Дагестана в XVI-XVIII вв.
К XV-XVI вв. в Дагестане уже окончательно сложились определённые формы землевладения и землепользования. Земельные отношения у народов Дагестана были достаточно сложными. Здесь существовало несколько видов земельной собственности., крупное феодальное землевладение, частное мюльковое землевладение узденей-общинников, мечетское землевладение (вакуф), общинное землевладение. Самыми крупными собственниками земли были феодальные правители Дагестана: шамхалы, нуцалы уцмии, майсумы и др. Им принадлежали почти все категории земель: пахотные, сенокосные участки, пастбища, кутаны и т.д. Так, например, аварский хан имел земли вокруг Хунзаха и в других селениях, сады в Голотле, горы и горные пастбищные места. Уцмии Кайтага владели населёнными и ненаселёнными землями и были полновластными господами в отношении подчинённых им раят (Алиев Б.Г. Формы землевладения в Дагестане…). Табасаранские майсумы, ханы Засулакской Кумыкии и др. владетели также имели значительную земельную собственность. Эту земельную собственность феодальные правители Дагестана получили по наследству или путём захвата у сельских общин. Вторую ступень социальной лестницы в Дагестане занимали беки – представители правящих фамилий. Бекское землевладение принадлежало к крупному феодальному землевладению. Бекам принадлежали также большие земельные угодья, пастбища, кутаны, ятаги и др. Эти земли беки получили от феодальных правителей в наследственное владение и по дару, становясь, таким образом, крупными землевладельцами. Вместе с землёй беки получали все права феодальных собственников. Феодальные правители и беки постоянно пополняли свою земельную собственность за счёт присоединения общинных, крестьянских земель и захвата других пустующих территорий. Одним из видов бекского землевладения было условное (служебное) бекское землевладение, образовавшееся в результате раздачи феодальными правителями земель за несение службы или выполнение некоторых поручений. Сроки условного владения были различны. Земли, населённые и ненаселённые, давались как на несколько лет, так и пожизненно. Условные держатели земель не имели право передавать земли по наследству, продавать их или переселять феодально-зависимых крестьян. За нарушение условий службы владелец земли мог в любое время лишить этого пожалования. Надо, однако, отметить, что со временем пожалованные земли всё чаще начинают терять условный характер и переходить в собственность держателей и передаваться по наследству. Чанка-беки – это особое сословие феодального класса, представляющие собой потомков беков, рождённых от брака беков с представительницами неравного происхождения. Чанка-беки имели в собственности несколько (7-12) отдалённых селений («чанка-пай), полученных ими в наследство из недвижимого имущества отца. Они получали также повинности от поступивших в их управление зависимых крестьян, передавали свои имущественные права по наследству и т.д. Однако они имели намного меньше прав, чем чистокровные беки. В некоторых владениях Дагестана (например, в Кайтагском уцмийстве) выделилось особое сословие - карачи-беки – древняя феодальная прослойка, правившая ранее самостоятельно, но попавшая позже под власть более сильного правителя. Им также принадлежали различные земельные угодья, пахотные и пастбищные земли. К господствующему классу относились также представители высшего мусульманского духовенства. В ведении мусульманского духовенства находилось мечетское землевладение (вакуф). Мечетское землевладение образовалось и постоянно увеличивалось в результате дарений и завещаний мечетям верующими пахотных и сенокосных земель, садов и даже отдельных деревьев. Вакуфом нельзя было владеть как мюльком, продавать или тратить получаемые с них доходы для таких целей, которые не были предусмотрены в условиях завещателя (вакифа). Вакуфы были освобождены от податей и налогов и защищены от всякого рода посягательств. (См. Алиев Б.Г. Крупное феодальное и мечетское землевладение в Дагестане в XV-XVIII вв.// РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф,3. Оп.1. Д.264. Л. 36.). Основную массу населения Дагестана составляло крестьянство, которое подразделялось на несколько сословий, различавшихся между собой отношением к средствам производства, зависимостью от феодала и т.д. Одной из категорий крестьянства были лично свободные уздени-общинники, которые обладали небольшими пахотными и сенокосными участками земли – мюльками, доходами от которых они и жили. Мюльковладельцы имели право свободного распоряжения своей землёй. В XVI – XVIII вв. распространение в Дагестане получило общинное землевладение. В общинной собственности находились летние и зимние пастбища, выгоны, леса, частично пахотные и сенокосные земли. Пользование общинными землями регулировались нормами обычного права. Зависимые крестьяне в Дагестане были представлены раятами и чагарами. Раяты – категория крестьян, которая находилась на земле феодала в зависимости от последнего. Раяты не имели абсолютно никакой собственности и отбывали бекам самые разнообразные повинности. Однако несмотря на то. Что раят считался собственностью бека, нормы обычного права Дагестана оговаривали некоторые ограничения беков по отношению к раятам. Так например, адаты запрещали бекам переселять раята без его согласия из одного селения в другое и т.д.( См. Маршаев Р.Г. Социально-экономическое и политическое устройство Дагестана в XVI-XVII вв. //РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.2. Д.22. Л.55). Чагары – лично зависимые крестьяне. Зачастую чагар причисляли к остальной недвижимости, передаваемой по наследству. Чагары не имели право переселения из одного аула в другой, за убийство чагара владелец ни перед кем не отвечал. Самой бесправно частью дагестанского общества были рабы. В Дагестане они получили названия «кулы» и «лаги». Основным источником рабства были военнопленные. Рабы находились в полной и неограниченной собственности хозяина и не имели никаких ни юридических, ни имущественных прав.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|