Здавалка
Главная | Обратная связь

Антиколониальная борьба горцев Дагестана



В 60-80-х гг. XIX в.

 

Реформы 60-70-х гг. XIX в. существенно не изменили положения трудящихся масс Дагестана. А в последующий период контрреформ эксплуатация крестьян ещё больше возросла.

Многие пахотные, пастбищные земли, леса. Ранее находившиеся в пользовании сельских общин, отошли в собственность казны.

Крестьянская реформа не имела отрицательных последствий для феодалов. Царизм продолжал политику поддержки феодального класса. Многие землевладельцы получили крупные денежные компенсации, пожалования, пенсии. Большие угодья земли были пожалованы офицерам и чиновникам царской администрации.

Возросли подати и повинности, вносимые местным населением, как в пользу феодалов, так и в пользу казны. Феодальные круги Дагестана беспощадно эксплуатировало крестьянское население Дагестана, присваивало их земли, опираясь на безграничную поддержку со стороны Кавказского командования.

Недовольство крестьян политикой царизма в 60-70-е гг. возросло. Малейшие попытки выступить на защиту своих прав жестоко подавлялись.

Оппозиционно по отношению к царизму продолжали находиться представители мусульманского духовенства, а также часть оставшейся без власти феодализирущейся сельской верхушки.

Социальные противоречия всё больше обострялись. В этих условиях в 60-70-гг. XIX в. на территории Дагестана проходит ряд антифеодальных и антиколониальных выступлений горцев, которые грозили вылиться в новую длительную борьбу.

В данных условиях в Дагестане появляются религиозные секты, отвлекавшие горцев от активных действий.

Одной из таких сект, получивших распространение в 60-х гг. XIX в., являлась секта зикристов. Эта секта появилась на территории Чечни в середине века, а затем распространилась и на территории Дагестана.

Зикристы проповедовали отрешение от всего мирского, строгое соблюдение поста и подготовку созерцания творца. Они призывали сосредоточить свои мысли на идее бога, достигая соответствующее состояние экстаза путём интенсивных телодвижений с упоминанием имени Аллаха.

Таким образом, призывая горцев отвлечься от мирской жизни, тем самым зикристы отвлекали горцев от активной борьбы.

Однако широкого распространения среди народных масс данная секта не получила. Население некоторых сёл открыто изгоняло зикристов со своих территорий (например, жители Кайтаго-Табасаранского округа).

Зикристы, отвлекая горцев от борьбы, не предостовляли им решения ни экономических, ни социальных, ни политических проблем. Таким образом, это движение было реакционным.

Надо отметить, что секта зикристов не нашла поддержки и со стороны царской администрации. Царизм принимал меры к ликвидации движения зикристов. Однако все попытки борьбы с зикристами сводились к очень малым мерам, в основном, к удалению из Дагестана активных деятелей зикризма.

Отмечая, что движение зикристов не получило широкого распространения в Дагестане, царская администрация считала, что к 70-м гг. секта прекратила своё существование не территории Дагестана. Однако это было не так. Не проводив каких-то активных действий, секта продолжала своё существование.

В 60-х гг. XIX в.на Северо-Восточный Кавказ, в том числе и Дагестан, начинают проникать турецкие эмиссары, которые вели антирусскую пропаганду, убеждая, что царизм заставит горцев отречься от мусульманской веры, и призывали дагестанцев переселяться в мусульманскую Турцию. Началось движение за переселение в Турцию.

Однако наряду с активной внешней пропагандой большую роль в процессе переселения дагестанцев в Турцию сыграли и глубокие социально-экономические и политические причины, связанные с экономическим, политическим и национальным гнётом царизма.

Первоначально царизм не препятствовал переселению горцев вТурцию. Переселение в Турцию в основном, совершилось в три этапа: первый – 1859-1862 гг., второй – 1863-1864 гг., третий – 1865г. Однако, после того как в 1865 г. Турция приостановила приём переселенцев с Кавказа без согласия турецкого султана, царизм также затруднил выезд горцев. Каждый, кто собирался выехать в Турцию, должен был внести единовременную денежную выплату на десять лет вперёд.

