Первобытно-общинный строй в Дагестане.Стр 1 из 32Следующая ⇒
ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ ДАГЕСТАНА. ДАГЕСТАН В СОСТАВЕ КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ.
Первобытно-общинный строй в Дагестане. Дагестан занимает территорию Северо-Восточного Кавказа. И начинается история Дагестана с эпохи появления на его территории первого человека, которое учёные относят к эпохе складывания современного рельефа Дагестана. Первым этапом истории человечества является первобытно-общинный строй. Первобытно-общинный строй делится согласно археологической периодизации, основанной на различиях в материале изготовления орудий труда, на каменный, бронзовый и железный века. Каменный век в свою очередь делится на палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век). Переходным этапом от каменного к бронзовому веку считается энеолит (меднокаменный век), когда наряду с основным использованием каменных орудий человек начинает использовать медь для изготовления некоторых изделий. Палеолит охватывает время от возникновения человека до начала геологической современности (от 2,5 млн. лет назад до 10 тыс. лет). Наиболее древние каменные орудия труда этого периода найдены в урочище Чумус-Иниц (граница Кайтагского и Дербентского районов), а также вблизи совхоза Геджух. Эти орудия труда относятся к ашельской археологической эпохе периода палеолита (от 400 до 80 тыс. лет). Здесь найдены массивные обломки кремня, которым была придана определённая форма, необходимая для занятий тем или иным видом деятельности, например, грубые орудия труда, применяемые первобытным человеком для охоты и собирательства. Человек ашельского периода уже был знаком с различными породами камня, что позволило ему более тщательно обрабатывать орудия труда и придавать им более устойчивые формы. В горном Дагестане также встречаются памятники ашельского периода. Так орудия труда данного периода встречаются недалеко от селения Усиша Акушинского района. Древний человек ашельского периода ещё не научился сам добывать огонь, но уже умел при наличии поддерживать его. В этот период люди занимались коллективной деятельностью и присваивали всё то, что давала им природа. В следующую, мустьерскую, эпоху (80-35 тыс. лет) человек осваивает широкие просторы Кавказа и проникает вглубь Дагестана. В Дагестане встречается много памятников мустьерской эпохи. Это в Карабудахкенте, в районе Урцекского городища (Сергоколинский район), в Геджухе, в селении Урма Левашинского района и в других местах. При раскопках в этих местах обнаружены орудия труда, техника которых более совершенна по сравнению с предыдущим периодом. Орудия становятся разнообразными по форме и назначению: скрёбла для обработки шкур, рубящие орудия, резцы и т.д. Основными видами хозяйства остаются собирательство и охота. Однако хозяйство первобытного человека всё более усложняется, о чём говорит разнообразие орудий труда мустьерской эпохи. Прогрессивные изменения хозяйственной деятельности повлияли и на общественный строй человека. Опасность ведения охоты на крупных животных (бизонов, оленей, пещерных медведей) всё больше сплачивала первобытных людей, о чём свидетельствуют останки первобытных поселений, расположенных очень близко между собой на одной территории. Как считают учёные, именно в этот период можно говорить о зарождении родовой организации первобытного общества, которая охватывает верхнепалеолитическую и мезолитическую эпохи. Эпоха верхнего палеолита охватывает период от 35 до 10 тыс. лет тому назад. Именно в этот период формируется человек современного типа – кроманьонец. Происходят и изменения в изготовлении орудий труда и охотничьего вооружения. В их технике изготовления появляются новые геометрические формы. Расширяется набор самих орудий и вооружения: резцы для обработки кожи, кремниевые ножи, острия, наконечники копий, дротиков и др. В период верхнего палеолита окончательно формируется родовой строй. Родство велось по материнской линии, о чём свидетельствуют многочисленные находки на памятниках верхнепалеолитической эпохи изображений женщины-матери. Дальнейшие изменения в жизни населения Дагестана произошли в период мезолита (10 – 8 тыс. лет тому назад). Изменения происходят как в образе жизни людей, так и в характере их материальной культуры. Основными видами хозяйственной деятельности остаются собирательство и охота. Однако охота приобретает более индивидуальный характер, а собирательство развивается более интенсивно. Большое значение приобретает рыболовство. Изменения происходят и в технике изготовления каменных орудий труда. Появляются составные орудия труда, размеры орудий становятся меньше, что делает их более удобными в использовании. На территории Дагестана памятники этой эпохи выявлены у сел. Чох, Мекеги, Ругуджа и др. Изучение самого известного памятника мезолитической эпохи – многослойного Чохского поселения позволило выделить чохскую археологическую культуру эпохи мезолита и неолита. Культура эта представлена многочисленными орудиями труда из кремня. Основу хозяйства составляла в основном охота на диких баранов, козлов и других животных. Немаловажное значение имело также собирательство дикорастущих злаков. Население Чохского поселения жили в рамках родовой общины, о чём свидетельствуют плотно расположенные жилища небольших групп людей. Это же Чохское поселение (верхний слой) даёт нам данные о неолитическом периоде на территории горного Дагестана (VII и IV тыс. до н.