Здавалка
Главная | Обратная связь

Причины и начало движения горцев за независимость.



После присоединения Дагестана к России в первой четверти XIX в. для укрепления своих позиций на Северо-Восточном Кавказе, в том числе и Дагестане, самодержавие активизировало здесь свою политику, приступив к окончательному покорению горцев.

Усиление колониальной политики царизма в Дагестане неразрывно связано с деятельностью А.П.Ермолова, назначенного в 1816г. главнокомандующим Кавказской Армии.

Свою политику покорения горцев А.П.Ермолов начал с покорения Чечни. Чечня была очень важна в экономическом и стратегическом отношениях, так как являлась регионом, снабжавшим многие территории Северо-Восточного Кавказа, в том числе и Дагестан, хлебом.

С 1817г. началось планомерное покорение Чечни и Дагестана Ермоловым. Русские войска проникают вглубь Чечни и Дагестана, оттесняя местное население с плодородных земель в неплодородные горные районы. В опустошённых районах начинают строиться укрепления и крепости, эти земли заселяются русскими крестьянами и казаками.

Волнения начинаются на территории Чечни. Не имея достаточных сил и не будучи достаточно организованны для совместного единодушного нападения на царские войска, жители каждого аула начали самостоятельную борьбу. (Магомедов Р.М. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Махачкала, 1991. С.30).

Борьба чеченцев сильно повлияла на ситуацию в Дагестане. Здесь было решено образовать союз для борьбы с царизмом, в который вошли многие дагестанские владетели (за исключением шамхала Тарковского). Волнения охватили Аварское и Мехтулинское ханства. Ахмед-хан Аварский, Гасан-хан Мехтулинский, кайтагцы и многие другие двинулись к Дербенту. Навстречу восставшим был отправлен отряд войск генерал-майора Пестеля, который разрушил резиденцию уцмия селение Башлы.

Чтобы подавить разрастающееся движение горцев, А.П. Ермолов в 1818г. организовал поход против объединённых сил дагестанцев. Русские войска заняли Параул, Дженгутай – центр Мехтулинского ханства. Мехтулинское ханство было присоединено к России и разделено на две части. Во главе одной был поставлен русский пристав, другая часть передана в управление шамхалу Тарковскому. Гасан-хан Мехтулинский и Султан-Ахмед-хан Аварский были лишены ханского достоинства.

Однако сопротивление царизму нарастало и в других частях Дагестана. Этим были обусловлены поход Ермолова 1819г. на Акушу и поход 1820г. на Казикумух.

Таким образом, к 20-м гг. XIX в. почти весь Дагестан силой оружия был включён в систему Российской империи.

Однако для покорения Дагестана Ермолов использовал не только карательные походы на непокорные территории. Для усмирения горцев практиковались так называемые экономические блокады. Царская администрация применяла блокаду целых районов. Закрывались пути проезда и торговли из Дагестана в Закавказье и на Северный Кавказ. Зажатые в кольцо блокады горцы не имели возможности заниматься жизненно необходимой в горах торговлей с низменными районами. В горах не хватало хлеба, соли и других продуктов. В целых районах начинался голод.

Положение горцев ещё больше усугублялось в связи с укреплением царской власти в Дагестане. Строительство опорных пунктов, крепостей, дорог осуществлялось за счёт дешёвого труда местного населения. Будучи занятыми весь день на этих работах, горцы не имели возможности заниматься своим основным трудом – земледелием, скотоводством или ремеслом – для обеспечения своих семей. Это также вызывало массу недовольства. Семьи горцев влачили жалкое существование. Непосильный малооплачиваемый труд, двойной гнёт (со стороны царизма и со стороны местных феодалов) делали жизнь горцев невыносимой. Пытаясь этими мерами покорить горцев, Кавказское командование добилось обратного. Горцам или надо было влачить полуголодную жизнь или подняться на борьбу.

В то же время, царизм всячески стремился укрепить свою власть в Дагестане за счёт поддержки части крупных феодалов - приверженцев России. Им назначались высокие пенсии, жалованья, сами они награждались орденами и медалями, для подавления выступлений крестьян в их владения направлялись русские войска. В свою очередь феодалы, чувствуя такую сильную поддержку, увеличивали подати и повинности, захватывали крестьянские и общинные земли.

Но не все феодалы находились в таком привилегированном положении. Кроме того, поддерживая эксплуататорские права феодалов, самодержавие ограничивало их политическую власть. Многие феодалы были вообще лишены этой власти. Эта часть феодалов также оказались в оппозиции к царскому самодержавию.

Третьей движущей силой, принявшей участие в борьбе за независимость в 20-50-е гг. XIX в. была значительная часть местного мусульманского духовенства, которое в своей борьбе опиралось на требование повсеместного распространения шариата, что являлось основой распространившегося в данный период течения мюридизма.

Само по себе течение мюридизма, появившегося первоначально на территории Ближнего Востока и Средней Азии, предполагало возможность мюрида усовершенствоваться в изучении религии, встав на путь «приближения» к богу, первой ступенью которого был шариат, а второй – тарикат (путь к истине).

Однако на территории Северо-Восточного Кавказа в условиях обострения социально-политической обстановки и разрастающегося недовольства народных масс политикой самодержавия мюридизм приобрёл здесь некоторые местные черты. Мусульманское духовенство считало введение шариата (неотъемлемой части мюридизма), как общего для всех мусульман закона, вместо адатов, которые различались в аулах и вносили разлад в ряды горцев, важнейшим фактором организации горцев против царизма. Кавказский мюридизм эпохи борьбы горцев за независимость возник на местной социально-экономической почве. Он воспринял основу тариката от религиозно-мистического течения мюридизма и дополнил её ортодоксальной мусульманской проповедью о необходимости борьбы с «неверными», то есть учением о газавате. Объектом борьбы для горцев был царизм. Мюридизм в Дагестане приобрёл политический характер.