Эти и некоторые другие причины, в том числе, то, что многие переехавшие в Турцию, не нашли там обещанных условий для жизни, остались без средств к существованию, повлияли на то, что поток переселенцев в конце 60-х гг. заметно уменьшился. Кроме того, многие уехавшие горцы, стремились вернуться обратно на Родину. Однако царизм всячески стал препятствовать их возвращению. В результате этого многие горцы – переселенцы в Турцию так и остались за пределами родины.

Политика России в Дагестане в пореформенный период, притеснения населения как в экономическом, так и в политическом отношениях, вынуждали горцев не только покидать Дагестан, но и вновь подняться на борьбу с колониальным и феодальным гнётом. С начала 60-х гг. Дагестан вновь охвачен социальными выступлениями горцев.

Так в 1860г. восстание, охватившее чеченскую территорию, перекинулось в Андийский округ. Жители Андийского округа убили начальника местного гарнизона и под предводительством Омы восстали против местных властей. Попытки подавить восстание местными силами военного гарнизона не удались. Начальник округа мобилизовал имеющиеся у него военные силы и милицию. Восставшим было предложено превратить восстание. Однако восставшие отказались. Начальнику округа ничего не оставалось, как запросить помощи у начальника области и двинуть царские войска и отряды горской милиции против повстанцев. Повстанцы вынуждены были сложить оружие и сдаться.

Однако вслед за восстанием в Анди в 1861г. вспыхнуло большее по масштабам восстание жителей селения Ункратли под предводительством жителя селения Хварши Каракул-Магомы.

В январе 1861г. восставшие успешно продвинулись до селения Ботлих. Восстание охватило селения Западного Дагестана и очень обеспокоило царские власти. Против повстанцев были переброшены значительные силы царских войск и горской милиции. После ожесточённой борьбы в марте 1861 г. повстанцы, терпя нехватку продовольствия и боеприпасов, вынуждены были покориться. Однако часть повстанцев, которых возглавлял Каракул-Магома, продолжали сопротивление. Однако вскоре и они, оказавшись в окружении правительственных войск, вынуждены были сложить оружие.

Царские власти расправились с восставшими. Руководители восстания были высланы в Сибирь.

Восстание в селении Ункратли 1862г. также было жестоко подавлено.

В 1863г. волнения охватили закатальских аварцев. Поводом к этому послужило то, что аварцев Закатальского округа была изъята часть земель, а на оставшиеся за ними участки земель очень возросли подати. Кроме того, под нажимом царской администрации многие жители Закатал были вынуждены принять христианство.

Восстание развернулось под предводительством представителя мусульманского духовенства Занки-Эфенди и капитана царской службы Гаджи-Муртуза. Восставших поддержали жители Западного Дагестана.

Восставшие первоначально решили напасть на центр Закатальского округа, Однако их планы стали известны царскому командованию и повстанцы направили свои силы на Белоканы. В боях за Белоканскую крепость и царские войска и восставшие понесли большие потери.

Однако, несмотря на все попытки овладеть крепостью, восставшим не удалось, так как на помощь царским войскам пришли дополнительные силы из Темир-хан-шуры.

Постепенно восстание пошло на убыль, а затем подавлено превосходящими силами царизма. Руководители восстания были наказаны. Гаджи-Муртуз был арестован, осуждён и сослан в Енисейскую губернию, где и умер.

Также неудачным оказалось восстание андийцев и гумбетовцев 1863г. Усиление колониальной политики царизма, а также распространявшиеся слухи о том, что кавказские власти намерены арестовать всех активных участников движение под предводительством Шамиля и сослать в Сибирь, подтолкнули горцев к новому выступлению. Повстанцы из селения Шавдух решили направиться в Ботлих и напасть на расположенное здесь царское окружное управление. Однако андийцы и чеченцы не смогли оказать помощь гумбетовцам. Неорганизованность восставших, их разобщённость стали причинами подавления восстания. Царские власти подавили восстание гумбетовцев и андийцев, а руководители восстания были арестованы и высланы в Сибирь.

