Культура Дагестана в X-XV вв.
Экономическое и политическое развитие Дагестана в X-XV вв. обусловило высокий уровень развития культуры, которая формировалась при активном взаимодействии с культурой других народов. В этот период уже сложились основные формы материальной и духовной культуры народов Дагестана. Возникают крупные административные, экономические и культурные центры, оснащённые с богатыми архитектурными строениями. В X-XV вв., несмотря на вторжения внешних врагов, повсеместно разворачивается строительная деятельность. Типы жилищ данного периода хорошо приспособлены к условиям естественно-географических зон Дагестана. Народное зодчество оказывает влияние не только на архитектуру домостроений, но и на архитектуру мусульманских мечетей. По всей территории Дагестана наблюдается строительство мечетей. Построены мечети в селениях Калакореш, Рича, Тпиг и др. Однако на территории Дагестана как памятники культового зодчества встречаются не только остатки мечетей, но и остатки церквей. Так замечательным памятником христианского культового зодчества является христианский храм близ селения Датуна, а также остатки церкви в селении Тидиб. К X-XV вв. относится и строительство на территории Дагестана крепостей, сигнальных башен и оборонительных сооружений. При постройке различных сооружений бытового или культового назначения имела место резьба по камню. Здесь присутствовали несколько типов орнамента: повествовательный, ленточный, растительный, геометрический. К числу памятников художественной резьбы по камню относятся здания в селении Кубачи, остатки каменной колонны X-XII вв. в селении Хунзах, надмогильные сооружения XI-XV вв. Дербента, селений Уркарах, Калакорейш , Дарваг и др. Одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана являлась резьба по дереву. Произведения художественной резьбы по дереву сохранились во многих селениях Дагестана. Памятниками резьбы народов Дагестана по дереву являются фигурные столбы XI-XII вв. соборной мечети селения Рича, колоны селения Шири, относящиеся к XVв., резные деревянные детали интерьера селения Ицари (XVв.) ( См. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. М., 1982. С.44-47). Большое значение в культуре Дагестана X-XV в. играла металлообработка. Центром обработки металла данного периода выступает селение Кубачи. Примерами мастерства кубачинских мастеров металлообработки являются три бронзовых котла с именами изготовителей, датируемых соответственно XI-XII, XII-XIII, XIII-XIV вв. С X в. в культуре Дагестана становится заметным влияние связей со странами Ближнего и Среднего Востока, входившими ранее в Арабский халифат. В Дагестан проникает рукописные книги на арабском языке, созданные народами этих стран. Это сочинения по различным отраслям науки, учебные пособия. Книги арабских авторов переписываются местными переписчиками книг. Так возникают различные их копии, в том числе копии Корана. Известны две копии Корана Харуна, сына Ахмада из селения Шири, датируемые 1493г. В этот период появляются и первые труды местных дагестанских авторов на арабском языке. Наиболее значительным историческим сочинением и ценным источником по раннесредневековой истории не только Дагестана, но Восточного Кавказа является сочинение XI –XII в. «История Ширвана и Дербенда», повествующее о событиях с конца VIII по 1075г. Историческими сочинениями, повествующими об истории других регионов Дагестана, являются такие труды как «Дербенд-наме», «Ахты-наме», «История Абумуслима» и др. Среди известнейших произведений на арабском языке, написанных дагестанскими учёными, выделяется суфийский трактат XI в. Абу Бакра Мухаммада ад-Дербенди «Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), в котором автор даёт представление о философских взглядах образованных людей раннесредневекового Дагестана. Одним из интереснейших исторических сочинений XVв. является хроника Махмуда Хиналугского, составленная в 1456г. и повествующая о событиях на Восточном Кавказе конца XIV – середины XV в. Автор рассказывает в своём сочинении о нашествии Тимура на Дагестан, о его взаимоотношениях с правителями Ширвана и Дагестана и о многом другом. Все эти сочинения свидетельствуют о том, что в X-XV вв. на территории Дагестана существовала местная историческая традиция, на основании которой возникла многогранная литература, посвящённая различным вопросам дагестанской истории. В XV в. усиливается интерес к классической культуре Ближнего и Среднего Востока. На территории Дагестана возникают первые мусульманские школы – медресе. Так в 1404г. было открыто крупное медресе в селении Кубачи, а в 1475г. – в Дербенте. Также известно, что в изучаемый период существовало медресе и в Цахуре. Книжная культура и арабская грамота проникают и в горные районы Дагестана, о чём свидетельствует широкое распространение арабоязычной эпиграфии – надписей на камнях, на предметах из металла и дерева. Следует отметить, что в данный период дагестанские мастера достигли высокого уровня культуры. Произведения их не только имели хождение на территории Дагестана, но и постепенно выходили за пределы Дагестана.
ГЛАВА IV.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|