э.). Здесь найдены жилища и орудия труда человека нового времени. Жилища стали строиться из камня. Среди орудий труда встречаются разнообразные каменные топоры, наконечники стрел, ножи, молотки и др. Но они уже лучше отшлифованы и более пригодны к употреблению. В эту эпоху люди стали изготавливать бытовую утварь из глины. На памятниках неолита найдены остатки глиняной посуды. Самым основным достижением неолитической эпохи является переход человека к производящему хозяйству, основанному на земледелии и скотоводстве. Однако это не означало, что «старые» виды хозяйства – собирательство и охота ушли в прошлое. Люди, начав заниматься земледелием и скотоводством, продолжали охотиться и собирать ягоды плоды деревьев. С появлением земледелия и скотоводства меняется и образ жизни, и быт людей, что отразилось во многих областях их культуры. Это наглядно видно на памятниках того же Чохского поселения. Земледелие позволило обитателям поселения перейти уже окончательно к оседлому образу жизни, о чём свидетельствует наличие прочных каменных домов, рассчитанных для длительного проживания. Производство орудий труда из камня ещё сохраняется. Всё больше усовершенствуются орудия, изготовленные из кремня. Появляются кремневые мастерские. Такие мастерские обнаружены в Дагестане в окрестностях селений Акуша, Усиша и др. Здесь были найдены пластины, обломки и осколки кремня, представляющие собой отходы производства. Вместе с тем появляются виды деятельности ранее не известные. Так например, к таким видам деятельности можно отнести керамическое производство. Посуда, представленная на неолитических памятниках, конечно ещё очень грубая, однако её появление свидетельствует о том, что человек в своём развитии поднялся на ещё одну ступень вверх. Переход к производящему хозяйству вызвал переворот в духовной культуре древних земледельцев. Представление об этом дают некоторые памятники искусства неолитической эпохи. В горах Дагестана (Гунибский район) встречаются различные рисунки, в том числе, изображающие культ женского божества. Надо отметить, что переход к оседлому земледельческому хозяйству был ограничен рамками Горного Дагестана. Тем не менее, с основанием можно говорить, что именно в этот период происходит ускоренное прогрессивное развитие древнеземледельческих племён Северного Кавказа. Период энеолита (медно-каменного века) характеризуется внедрением в производство нового материала – меди. Несмотря на то, что человек начал использовать медь для изготовления орудий труда, преобладающую роль продолжали играть каменные орудия. На территории Горного Дагестана обнаружено несколько памятников энеолитической эпохи. Наиболее изученным из них является Гинчинское поселение, расположенное в центральной части Горного Дагестана. Основу хозяйства жителей Гинчинского поселения составляли земледелие и скотоводство. Землю обрабатывали каменными мотыгами и орудиями труда из дерева. Сеяли зерновые, для уборки и размола которых применялись серпы и зернотёрки. Наряду с земледелием развивается и скотоводство. И хотя стада состояли как из крупного рогатого скота, так и из овец, коз, свиней, развитие животноводства в Горном Дагестане шло в сторону увеличения доли крупного рогатого скота. Наряду со скотоводством продолжает большую роль играть охотничий промысел. Происходят изменения в изготовлении одежды. Появляется одежда из ткани. Дальнейшее развитие получает керамическое производство. Сосуды начинают украшаться рисунками и орнаментом. Помимо этого, население Гинчи занимается обработкой камня, кости, дерева, строительным делом. Люди поселения проживают в рамках родовой общины, главенство в которой всё ещё принадлежит женщине, о чём свидетельствуют повсеместно встречающиеся изображения женского божества. С одной стороны эпоха энеолита в Дагестане имела общие черты развития ранних земледельческо-скотоводческих племён других стран, но с другой стороны она имела и свои своеобразные местные особенности, которые проявились и в строительном деле, и в изготовлении орудий труда, и, особенно, в керамическом производстве. В III тыс. до н.э. люди заметили, что при добавлении олова к расплавленной меди металл становится более твёрдым и легко плавится. Постепенно они перешли к использованию этого сплава – бронзы. Так наступил новый период в истории первобытного человека – период бронзы. В Дагестане известно более 60 памятников эпохи бронзы. Поселения бронзового века выявлены в Дербентском, Левашинском, Акушинском Цунтинском и других районах. Различные природно-географические условия обусловили некоторые различия в типах поселений Дагестана в эпоху бронзы (по своему расположению, по характеру строительного материала и т.