Волнения охватили равнинные и предгорные районы Дагестана. Наиболее крупным из них было восстание в Кайтаго-Табасаранском округе в 1866г.

Огромные подати и налоги в пользу казны, изъятие больших участков земель под строительство крепостей для гарнизона, усиление феодального гнёта явились причинами выступления крестьян жителей магалов Каракайтага, Шурканта и Каттагана Кайтаго-Табасаранского округа. Затем 4 июля 1866г. восставшие осадили окружной центр селение Маджалис. Восстание начало охватывать большую территорию. Однако среди руководителей восстания начался раскол. Этим воспользовалась царская администрация. Царские войска окружили восставших. Тем не менее, восставшие продолжали сопротивляться. По приказу начальника области князя Меликова было решено организовать убийство предводителя восстания – Суттая. Оставшись без руководителя восстание пошло на спад.

В итоге царские войска подавили восстание. Руководители восстания были повешены, около 200 семейств сосланы в Сибирь. Однако и эти жестокие меры не привели к окончательному спаду социальных движений в Дагестане.

В это же время восстали жители селений Ашильта и Гимлы Аварского округа. Восстания в этих сёлах также были подавлены царскими войсками.

После непродолжительного спокойствия в 1871г. вновь восстали ункратлинцы. Причинами выступления послужили взыскания с населения недоимок и новых податей. Жители отказались выплатить эти подати. Однако царская администрация в лице наиба Гаджиева стала взыскивать недоимки в принудительном порядке. Горцы возмутились и убили ненавистного наиба и попытались поднять на восстание жителей селений, расположенных по Андийскому Койсу. Власти стянули к месту восстания значительные силы во главе с князем Мирским. Однако сломить сопротивление горцев они не смогли и отступили в сторону селения Ботлих. Вновь получив подкрепление, окружив горцев, царские войска продолжали наступление. Но и эти меры не принесли желаемых результатов. Тогда, желая внести разлад в ряды горцев, в лагерь к повстанцам был отправлен наиб Доногул-Магомед, который уговорил их сложить оружие, заверив, что им будет сохранена жизнь и свобода. Но своего слова власти не сдержали. Отряд во главе в Доногул-Магомедом приступил к расправе над населением. Восстание в Ункратли было подавлено, аулы сожжены, большое количество людей выселено во внутренние губернии России.

Одним из крупнейших вооружённых выступлений народов Северо-Восточного Кавказа в конце XIX в. являлось восстание 1877г.

В апреле 1877г. на территории Чечни вспыхнуло восстание, которое вскоре перекинулось и в Дагестан. Причин к выступлению было не мало. Реформы 60-70-х гг. XIX в. не разрешили основных социально-экономических проблем горцев. Оказавшись под двойным гнётом – самодержавия и местных феодалов, горцы продолжали проявлять крайнее недовольство и готовы были к борьбе за улучшение своего положения, снижение непосильных налогов и податей, уменьшение колониального гнёта.

Недовольной оказалась и часть феодалов, желающая вернуть себе былые политические и экономические права, потерянные ими в результате реформ. И хотя их интересы не совпадали с интересами народных масс, феодалы также оказались втянутыми в общий поток недовольства колониальной политики царизма и приняли участие в восстании.

Третьей движущей силой восстания оказалось мусульманское духовенство, также боявшееся с активизацией политики России на Дагестане со времени образования Дагестанской области лишиться экономических и политических привилегий. Для достижения своих целей мусульманское духовенство также как и феодалы решило примкнуть к низам общества, настраивая народные массы антирусски и убеждая, что все их невзгоды связаны с господством над Дагестаном христианской державы. Эти настроения усиливала протурецкая агитация, обещания, что единоверная Турция окажет горцам действенную помощь. Эти надежды подтверждались распространявшимися в горах слухами, что старший сын Шамиля Гази-Магомед вскоре должен прибыть на помощь горцам.

