ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ДАГЕСТАНА В VI-X ВВ.
Государственные образования V-X вв. на территории Дагестана. В V-VI веках Кавказская Албания распадается под воздействием кочевников. На территории Дагестана образуется ряд новых политических образований – Дербент, Лакз, Серир, Гумик, Кайтаг, Зирихгеран и другие. Одним из крупных по размерам и влиятельных государственных образований было царство Серир. Образовалось оно в VI веке нашей эры. В арабских источниках это государство фигурирует как «Сахиб ас-Серир» ( «Земля владетеля трона»). Название это связано с легендой о передаче Сасанидами золотого трона во владение Серир в период арабских завоеваний. Серир граничил с аланами и хазарами и занимал территорию Нагорного Дагестана, нынешние аварские земли. Столицей Серира был город Хумрадж (район нынешнего Хунзаха). Считается ( по преданиям), что первоначальной столицей было селение близ Хунзаха – селение Тануси. Однако в арабских источниках селение Тануси вообще не фигурирует, а встречается только Хумрадж. Существует ещё одно разъяснение самого термина «Серир». Так армянский историк С.Т.Еремян считает, что «Серир» по-ирански означает «страна гор» или «горная страна», что, в общем-то, соответствует месту расположения Серира. Ещё одно достаточное по значимости государство Дербент располагалось в Южном Дагестане. В раннесредневековых армянских источниках этот район фигурирует под названиями «ворота Чора», «проход Чора», «края Чора», «страна Чога» и т.д.( См. История Егише Вартапеда. Борьба христианства с учением Зороастровым в пятом столетии в Армении./ Пер. с АРМ. П.Шаншиева. Тифлис, 1853. С.195). Дербент находился на важной в стратегическом отношении территории. Будучи защищённым и горами, и морем Дербент являлся связующим звеном между Европой и Азией и представлял собой своеобразные ворота из Европы в Азию, что отразилось в различных названиях города. Так например, арабы называли Дербент «Баб-ал-абваб» (Ворота ворот - الباب باب), а само название «Дербент» произошло от персидского слова «дарбанд» - «узел ворот». В первые века нашей эры в Приморский Дагестан проникают кочевые племена (берсилы, маскуты, гунны, савиры и другие). Многие из них под воздействием местного населения перешли от кочевого образа жизни к оседлому и образовали на территории Прикаспия государства. Одним из таких племён являются маскуты. Маскуты занимали территорию к югу от Дербента. Здесь они образовали своё государство, которое получило название «Царство маскутов». Область же обитания маскутов стала известна впоследствии как «область маскат». По мнению М.Г.Магомедова царство маскутов ещё существовало и после гибели царства гуннов, до IX века нашей эры (См. Магомедов М.Г. История Дагестана с древнейших времён до конца XIX в. Махачкала, 1997. С.21). К северу от Дербента образовалось ещё одно государство – Страна Берсилия. Сведений об этой стране не много. Тем не менее, известно, что берсилы появились в первые века нашей эры, а их страна просуществовала вплоть до образования Хазарского каганата, то есть до VII века нашей эры. Многие исследователи (В.Ф.Минорский, С.Ш.Гаджиева), что Берсилия располагалась в месте расположения современного селения Башлы. Однако есть и другие мнения о ее месторасположении. Точное расположение Берсилии до сих пор так и не установлено. С Царством маскутов и Страной Берсилий в районе Дербента в IV веке нашей эры образовалось так называемое Царство гуннов. Гунны, обитавшие ранее на территории Северной Монголии и Китая, будучи вытесненными с этих территорий, стали передвигаться в поисках новых территорий. Грозная гуннская орда двинулась в разных направлениях: в Восточную Европу, на Кавказ. Передвигаясь, гунны столкнулись с аланами, часть из которых присоединили и двинулись дальше в Закавказье, а затем в Переднюю Азию. Однако в Передней Азии Гунны пробыли недолго и, по сведениям источников, вынуждены были покинуть Переднюю Азию в результате оказанного сопротивления местных жителей. Гунны на обратном пути остановились в Прикаспии и образовали здесь своё государство. Территорию расселения гуннов армянский историк Ананий Ширакаци локализует «царство гуннов» в районе Дербента (Патканов К. Из нового списка географии, приписываемой Моисею Хоренскому // Журанал Министерства народного просвещения. Ч. СС XXVI. 1883, март. С.23).