На территории Дагестана.
Разложение первобытно-общинного строя привело к возникновению имущественной дифференциации и появлению классов. Эти процессы привели к тому, что в середине Iтысячелетия до нашей эры на территории Закавказья и Восточного Кавказа складывается ряд государственных образований. Прикаспийская низменность ещё с древности занимала важнейшее положение. Эта территория связывала страны Юго-Восточной Европы со странами Востока. Здесь очень рано возникли этнически пёстрые политические образования. Одним из первых государств, возникших на территории Прикаспия, являлось государство Кавказская Албания, в состав которой вошла значительная часть Дагестана, а также территория Северного Азербайджана. Сведения о границах Кавказской Албании и племенах, ее населяющих, нам, главным образом, дают латинские и греческие авторы (Геродот, Страбон, Птолемей ). Античные авторы сообщают о том, что в I тысячелетии до нашей эры на территории Прикаспия проживали различные племена, первыми из которых засвидетельствованы каспии. Однако, несмотряна то, что в союз каспиев входили и другие племена (утии, леги, албаны), консолидирующую роль здесь смогли сыграть не каспии, а албаны, которые стали занимать после каспиев ведущее положение. Во второй половине I тысячелетия до нашей эры на территории Прикаспия образовалось государство – Кавказская Албания. Время его образования античные авторы, в частности Солин, связывают с событиями периода войн Александра Македонского с персидским царем Дарием III, а именно с IV веком до нашей эры. Вопрос о границах Кавказской Албании вызвал много противоречивых мнений в исторической литературе. Входил ли Дагестан в состав Албании, или же ее территория с севера ограничивалась Северным Азербайджаном? Источники и ряд материалов археологических раскопок уже точно подтвердили вхождение Дагестана в состав Кавказской Албании. Так например, это подтверждают исследования рек Кавказской Албании ( Соана, Кас, Албана) известным исследователем С.И. Юшковым и сопоставление их с реками Дагестана (Терек, Сулак, Самур), а также огромное сходство довольно пестрой этнической карты Албании с современной этнографией Дагестана. Кто же населял Кавказскую Албанию? Страбон сообщает о том, что здесь проживало 26 различных по языку племен и народов. Здесь проживали: албаны, дедуры, андаки, леги, гелы, гаргарейцы и другие.Первоначально каждое из этих племен занимало собственную территорию. Так, албаны занимали территорию от границ Иберии до берегов Каспийского моря. Каспии расселились по берегу Каспийского моря. Леги проживали на территории Южного Дагестана к югу от реки Самур. Утии обитали севернее нынешнего Дербента. Существуя ранее в рамках воено-племенного союза, эти племена вскоре объединяются под главенством одного царя и уже к IV веку до нашей эры образуют свое государство. Кавказская Албания – развитое государство, экономика которого основывалась на развитии земледелия и скотоводства. Древнегреческий автор Страбон сообщает о развитии земледелия в Албании, о существовании здесь орошаемого земледелия. По сообщениям Страбона в Кавказской Албании земли орошали водой из рек и других водных источников (См.: Страбон. XI. 4.3.). Развивалось террасное земледелие. В земледелии жители Албании использовали различные орудия труда: мотыги, составные кремневые серпы, молотильные доски и др. Археологические раскопки Шаракунского и Сумбатлинского могильников показали, что албанцы выращивали зерновые, о чём свидетельствуют сохранившиеся сосуды и специальные ямы для хранения зерна. Население Албании также занималось садоводством и виноградарством (См. Страбон. XI. 4.3.). В нагорной части преобладало скотоводство. Здесь разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Скотоводство давало как мясо-молочную продукцию, так и сырьё для ремесленного производства. Античные авторы сообщают о наличии в Кавказской Албании городов. Так Птолемей отмечает здесь 29 городов и населённых пунктов (См. Птолемей. V.8. 