Поводом к выступлению послужило избиение отрядом царских войск нескольких мужчин и женщин из селений Гергебиль и Хвартикуни, торговцев абрикосами. В отместку за это жители селений Хвартикуни, Салты и др. 29 августа напали на охрану Георгиевского моста. Только несколько солдат спаслись и сообщили о случившемся в Гуниб. Подавить выступление собственными силами начальнику Гунибского гарнизона не удалось. А в это время восставшие, собравшись на поляне Анада-Майдан, высказались за всеобщее восстание и избрали имамом сына известного согратлинского шейха Гаджи-Магомеда. Призывы восставших нашли поддержку во многих селениях Гунибского округа.

Восстание расширялось за счёт других регионов Дагестана. Восставшие окружили Гуниб. К Гунибу были переброшены царские войска. Одновременно начальникам Даргинского и Казикумухского округов было приказано вести наступление на резиденцию имама – Согратль. Однако эти попытки подавить восстание не удались. Было решено перебросить в Западный Дагестан воинские части из Терской области.

В сентябре 1877г. на сторону восставших перешёл посланный для подавления восстания 8-тысячный отряд из Кази-Кумуха, возглавляемый штабс-капитаном Фатали-беком и ротмистром Абдул-Меджидом. Вскоре восстали жители Казикумухского округа. Феодалы Казикумухского округа вынуждены были примкнуть к восставшим. Ханом в Казикумухе был избран отставной майор Джафар-хан.

Повстанцы обратились к турецкому султану с просьбой о помощи и, разделившись на два отряда, выступили из Казикумуха. Первый отряд, возглавляемый Джафар-ханом, направился в Южный Дагестан, второй отряд Фатали-бека и Абдул-Меджида двинулся по направлению к Цудахару. К этому времени восстали многие селения Темирханшуринского и Даргинского округов.

Во главе восставших в селении Цудахар стоял Ника-Кади, в левашах – Бахмай-Гаджи-Магомед, в Урахи – Албуриалхас.

Восставшие одержали ряд побед и смогли оттеснить царские войска к Левашам. Шеститысячный отряд Фатали-бека попытался воспрепятствовать соединению царских войск с направляющимся к ним подкреплением. Однако повстанцам сделать это не удалось. Превосходство правительственных сил и разобщённость в рядах восставших повлияли на то, что в сражениях с царскими войсками горцы потерпели поражение и отошли к Хаджал-Махи, а затем к Цудахару.

Восстание охватывало всё большие территории. Восстали жители селений Каякент, Джемикент, Маджалис и др. Южного Дагестана. В Кайтаго-Табасаранском округе восставших возглавил Мехти-бек, в Кюринском округе – Мамед-Али-бек, в Самурском округе – ахтынский хан Кази-Ахмед.

Восставшие Южного Дагестан блокировали Дербент. В этот район были направлены правительственные войска. Между ними и повстанцами произошло сражение под селением Каякент, в котором горцы потерпели поражение и отступили к селению Джемикент. Однако и здесь восставшие проиграли сражение царским войскам и ушли в горы.

Восстание охватило множество селений и Западного Дагестана. Здесь восставшие Тиндальского наибства, Ахвахского и других обществ заняли Чамалинское ущелье и направились к Ботлиху.

Царские войска совместно с силами горской милиции попытались приостановить движение повстанцев. Однако это сделать им не удалось, и правительственные силы отступили. К сентябрю 1877г. восстанием был охвачен почти весь Дагестан за исключением Темир-Хан-шуринского округа.

Повстанцы попробовали привлечь к восстанию и жителей Темир-Хан-шуринского округа, но достигнуть желаемых результатов им не удалось.

