Здавалка
Главная | Обратная связь

Административно-судебная реформа.



После окончания борьбы горцев за независимость внутреннее устройство Дагестана оставалось прежним. Здесь существовали феодальные владения, для которых было характерно собственное управление, и союзы сельских общин. Единой системы административного деления в Дагестане не было.

Подавив движение горцев, царская администрация начало подготовку к проведению административной реформы на территории Дагестана, которая должна была привести к созданию здесь единой системы управления.

5 апреля 1860г. главнокомандующим Кавказской армии А.И.Барятинским было утверждено « Положение об управлении Дагестанской областью», согласно которому впервые была создана Дагестанская область. В Дагестанскую область вошёл бывший Прикаспийский край за исключением Кубинского уезда, вошедшего в Бакинскую губернию. Отсоединив Кубинский уезд, царизм разделил коренное лезгинское население Дагестана на две части. То же самое произошло и с кумыками, так как Засулакская Кумыкия была включена по реформе в Терскую область.

Возглавлял Дагестанскую область начальник, назначаемый из числа царских генералов. Начальник области обладал всей полнотой административной, финансовой и военной власти. Он же был командующим войсками.

Вся Дагестанская область была поделена на четыре военных отдела: Северный Дагестан, Южный Дагестан, Средний Дагестан и Верхний Дагестан. Каждый из этих отделов состоял из округов и феодальных владений.

Так в Северный Дагестан вошли Даргинский округ, Присулакское наибство, Тарковское шамхальство и Мехтулинское ханство. В Южный Дагестан были включены Кайтаго-Табасаранский округ, Самурский округ и Кюринское ханство. В Средний Дагестан вошёл Гунибский округ, Казикумухский округ и Аварское ханство. Верхний Дагестан состоял из Бежтинского округа и всех селений, которые не вошли ни в Аварское ханство, ни в Гунибский округ.

Во главе военных отделов стояли начальники отделов из числа царских офицеров, которые подчинялись начальнику области. У них же в подчинении находились окружные управления и ханства (до их ликвидации).

Округа управлялись начальниками также из числа офицеров царской армии. Делились они на наибства, за исключением Кайтаго-Табасаранского округа, части которого – Кайтаг, Северный и Южный Табасаран – были оставлены в управлении их владетелей.

В область были включены два гражданских управления: Дербентское градоначальство, которое состояло из самого города Дербента и Улусского магала, и управление портовым городом Петровском с прилегающими к нему землями.

Ханства были оставлены в управлении феодальных правителей.

Таким образом, управление Дагестанской областью делилось на военное, гражданское и ханское.

В области было введено так называемое «военно-народное» управление. Военные бесконтрольно управляли Дагестаном, злоупотребляя своей властью, осуществляя политику в интересах самодержавия.

Если первоначально ханства были сохранены, и царская администрация поддерживала феодальных правителей, ставших на сторону царизма, то в 60-х гг. XIX в. царизм приступил к постепенной ликвидации ханств. После покорения Дагестана царские власти перестали нуждаться в поддержке местных правителей, и ханства стали чужеродным элементом в общероссийском государственном организме (История Дагестана с древнейших времён до наших дней. М., 2004. С.536)

Ликвидация ханств в Дагестане внешне выглядела как добровольный отказ ханов от своих прав. Однако, чтобы ханы «по доброй воле» отказались от правления в своих владениях, царская администрация оказала сильное давление. В итоге с 1858 по 1867 гг. были ликвидированы ряд ханств. Например в 1859г. было ликвидировано Казикумухское ханство, в 1863г. – Аварское ханство, в 1864г. – Кюринское ханство и т.д. Однако, отстранив ханов от власти, царское правительство назначило им высокие единовременные выплаты, жалованья, пожизненные пенсии и др. Так шамхалу Тарковскому была установлена пенсия в 7 тыс. руб. в год.

Таким образом, в результате проведения административной реформы и ликвидации ханств в Дагестане было создано девять округов: Аварский, Андийский, Гунибский, Казикумухский, Даргинский, Кайтаго-Табасаранский, Кюринский, Самурский, Темирхан-шуринский.

Проведение административной реформы и ликвидация ханств в Дагестане повлекли за собой необходимость проведения реформы сельского управления.Стало необходимым приспособить аулы к потребностям административной власти в Дагестане, для чего нужно было создать в бывших ханствах такие органы управления, которые бы отвечали потребностям «военно-народного управления» (См. История Дагестана. Т.II. М., 1968. С.124).

