 является улучшение условий труда и жизненного уровня. Предприятия, соответствующие стандарту SA 8000, имеют конкурентное преимущество, которое заключается в высокой мотивации сотрудников. Стандарт позволяет предприятиям делать то, что они делают лучше всего, а именно, применять систему менеджмента для достижения намеченных целей, обеспечивая при этом постоянную рентабельность. В этом отношении другие стандарты, такие как ISO 9000, ISO 14000 и т.д., дополняют стандарт SA 8000, тем самым, подготавливая основу для интеграции в рамках всеобщей системы управления, что в свою очередь ведет к сокращению рисков и повышению прибыльности предприятия. SA 8000 не пытается решать все вопросы, связанные с развитием предприятий: он направлен на нравственную ориентацию сферы производства и управления и призван улучшать условия труда и повышать жизненный уровень людей в организации.. SA -8000 – это современные требования к качеству условий производства и к качеству производственных отношений. На рис.14 дана связь инструментов с результатами в SA 8000.
Рис.14. Инстументы и результаты SA 8000
CRM - управление взаимоотношениями с клиентами (стратегия, направленная на построение устойчивого бизнеса, ядром которой является клиентоориентированный подход; компания собирает информацию о своих клиентах и использует их в интересах своего бизнеса путем выстраивания взаимовыгодных отношений с клиентами, основанных на персональном подходе к каждому клиенту; результатом применения стратегии является повышение конкурентоспособности компании и увеличение прибыли) CSR- представитель службы по работе с покупателями а) (ответственный за поддержание хороших отношений между предприятием и его потребителями; отвечает на вопросы, разрешает проблемы выдачи рекомендаций и оказания помощи в использовании продукции или услуг предприятия. На Рис. 15 Приведён процесс внедрения стандарта.
Рис.15 Внедрение стандарта SA 8000
Система менеджмента социальной ответственности SA 8001 использует модель непрерывного улучшения, близкую к сформулированной в стандарте ИСО 9001:2000 и ИСО 14001. Если руководство разработает и утвердит политику в области социальной ответственности персонал поймет, что руководство думает о людях. Это позитивно скажется и на внедрении МС ИСО 9001. Стандарт SA 8000 - порядочность в бизнесе. Стандарт SA 8000 содержит требования к системе социальной ответственности организации, для практической реализации этической и нравственной деятельности администрации выполняющей: · Развитие, поддержание и внедрение политики и процедур для управления теми вопросами, которые поддаются контролю и влиянию со стороны организации; · Демонстрацию заинтересованным сторонам, что политика компании, процедуры и практика соответствуют требованиям стандарта SA 8000. · Создание благоприятных условий труда; · Поддержку эффективной коммуникации с работниками по вопросам социального менеджмента; · Контроль за соблюдением прав работников; · Определение порядка разрешения социальных проблем, возникающих у работников; · Установление взаимодействия между работниками и руководством предприятия по вопросам социального менеджмента. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|