Размах движения очень обеспокоил кавказское командование, которое стало стягивать в Дагестан огромное количество войск и боеприпасов. Было решено предпринять одновременное наступление во всех частях Дагестана, занять стратегически важные районы и подавить очаги восстания в Дагестане.

В октябре 1877г. царские войска одновременно выступили в сторону Среднего, Западного и Южного Дагестана.

После упорных боёв царские войска заняли Башлы, Хан-Магомед-калу, Янгикент, Великент, Маджалис. Часть восставших отходит через Уркарах в Калакорейш, другая часть – в Табасаран и Кюринский округ.

В конце октября правительственные войска вторично занимают Башлы и открывают себе дорогу в Южный Дагестан.

Феодалы (кюринский хан, ругуджинский Аслан-бек), напуганные скорым поражением, предают восставших и являются с повинной к генералу Комарову, возглавляющему царские войска в Южном Дагестане. Предательство феодалов подорвало силы восставших, и в конце ноября восстание в Южном Дагестане было подавлено.

Продолжалось наступление на повстанцев Западного Дагестана. В октябре царские войска занимают селения Агвали, Цумада, Тинди, а затем Телетль. Восстание в Западном Дагестане было подавлено.

После подавления восстания в Южном и Западном Дагестане основные силы царских войск были направлены на подавление восстания в Среднем Дагестане. 14 октября царские войска заняли Хаджал-махи, а 19 октября начали наступление на Цудахар, обороной которого руководил Ника-кади. В результате штурма Цудахар был разрушен, а Ника-кади отступил в Согратль. Вскоре царские войска взяли Кумух. Непокорным оставался только Согратль.

В начале ноября 1877г. правительственные войска, пополнив свои силы, повели наступление на Согратль. Горцы укрепились в оборонительной башне и оказали упорное сопротивление. Повстанцы сопротивлялись до тех пор, пока артиллерия не разрушила башню до основания. Аул Согратль был взят и разрушен царскими войсками. Восстание 1877г. было подавлено.

Руководители восстания: Ника-Кади, Гаджи-Магомед, Абдул-Меджид и другие были повешены, много активных участников движения арестованы и высланы из Дагестана.

Причинами поражения восстания были неорганизованность и разрозненность восставших. Цели различных социальных групп, принявших участие в восстании, были различны. Восстание не было одновременным и повсеместным. Восставшие были недостаточно хорошо вооружены. Все эти причины позволили царской армии легко и своевременно маневрировать и перебрасывать правительственные войска для подавления восстания из одного участка в другой.

 

Культура XIX в.

В XIX в. дальнейшее развитие получила культура. Расцвета достигает архитектура и орнаментальное искусство. Здесь присутствуют четыре вида орнамента: повествовательный, геометрический, ленточный и растительный.

Большую роль в развитии орнаментального искусства дагестанцев сыграли в этот период такие очаги камнерезного искусства, как селения Бакни, Сурбук, Чох, Обох, Ругуджа, Кумух и т.д. Такое значение имеют в развитии резьбы по дереву во второй половине XIX в. такие селения как Хурик, Голотль и др.

Самыми значительными центрами оружейного дела и ювелирного искусства были Кубачи, Унцукуль. В Россию отправлялось дагестанское оружие: шашки, кинжалы и многое другое. Оружие покрывалось роскошным узором по всей поверхности ручек и ножен.

Во второй половине XIX в. расширяется производство ковров. Ковровое производство развивается теперь не только у лезгин и табасаранцев, но и у других народов Дагестана. В Аварии ткут двусторонние безворсовые ковры «туруты». У лакцев развивается производство узорных войлоков. В селении Тлярята ткут шерстяные циновки.

Оживляется и гончарное ремесло. В Балхаре узором насыщается верхняя половина и лицевая сторона сосудов. Балхарская керамика выходит на широкий общедагестанский рынок. В орнаментации изделий заметно стремление обогатить узор.