д.). Однако, несмотря на эти различия, они имеют общие черты с архитектурной точки зрения. Все они являются круглоплановыми жилищами в центре с очагом. В этот период возникает пашенное, в том числе террасное, земледелие. Землю обрабатывали мотыгой и плугом. Для сбора урожая использовали составные кремневые серпы. Использование более усовершенствованных земледельческих орудий труда привело к расцвету первобытного земледелия в эпоху ранней бронзы. Археологические данные свидетельствуют о том, что население данного периода занималось выращиванием пшеницы Каякентское поселение), ячменя (Мекегинское поселение), льна (сел. Гильяр ) и др. Дальнейшее развитие получает скотоводство. Получают распространение стационарная и отгонная системы животноводства. Разводили крупный и мелкий скот с количественным преобладанием крупного рогатого скота. Охота постепенно всё больше вытесняется скотоводством. Скотоводство обеспечивало людей раннебронзового века не только тягловой силой, но и молоком и молочными продуктами. При раскопках памятников данного периода обнаружены сосуды для хранения молока, а также разнообразная посуда для молочных продуктов. Развивается металлургия и металлообработка, гончарное дело, обработка камня, дерева, кости и др. Это приводит к дальнейшему общественному разделению труда. Рост производительных сил, увеличение обмена между различными племенами приводит к возникновению и дальнейшему углублению имущественной дифференциации. Начинается борьба за пахотные и пастбищные участки. Происходят заметные изменения в общественном устройстве. На смену матриархально-родовым отношениям приходит патриархат. Постепенно из родов выделяются патриархальные семьи, которые начинают играть существенную роль в хозяйственной жизни. Происходит обособление верхушки родов, которая скапливает в своих руках значительные богатства. Всё это приводит к началу разложения первобытно-общинного строя в эпоху бронзы. В сер. II тыс. до н.э. на Северо-Восточном Кавказе складывается каякентско- хорочоевская культура. Название этой культуры связано с двумя могильниками, найденными у селения Каякент в Дагестане и селения Хорочой в Чечне. Важнейшей чертой каякентско-хорочоевской культуры является единство погребального обряда, который представлен здесь одиночными или парными захоронениями в курганных или бескурганных катакомбах. В катакомбах также присутствуют керамические изделия, отдельные украшения. Это свидетельствует о том, что в эпоху ранней бронзы дальнейшего развития получает гончарное дело, металлургия, ювелирное дело и другие ремёсла. Памятниками эпохи средней и поздней бронзы являются Верхнегунибское и Ирганайское поселения. В эпоху средней и поздней бронзы основу хозяйства населения Дагестана по-прежнему составляло земледелие и скотоводство. Об этом свидетельствуют обнаруженные на этих поселениях разнообразные земледельческие орудия труда и кости животных. В этот же период возникает новая отрасль хозяйства – коневодство. Наряду с этими отраслями хозяйства развивается садоводство. Заметную роль продолжает играть и охота. Развивается ремесленное производство. Остатки литейных мастерских, найденные на памятниках эпохи бронзы (Верхнегунибское поселение) свидетельствуют о развитии металлургии и металлообработки среди населения Дагестана среднебронзовой эпохи. Продолжает развиваться керамическое производство. Технология изготовления керамических изделий в этот период не претерпела каких-либо изменений по сравнению с предыдущими веками. Однако количество лощённых сосудов. Всё больше появляется число сосудов с обмазанной поверхностью. Сосуды нередко украшаются орнаментом. Появляется керамика различного назначения: кухонные, столовые предметы и т.д. Жители Дагестана данной эпохи продолжают заниматься строительным делом, обработкой камня, кости и дерева. На Верхнегунибском поселении найдены фрагменты браслетов, изготовленных из кости. На некоторых памятниках средней и верхней бронзы (Манасская катакомба, Кафыркумухская гробница) найдены предметы деревянной утвари. Происходят изменения и в общественном развитии населения Дагестана в эпоху бронзы. Происходит дальнейшее укрепление патриархальных отношений. Дальнейший рост производства приводит к постепенному возникновению имущественного неравенства и социальной дифференциации в обществе. Об этом говорят данные археологических раскопок ряда могильников эпохи бронзы. Так в этот период наряду с бедными захоронениями уже встречаются захоронения с богатым инвентарём, включающим золотые изделия (Утамышское захоронение, Кафыркумухская гробница). По вероисповеданию население эпохи бронзы было язычниками. Среди населения были распространены различные аграрные (культ плодородия), скотоводческие (культы домашних животных) и другие культы. В I тыс. до н.э. население Дагестана приступает к освоению железа. Памятниками эпохи железа на территории Дагестана являются Нижнесигитминское поселение (в районе р. Сулак), Хосрехское святилище, Мугерганский могильник и др. Здесь повсеместно найдены орудия труда и оружие из железа. Некоторые изделия из железа изготовлены по примеру бронзовых прототипов. В эпоху железа дальнейшего развития получает земледелие. В земледелии применяются уже разнообразные земледельческие орудия труда: составные серпы, молотильные доски, зернотёрки и др. Применение орудий труда из железа позволило расширить площади обрабатываемых земель. Появляется террасное земледелие и искусственное орошение полей. Второй отраслью хозяйства оставалось скотоводство. Кости крупного и мелкого рогатого скота повсеместно находятся на памятниках железного века, что говорит о составе стада населения Дагестана данной эпохи. Среди отраслей ремесленного производства выделяется чёрная и цветная металлургия. Железоделательное производство начинает играть доминирующую роль. Однако произошли изменения в развитии и других ремёсел. Керамические изделия начали производить с применением новых технологий, которые находят отражение в приёмах изготовления глины, в конструировании сосудов. Дальнейшее развитие получает ювелирное дело, ткачество, обработка кости, кожи, камня и др. В эпоху железа процветает имущественная дифференциация. Создаются предпосылки для формирования классового общества и государства.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|