Первым проповедником мюридизма и введения шариата в Дагестане был Магомед-Эфенди из селения Яраг Кюринского округа. А первым человеком, который начал претворять идеи Кавказского мюридизма в жизнь, поднимать горцев на борьбу был Гази-Магомед.

Гази-Магомед (1794-1832 гг.) родился в семье простого узденя. С детства он познал трудовую жизнь. Скитаясь из аула в аул, Гази-Магомед получал знания у местных алимов (учёных). Его учителями были Саид-Эфенди Араканский и Мухаммед Ярагский. Гази-Магомед к 20-м гг. XIX в. был уже зрелым человеком. Видя тяжёлое положение крестьян, непомерный гнёт со стороны царизма именно он стал призывать народ к борьбе за веру и возглавил движение сторонников замены адатов шариатом.

С самого начала свое деятельности Гази-Магомед встретил сопротивление со стороны шамхала Тарковского, ханов Аварии и других владетелей. Тем не менее, ему удалось собрать вокруг себя значительное количество населения. К концу 1829г. Гази-Магомед успел привлечь на свою сторону Койсубулу, Гумбет, Андию, другие аварские земли за исключением Хунзаха.

Покорение Хунзаха – оплота царизма в горах было первостепенной задачей для горцев, поэтому в мае 1830г. Гази-Магомед во главе восьмитысячного отряда подступает к Хунзаху. Вместе с ним был и Шамиль, возглавивший гумбетовцев. Однако ханы Хунзаха (Баху-бике и её сыновья) сумели организовать оборону Хунзаха, и Гази-Магомеду взять крепость не удалось.

В 1831г. Гази-Магомед со своими войсками расположился в урочище Чумискент, откуда он совершает походы на плоскостную часть Дагестана. Он успешно действует против царских войск, занимает селения Параул, Тарки, сжигает дом шамхала Тарковского. В мае 1831г. Гази-Магомед осадил крепость Бурную. Однако из-за подхода царских войск под командованием генерала Коханова Гази-Магомед вынужден был отступить. Затем он осаждает крепость Внезапную, совершает походы в Кайтаг, Табасаран и Дербент.

Окрылённый победами, в ноябре 1831г. Гази-Магомед вторгается в Кизляр. Город был взят. Захватив добычу и пленных, он возвращается в Чумискент.

Популярность Гази-Магомеда росла не только в Дагестане. В начале 1832г. он совершает поход на территорию Чечни, отсюда направляется под Владикавказ и осаждает город Назрань.

Успехи имама очень встревожили Кавказскую администрацию. Против него были направлены царские силы со стороны Закавказья и со стороны Кавказской линии. В августе 1832г. войска генерала Розена отправились в Чечню и подавили здесь восстание. Затем генерал Розен совершает поход на территорию Дагестана и осаждает аул Гимры. Узнав о продвижении русских войск, Гази-Магомед оставляет Назрань и возвращается в свой родной аул.

17 октября 1832г. царские войска предпринимают штурм аула Гимры. Несмотря на упорное сопротивление, горцы терпели поражение. Чтобы спасти оставшихся в живых горцев, Гази-Магомед взял основной удар на себя. Он выпрыгнул из оборонительной башни (впоследствии получившей название «Башня смерти») и был заколот штыками. Так трагически завершилась деятельность первого имама – Гази-Магомеда.

Царскому командованию казалось, что со смертью Гази-Магомеда и поражением горцев при ауле Гимры, наступил конец сопротивлению народов Дагестана колонизаторской политике царизма. Однако, не смотря на некоторое затишье, события, тем не менее, приняли иной оборот. Уже в 1834г. горцы вновь поднялись на борьбу против царизма под руководством второго имама – Гамзат-бека.

Гамзат-бек (1789-1834 гг.) родился в селении Гоцатль в семье чанки Алискендера. Первоначальное образование Гамзат-бек получил в Чохе. Своё образование он продолжил в Хунзахе.

После смерти Гази-Магомеда на съезде алимов и наибов в селении Карада Гамзат-бек был избран имамом – предводителем движения горцев.

Сразу же новый имам принялся за подготовку нового похода против русских войск, повсюду призывая горцев к борьбе. Отовсюду в Гоцатль стекались горцы. Гамзат-бека поддержал и Шамиль, недавно оправившийся от ран.

В начале 1834г. большая часть Аварии была охвачена восстанием, и только Хунзах не признавал власть нового имама. Было решено предпринять поход на Хунзах. В 1834г. Гамзат-бек направил удар против резиденции ханов Аварии. Подступив к Хунзаху, Гамзат-бек потребовал от хунзахской ханши Баху-бике и всех хунзахцев принятия шариата. Видя, что силы неравны, хунзахцы изъявили согласие. Для переговоров в лагерь Гамзат-бека были направлены наследники аварского хана – сыновья Баху-бике – Умма-хан и Нуцал-хан. Однако неожиданно в лагере имама наследники хунзахского престола и их дружинники были убиты.

Гамзат-бек силой вторгся в Хунзах и публично казнил ханшу Баху-бике.

Хунзахцы были возмущены кровавой расправой. Против Гамзат-бека был организован заговор, в котором участвовал Осман, брат Хаджи-мурата, в результате которого второй имам Дагестана и Чечни был убит выстрелом в мечети.

После смерти Гамзат-бека в движении горцев наблюдается определённый спад. Однако уже вскоре, летом 1835г. на съезде алимов и наибов был избран новый имам, сподвижник и соратник Гази-Магомеда и Гамзат-бека – Шамиль, с избранием которого начинается совершенно новый этап борьбы горцев за независимость, продлившийся 25 лет.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.