В XIX в. дальнейшее развитие получает поэтическое творчество народов Дагестана. Исторические песни содержат богатый материал о событиях периода борьбы горцев за независимость, антифеодальной борьбы горцев.

События первой четверти XIX в. описываются в исторических песнях народов Дагестана: «О разорении Мехтулы», «Про поход Ермолова в Акушу в 1819г.» и т.д.

Особенно много исторических песен о борьбе горцев Дагестана и Чечни за независимость под руководством Гази-Магомеда, Гамзат-бека, Шамиля. Это песни: «Поход Гази-Мухаммеда в Хунзах», «О взятии Ахульго», «Убиение Гамзата» и др.

Цикл исторических песен посвящён событиям второй половины XIX в.: борьбе горцев против колониальной политики царизма («О сожжении аула Согратль», «Оборона Цудахара»), отходникам Дагестана.

Наряду с поэтическим творчеством развиваются и прозаические жанры. Проникновение капиталистических отношений даёт толчок для развития жанра бытовых сказок. Героями сказок становятся богачи и бедняки, чиновники.

В XIX в. происходит становление и расцвет дагестанской национальной письменной литературы. До конца XIXв. эта литература бытовала исключительно в рукописной форме и распространялась переписчиками книг. Наряду с рукописными книгами местных авторов имели хождение рукописные книги арабских, персидских, турецких поэтов, философов и богословов.

Развивалось и устное творчество поэтов-профессионалов. В этот период творила целая плеяда талантливых дагестанских поэтов: Ирчи-Казак, Етим Эммин, Омарла Батырай, Магомед-Эфенди Османов, Юсуп Муркелинский, Гасан-Эфенди Алкадари. Их отличает высокий уровень образования, знание многих языков.

В конце XIX в. возникает печатная литература.

В этот период дальнейшее развитие получает наука.

На смену учёным, воспитанным в традициях арабоязычной литературы, приходят учёные, получившие образование в русских светских школах и находившиеся под сильным влиянием русской и европейской науки.

Среди известных учёных первое место принадлежит Мухаммеду Тахиру ал-Карахи. Этот известный арабист, историк и правовед получил образование в местной мусульманской школе и совершенствовал свои знания у алимов Дагестана. Свой основной труд он посвятил движению горцев под руководством Шамиля и завершил его в 1856г. Источниками «Хроники» Мухаммеда Тахира ал-Карахи служили устные рассказы самого Шамиля и его окружения.

Другой крупный учёный Дагестана – Довлет Мирза Шихалиев – уроженец селения Эндери. Свой основной труд «Рассказ кумыка о кумыках» посвящён изучению происхождения кумыков, их истории.

Разносторонне образованным для своего времени был Абдулла Омаров (род. в селении Куркли). Первоначальное образование получил в Казикумухе. Затем совершенствовал свои знания у различных алимов. Затем вопреки желаниям отца он поступил в русскую школу в Темир-Хан-Шуре.

В 1867г. в «сборнике сведений о кавказских горцах» А.Омаров издал два этнографических очерка: «Воспоминания мутааллима» и «Как живут лаки», в которых дал описание материальной и духовной культуры быта и нравов лаков, подверг резкой критике примечетские школы.

Разносторонними научными знаниями обладал и другой учёный Гасан Эфенди Алкадари. Алкадари получил хорошее образование: изучал грамматику арабского языка, логику, философию, математику и другие науки. Он оставил огромное научное наследие. Его фундаментальным исследованием является «Ассари Дагестан», в котором Алкадари изложил историю Дагестана с древнейших времён до середины XIX в.

В XIX в. дальнейшее развитие получило в Дагестане просвещение. Большое значение в этот период играет открытие светских школ. Первое открытое учебное заведение в Дагестане было Дербентское городское училище, основанное в 1837г.