15). Известны такие города как Албана, Кабала, Телаба, Гелда и другие. Столицей Албании был город Кабала. В албанскую эпоху также возникают такие города как Дербент, Тарки и другие. Города являются центрами ремесла и торговли. Жители Албании занимаются ювелирным и гончарным делом, металлургией, ткачеством, обработкой дерева, камня, стеклоделием и другими ремеслами. Развитие экономики и ремесленного производства способствовало развитию торговли. Наличие в Албании монет, о чем свидетельствуют археологические раскопки, является основным показателем развития торговли. Появляются люди, специально занимающиеся внутренней и внешней торговлей. Жители Албании имели торговые связи с Закавказьем, Северным Кавказом, Индией, Эллинистическим миром. Среди населения Албании процветала имущественная дифференциация. Возглавлял государство царь, который являлся и главным военачальником. К числу господствующего класса относилась военная знать и духовенство (жрецы). Им подчинялись крестьяне, городское население, рабы. Страбон сообщает о том, что Албания имела постоянную армию, хорошо вооруженную мечами, копьями, стрелами и луками. Так Страбон в своей «Географии» сообщает: «Албанцы вооружены дротиками и луками; они носят панцири и большие продолговатые щиты, а также шлемы из шкур зверей…»; « они пользуются на войне покрытыми броней лошадьми…». Армия албан состояла из 60 тысяч пеших и 22 тысяч конных воинов и не уступала по своему мастерству и оснащению армии армян. Развитие производительных сил повлекло за собой развитие культуры. Памятники археологии свидетельствуют о том, что культура Албании достигла высокого уровня. Характер духовной культуры древних албан выразительно отражен в различных ее проявлениях: в скульптурных произведениях, в изобразительном искусстве и многом другом. В Албании имелся и свой алфавит. Он состоял из 52 букв. Памятники албанской письменности обнаружены у селения Верхнее Лабко Левашинского района. До принятия христианства жители Албании исповедовали язычество. Здесь появляются религиозные центры – храмы различных языческих божеств. Античные авторы, в частности Страбон, сообщают о том, что албаны поклонялись солнцу, огню, воде, земле. Археологические раскопки в районе Махачкалы (Таркинское городище ) свидетельствуют, что в Албании имели место человеческие жертвоприношения. Известным дагестанским историком и археологом М.Г.Магомедовым выявлены здесь ( на территории Таркинского городища – З.Б. ) остатки одного из языческих храмов со следами жертвоприношений. В IV веке до нашей эры на смену язычеству в Албании распространяется христианство. Кавказская Албания проводила активную внешнюю политику. Не раз албаны воевали в армиях других правителей. Так во время римской агрессии в Армении в 68 году до нашей эры албаны воевали на стороне армянского царя Тиграна II. А вскоре в 66 году до нашей эры римские войска под командованием Помпея вторглись в саму Албанию. Албанский царь Оройс возглавил войско из 40 тысяч и выступил против Помпея. Несмотря на огромные усилия албан, лучше вооруженная армия римлян одержала победу. Заключив перемирие, римляне покидают Албанию и выступают против Иберии. Неудачно для албан завершился и поход Помпея в 65 году до нашей эры. Однако сопротивление албан заставило Помпея отступить из Албании. Известны также походы 37-36 годов до нашей эры в Албанию римского войска под руководством Канидия Красса. Однако он не смог удержаться в Албании и ушел, не добившись заметных результатов. В начале нашей эры завоевания римлян продолжаются. Однако наряду с Римской империей на Албанию претендует и Парфянское государство. В 34 году нашей эры Парфия организовала поход против Армении. На помощь армянам пришли и албаны. В III веке нашей эры в Иране утверждается династия Сасанидов, которая претендует на главенствующее положение в Закавказье. Албаны и закавказские народы не раз выступают против их господства. В первые века нашей эры начинается проникновение кочевников на территорию Кавказской Албании. Сюда проникают сарматы, аланы, гунны. Набеги кочевников наносят Албании огромный ущерб и способствуют началу распада этого государства. Таким образом, Кавказская Албания явилась первым государством на Северо-Восточном Кавказе с развитой экономикой и культурой, которое, просуществовав до V века нашей эры, оставило глубокий след в истории Дагестана.
ГЛАВА II.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|