26 апреля 1868г. главнокомандующим Кавказской армии было утверждено «Положение о сельском управлении в Дагестане». Ханства были ликвидированы, и на территории Дагестана была создана однотипная система сельского управления.

Согласно реформе сельское общество состояло из крестьян одного селения, которые имели здесь постоянную оседлость. Беки и их прислуга могли быть причислены к сельскому обществу по желанию с разрешения царских властей.

Одной из единиц сельского управления являлся сельский сход, в который входили сельские должностные лица и совершеннолетние домохозяева (по одному старшему представителю от каждого семейства). В ведении сельского схода было избрание сельских должностных лиц и кадия с последующим утверждением царской администрацией. Также сход распоряжался общинными землями, раскладывал и собирал подати, принимал меры при стихийных бедствиях и т.д.

Большую роль в сельском управлении играли сельские старшины, которые назначались на неопределённый срок окружным начальником. Старшина созывал сельский сход, исполнял приговоры схода, распоряжения царской администрации, задерживал военных дезертиров, следил за сохранением порядка в сельском обществе и т.д. Служба старшины оплачивалась царской администрацией.

Сельский кадий избирался сходом с последующим утверждением военными властями. Кроме контроля деятельности религиозных учреждений сельский кадий осуществлял судопроизводство по шариату, по делам, касающимся наследства и завещаний, по опеке и т.д.

Сельский суд избирался сходом на три года и состоял из трех и более членов. Судьи также как и старшины утверждались военными властями, в частности, начальником Дагестанской области. В ведении сельских судов были дела по гражданским спорам между крестьянами при иске, не превышающем 100 руб., а также дела по мелким преступлениям. Дела, касающиеся беков, без их добровольного согласия сельский суд решать не имел право.

Заметную роль в сельском управлении продолжали играть сельские должностные лица: чауши – исполнители распоряжений старшин, тулгаки – стража.

На различные должности в сельском обществе (старшин, кадиев, судей и др.) назначались люди, пользующиеся доверием царской администрации. В любое время сельские должностные лица могли быть смещены.

После ликвидации власти ханов и беков в сельских обществах реформа сельского управления, хотя и была проведена в интересах царизма и местной знати, имела положительное значение, так впервые в Дагестане была создана единая система сельского управления.

Среди реформ 60-70-х гг. XIX в. заметное место занимала судебная реформа, которая на основании «Положения об управлении Дагестанской областью» определила единые принципы судопроизводства для Дагестана. Согласно новой системе судопроизводство по военно-уголовным делам осуществлялось в комиссиях уголовного суда, по общим законам империи – в Дагестанском областном суде. В Дагестанском «народном» суде и окружных словесных судах велось судопроизводство по адатам и шариату.

Дагестанский областной суд функционировал в Темир-Хан-шуре и состоял из «почётных лиц», которые назначались начальником Дагестанской области. Председателем суда являлся помощник начальника области.

По адатам и шариату, как уже отмечалось выше, дела разбирались в Дагестанском «народном» суде и окружных словесных судах. Дагестанский «народный» суд был высшей инстанцией по отношению к окружным судам. Председателем народного суда был помощник Дагестанской области, а председателями окружных судов окружные начальники. Разбор дел по адатам и шариату происходил гласно. В качестве судей выступали знающие адаты депутаты суда, по шариату - кадий. Этим судам были подведомственны дела по гражданским спорам, дракам, разделу имущества и др. Более важные дела (участие в восстаниях, хищение государственного имущества и др.) разбирались военно-полевыми судами.

В 1875 г. Дагестанский областной суд был упразднён. Вместо него в Порт-Петровске, Дербенте и Темир-Хан-Шуре были открыты мировые отделы, находившиеся в ведении Тифлисской судебной палаты и Бакинского окружного суда.

Судебная реформа по своей сути должна была носить прогрессивный характер, так как «Новые судебные уставы» 1864г. предполагали всесословность суда, его независимость от администрации и т.д. Однако эти новые принципы судопроизводства совершенно не коснулись Дагестана, под фальшивым предлогом, что дагестанцы не готовы их принять в силу своей отсталости (История Дагестана с древнейших времён до наших дней. М., 2004. С.538).

Таким образом, административно-судебные реформы в Дагестане были проведены в интересах царизма и носили ограниченный характер.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.