Наряду с гуннами здесь проживали и другие народы: савиры, маскуты, местное население бывшей Кавказской Албании. Все они впоследствии получили собирательное название – гунны (Очерки истории Дагестана. Махачкала, 1957. Т.1. С.30). Царство гуннов являлось раннефеодальным государством с развитой экономикой и культурой. Гунны перешли под воздействием местного населения от кочевого скотоводства к оседлому скотоводству и земледелию. Развивались ремёсла. Столицей Царства гуннов был город Варачан, отождествляемый исследователями с остатками Урцекского городища (около Избербаша). Исследования этого городища не только свидетельствуют о структуре самого города, но и знакомят с социальной структурой гуннского общества, которая была представлена разными классами. Во главе Царства гуннов стоял царь. Гунны исповедовали язычество, о чем свидетельствует в своей «Истории агван» Моисей Каганкатваци. Однако как и во всех государствах, существовавших на территории Дагестана, в Царстве гуннов наблюдаются попытки распространения христианства. Со второй половины VI века вторжение тюркоязычных племен повлияло на окончание существования Царства гуннов. На территории Южного Дагестана в районе реки Самур располагалось «царство» Лакз. Арабские историки сообщают о том, что Лакз занимал территорию к северу от Кавказского хребта, заселенную в современную эпоху народами лезгинской языковой группы. Лакз граничил с Ширваном и Дербентом. С Дербентом и Лакзом граничил Табасаран. Царство Табасаран располагалось в районе реки Рубас. Правил в Табасаране Табасаран-шах. На территории Табасарана располагались оборонительные сооружения, возникшие в разные эпохи: как Сасанидские, так и арабские. Сведений о Табасаране данного периода в источниках не так много. Определенные сведения о раннем Табасаране сообщает армянский автор IV века Егише, а также Моисей Хоренский. На территории Табасарана проживали как этнически коренные табасаранцы, так и другие народы: тюрки, арабы, персы, попавшие на эту территорию в период различных этапов колонизаций. С Табасараном граничил Хайдак (современный Кайтаг), который располагался выше Табасарана к юго-востоку от Серира. Это государство встречается в арабских источниках как Хамзин, Хайдак, Джидан, Хандан и т.д. Различия в названиях обусловлены неточной передачей названия Хайдак, что может быть связано с особенностями арабской графики (См. М.Г.Магомедов, А.Р.Шихсаидов. Калакорейш. Махачкаал, 2000. С.64). Столицей Хайдака было селение Калакорейш. Однако устная традиция, сохранившаяся до наших дней, самой ранней столицей Кайтага называет город Жалаги (Джалаги). Учёные считают, что Жалаги действительно могла являться первоначальной столицей. Однако выделившийся в стратегическом и экономическом отношении Калакорейш вскоре занял место столицы. Небольшим по размерам государством являлось государство Зирихгеран. Его название в переводе с персидского означало «панцироделатели» в соответствии с занятиями местного населения. Располагался Зирихгеран на территории современного селения Кубачи и прилегающих селений. На территории Центрального Дагестана находилось государство Гумик. Исследователи считают, что это государство занимало территорию нынешнего Кумуха, заселённую лакцами. Периодически Гумик попадал под влияние более сильного государства Серир. На территории Горного Дагестана существовали такие государства как Шандан, Филан. Однако сведений о них очень мало. А.Р,Шихсаидов отождествляет Шандан с территорией современного Акушинского, Левашинского районов, ранее входившей в союз сельских обществ Акуша-Дарго. Месторасположения Филана ещё точно не установлено. Учёные разошлись во мнениях о расположении Филана, так как точных данных в источниках о нем нет.
Хазарский каганат.