В середине XIX в. согласно принятому в 1836г. положению о военных школах Кавказской армии было решено открыть ряд школ для детей офицеров и чиновников в Темирхан-Шуре.

Однако царизм всячески препятствовал подъёму культуры национальных окраин России.

Функционирующие в Дагестанской области школы могли вместить лишь самое незначительное число горцев, желающих получить образование. С большими трудностями сталкивались горцы при определении своих детей в средние и высшие школы. Здесь оказывались лишь дети «влиятельных» и «почётных» горцев.

В конце 19в. в Дагестанской области имелось всего 26 школ. Из них 14 – в городах, а 12 – в сельской местности.

Колонизаторская политика царизма в области школы и образования ярко проявлялась в игнорировании родных языков дагестанских народностей. Запрет, введённый в 1867г. оставался в силе, и в дагестанских школах дагестанские языки не преподавались.

Основной причиной малочисленности учащихся из местных народностей в средних школах являлась высокая плата за обучение. Дети бедняков не имели возможности обучаться в школах.

В сельских школах обучение было бесплатным. Но основная тяжесть строительства зданий, содержания школ ложилась на плечи трудового населения.

Колонизаторская политика царизма вызывала в горцах некоторое недоверие ко всему русскому, в том числе и к русской школе. Это недоверие усиливало и стремилось использовать в своих интересах мусульманское духовенство, являвшееся врагом светского образования.

Издательское дело к началу XXв было сосредоточенно в пяти типографиях, функционировавших в городах и областях, и почти неприспособленных к печатанию больших работ. В них печатались ежегодные обзоры дагестанской области, а также отдельные работы по истории и этнографии, главным образом, Е.И. Козубского.

К 60-м гг. XIX в. относится и зарождение библиотечного дела в Дагестанской области. В этот период при Темир-хан-шуринской школе была создана первая в Дагестане библиотека. Первоначально в ней насчитывалось несколько сот книг, в основном, подаренных частными лицами и учебными заведениями. После реорганизации школы в прогимназию, а последней в реальное училище, библиотека значительно разрослась, и к началу XXв. насчитывала до 11 тыс. томов. Библиотека располагала значительным количеством ценных изданий по кавказоведению, в том числе рядом очень ценных изданий по Дагестану.

Частная читальня, открытая в самом начале 900-х гг. в Дербенте, располагала, в основном, периодическими изданиями и влачила жалкое существование, главным образом за счёт торговли канцелярскими принадлежностями.

Здравоохранение Дагестана в XIXв. представляло печальную картину. К 1900г. в округах области было 9 врачей, при каждом из которых было по 2 фельдшера и 3 оспопрививателя. В начале XX в. несколько увеличилось число больничных учреждений и медицинских работников. Увеличилось количество населения, пользовавшегося медицинской помощью. Однако в целом состояние здравоохранения оставалось плачевным.

Малочисленность медучреждений и медицинских кадров являлось одним из препятствий, мешавших горцам освободиться от религиозных предрассудков, от влияния духовенства, игравшего в народном здравоохранении не менее реакционную роль, чем в просвещении. Реакционное духовенство пропагандировало среди населения лечение больных с помощью заговоров и амулетов и мешело распространению сведений о научной медицине, которые проникали в горы благодаря деятельности русских врачей.

В тяжёлых условиях царизма большой вклад в развитие медицины в Дагестане внесли русские врачи. Они оставили о себе добрую память в народе. Русские врачи И.С.Костемеревский, Кузнецов, Ефремов и др.

Огромную роль в развитии дагестанского здравоохранения сыграл выдающийся русский хирург Н.И.Пирогов.

Огромный неоценимый вклад в изучение природных ресурсов, истории, этнографии Дагестана внесли русские учёные П.К.Услар («Древнейшие сказания о Кавказе»), Берже, Березин, Комаров, Козубский. азносторонне образованным для своего времени был Абдулла Омаров (род. окружения.

получившие образование в русских светских шк

 

 

ГЛАВА VIII.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.