Крестьянская реформа.
После отмены крепостного права в России в 1861 г. царская администрация приступила к проведению крестьянской реформы и на национальных окраинах, в том числе в Дагестане. Развивающийся капитализм в России требовал приспособления экономики Дагестана к задачам колониальной эксплуатации. Дагестан мог быть не только рынком сбыта товаров русской промышленности , но и источником сырья, так как край был богат сырьевыми ресурсами, необходимыми для русской фабрично-заводской промышленности. Проведение реформы в Дагестане ускорила и классовая борьба между крестьянами и феодалами, которая в 60-х гг. очень обострилась. Феодальная эксплуатация крестьян усиливается. Возросли подати и повинности как в пользу феодалов, так и в пользу казны, которые для трудового народа оказались тяжёлым бременем. Кроме того. Феодалы и царская администрация изымали лучшие пахотные земли, находившиеся в пользовании крестьян. Всё это повлияло на резкое обострение антифеодальной, антиколониальной борьбы крестьян шамхальства Тарковского, Мехтулинского ханства, Кайтагского уцмийства и др. Классовые противоречия в Дагестане настолько обострились, что уже было невозможно откладывать решение крестьянского вопроса. В Дагестане крестьянская и земельная реформы 60-х гг. были проведены не во всех округах, а именно: в Кумыкском округе, Присулакском наибстве, в шамхальстве Тарковском и Мехтулинском ханстве.Для подготовки и проведения реформы в отдельных владениях и округах Дагестана были созданы сословно-поземельные комиссии, членами которых являлись царские чиновники и офицеры Кавказской армии. Эти комиссии должны были выяснить существующие условия для проведения реформы, сословно-поземельные отношения, численность зависимых сословий, а также подготовить предложения по освобождению крестьян. В 1860г. была учреждена специальная комиссия – «Кумыкский комитет по правилам личным и поземельным», которая занялась выяснением существующих личных и поземельных прав сословий. После переименования «Кумыкского комитета…» в 1863г. в «Кумыкский окружной отдел сословно-поземельной комиссии Терской области» ему уже были даны непосредственные полномочия по проведению крестьянской реформы. Вокруг вопроса о проведении реформы и наделении крестьян землёй разгорелась ожесточённая борьба. Землевладельцы не желали и слышать о выделении земель в пользу крестьян. В 1863г. в Хасав-юрте для обсуждения вопроса о проведении реформы сословно-поземельной комиссией было созвано совещание, на котором присутствовали как феодалы, так и по два доверенных крестьянина от каждого селения Кумыкского округа. После долгих споров землевладельцы согласились выделить крестьянам 1/3 всех своих земель. Однако крестьяне не соглашались, требуя выделения 2/3 помещичьих земель. Не согласились участники и с предложениями комиссии о выделении в пользу крестьян 2/5 земель. Участники совещания так и разъехались, не достигнув соглашения. Антифеодальная борьба крестьян всё более обострялась. Царская администрация, опасаясь более крупных выступлений, вынудила феодалов согласиться выделить крестьянам 2/5 всех своих земель. Однако крестьяне категорически отказались, требуя 2/3 земель. Предложенный комиссией проект был отвергнут. После длительных переговоров 5 февраля 1865г. в Хасавюрте был составлен акт за подписью 61 землевладельца, по которому князья и землевладельцы Кумыкского округа уступали крестьянам без выкупа половину всех своих земель. Вторая половина земель сохранялась за землевладельцами на правах полной собственности. Акт о наделении крестьян землёй был окончательно утверждён Кавказским комитетом только в 1867 г. Освобождение крестьян от феодальной зависимости и наделение крестьян землёй было представлено царским правительством как добровольная уступка со стороны феодальной знати и царизма. Национальность при наделении землёй не оговаривалась. Однако в действительности не всё зависимое население получило землю. Совершенно не были наделены землёй 299 семейств чеченцев, ауховцев, салатавцев, переселившихся на Кумыкскую плоскость после 1859г. Не получили землю и 142 семейства горских евреев. Кроме этого большая часть земель (около 20 тыс. десятин) отошла в распоряжение царской администрации. По реформе землёй наделялись не сами крестьяне, а сельская община, которая затем распределяла между крестьянами земли во временное пользование. Земля делилась по количеству крестьянских дворов. Этим сохранением общинных порядков царская администрация стремилась обеспечить своевременное выполнение крестьянами повинностей и налогов в пользу государства. При проведении реформы и наделении крестьян землёй царская администрация старалась ни в чём не ущемить интересы феодальной знати. За землевладельцами были оставлены самые лучшие земли. Интересы крестьян не учитывались. До 1901 г. не было окончательного распределения земель между селениями, земля, отведённая крестьянам, была обозначена временными границами. Решение крестьянского вопроса в шамхальстве Тарковском и Мехтулинском ханстве затянулось ещё дольше. Здесь реформа охватила только тех крестьян, которые находились в зависимости от Тарковского шамхала, мехтулинского хана и их чиновников. Те, же крестьяне, кто отбывали повинности другим бекам, оставались зависимыми вплоть до 1913г. В рамках крестьянской реформы в 60-х гг. XIX в. были также предприняты попытки ликвидации рабства в Дагестане. В 1866г. в Тифлисе специально созданный особый комитет по подготовке освобождения зависимых сословий Кавказа, в который входили высшие должностные лица кавказской военно-гражданской администрации, разработал правила освобождения рабов в различных частях Кавказа. Сумма выкупа за освобождение рабов в разных частях Дагестана была различной. Так например, по правилам освобождения рабов в Кумыкском округе за своё освобождение рабы в возрасте от 12 до 50 лет платили определённый выкуп (от12 до 200 руб.). Всего в 60-х было освобождено около четырёх с половиной рабов. Освобождённые рабы были приписаны к сельским обществам. Каждый из них имел специальное свидетельство об освобождении. Они освобождались от выплат налогов в пользу государства на восемь лет. Однако не получив вместе со свободой земли, большое число рабов вновь попадало в зависимость к прежним или новым феодалам. По реформе в 60-х гг. XIX в. были освобождены и чагары, находившиеся по своему экономическому и правовому положению близко к рабам. Освобождение чагар происходило без выкупа. Количество освобождённых чагар приблизилось к двум тысячам. Однако очень немногие из них были наделены землёй. Крестьянская реформа 60-х гг. XIX в. носила половинчатый, ограниченный характер. Освободив часть крестьян от феодальной зависимости, царизм не отменил самой феодальной собственности на землю. Самые лучшие земли остались в руках феодалов. Отдав часть земель крестьянам, землевладельцы особо не пострадали, получив от царизма большие компенсации пенсиями и пособиями, выдаваемые за счёт налогов с крестьян. Огромный земельный фонд был в период реформ закреплён за казной. Реформа совершенно не коснулась мечетских (вакуфных) земель. Аграрная реформа в Дагестане не разрешила основного вопроса о земле. Проводя крестьянскую реформу в Дагестане, царизм в первую очередь преследовал собственные интересы, интересы укрепления колониального владычества (История Дагестана. М.,1968. С.136). Однако, не смотря на ограниченный характер, крестьянская и другие реформы в Дагестане имели и некоторые положительные последствия. Ликвидировав деспотичную власть феодалов над крестьянами, создав единую систему управления, царизм создал благоприятные предпосылки для внутреннего сближения дагестанских народов, для развития в Дагестане капиталистических отношений.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|