В середине VI века нашей эры в Приморском Дагестане и в Восточном Предкавказье сложилось крупнейшее и мощное политическое объединение, получившее название Хазарский каганат. Хазарский каганат сыграл огромную роль не только в истории Дагестана. Хазария известна и в мировой истории, так как её история теснейшим образом соприкоснулась с историей других государств. Возникновение Хазарии учёные связывают с распадом Тюркского Каганата. Гражданская война, происшедшая здесь, привела к распаду государства и вытеснению хазар с его территории, которые появляются в пределах Берсилии. Сохранилась легенда о происхождении Хазарского государства, существующая в хронике Михаила Сирийского. Легенда рассказывает о трех братьях, вышедших из внутренней Скифии, по имени одного из которых было названо новое государство. Хазары стали господствовать над берсилами и образовали своё государство, просуществовавшее более 300 лет. Первым политическим центром Хазарии был город Беленджер. Изучением Беленджера занимались многие учёные-исследователи. Так например, местонахождением Беленджера интересовались учёные А.Я.Гаркави, Б.Н.Заходер и известный дагестанский историк М.Г.Магомедов. Письменные источники и археологические раскопки свидетельствуют о богатстве Беленджера. Раскопки Верхнечирьюртовского городища и наличие погребений различных типов говорит, по мнению М.Г.Магомедова об этнической пестроте и имущественной дифференциации жителей Беленджера. Постепенно территория Хазарии увеличивается. По договору с Ираном хазары приобретают обширную территорию по предгорному Дагестану. В связи с увеличением территории возникает необходимость перенесения столицы. Второй столицей Хазарии становится город Семендер, расположенный в районе селения Тарки (близ города Махачкалы). Несмотря на существование различных мнений о местонахождении Семендера именно этот район (с.Тарки), по мнению ряда учёных (в частности М.Г.Магомедова), являлся местом расположения второй столицы Хазарии, что в полной мере подтверждают письменные источники и археологические раскопки. Более выгодное стратегическое положение Семендера, природная его защищённость морем и горами обусловило выбор его в качестве новой столицы. Хазарский каганат было раннефеодальным государством с развитой экономикой и культурой. Основу хозяйства хазар составляло земледелие и скотоводство. Земледелие было орошаемым и приспособленным для предгорных долин. Об этом нам говорят археологические раскопки, обнаружение остатков ирригационной системы Хазарии. Развивалось виноградорство и садоводство, о чём свидетельствуют многочисленные письменные источники (например - Ал-Истахри). Наряду с земледелием ведущую роль в экономике страны играло скотоводство. Хазары разводили крупный и мелкий рогатый скот. Развивалось коневодство. Компоненты снаряжений коня, найденные в ходе археологических раскопок говорят о важной роли коня в хозяйстве населения Хазарии. Кости осетровых рыб на памятниках Приморского Дагестана периода существования Хазарии свидетельствуют о развитии рыболовства в Хазарском каганате. Развитие земледелия и скотоводства способствовало развитию ремесла и торговли. Жители Хазарии занимались металлообработкой и ювелирным делом, о чём свидетельствуют изделия из бронзы, серебра, золота; гончарным делом, ткачеством. Наличие стальных сабель на могильниках Беленджера и остатков доменных печей говорит о том, что жители Хазарии были знакомы с мастерством изготовления стали. В Хазарии было распространено строительное дело: строительство крепостей, храмов, бытовых сооружений. Развитие производительных сил, развитие экономики способствовало развитию внутренней и внешней торговли. Наличие торговых путей обусловило вовлечение Хазарии в мировую торговлю. Существовало денежное обращение. В Хазарии чеканили собственную монету. Монеты Хазарии найдены на могильниках Беленджера. В городах Хазарии функционировали базары. Так, например, источники сообщают о наличии базара в городе Семендер. В VII веке начинаются арабские завоевания на территории Дагестана.Арабо-хазарские войны привели к тому, что вторая столица Хазарии – город Семендер была перенесена дальше от военных действий. Учёные, в частности М.Г.Магомедов, с достоверностью говорят о существовании третьей столицы под таким же названием Семендер. Новый Семендер учёные отождествляют с Шелковским городищем, расположенным в районе р. Терек. Семендер II просуществовал до его разрушения арабами в период походов Мервана (конец 30-хгг.). После этого столица была перенесена в город Итиль. Месторасположение города Итиля археологически не исследовано. Мнений и версий о его нахождении много. И несмотря на то, что многие исследователи (например М.И.Артамонов) отклоняют версию М.Г.Магомедова о расположении города Итиль в северной акватории Каспийского моря, новейшие исследования этого учёного (М.Г.Магомедова)доказывают большую вероятность нахождения Итиля именно в этом месте. По мнению М.Г.Магомедова Итиль просуществовал до XIII века, до момента резкого подъёма уровня Каспийского моря, что явилось причиной исчезновения четвертой столицы Хазарского каганата – г. Итиль. Изменения в социально-экономическом развитии Хазарии, успешное развитие экономики и торговли повлекли за собой изменения в духовной жизни Хазарского общества. Культура Хазарского каганата достигла высокого уровня. Исследователи считают, что в Хазарии существовала своя письменность (пример – Хумаринское городище VIII-IX вв.). Интересны вопросы, связанные с религией Хазарии. Здесь одновременно существовали разные мировые религии: язычество, христианство, мусульманство, иудаизм. И хотя христианство уже существовало с IV века н.э., государственной религией оно не стало. Иудаизм, также имевший здесь место, был принят каганом и его окружением и получил статус государственной религии. Как считает известный историк М.Г.Магомедов: «Возведение иудаизма в ранг государственной власти имело значение политического самоутверждения, демонстрировало не только независимость, но и равенство Хазарского каганата с Византийской империей и Арабским халифатом».
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|