Здавалка
Главная | Обратная связь

Б-41.1. Цена и рынок земли несельскохозяйственного назначения.



Цена земли определяется двумя факторами: величиной земельной ренты и уровнем ссудного %. Она прямо пропорциональна величине земельной ренты и обратно пропорциональна норме ссудного %. Земельная рента – это цена, уплачиваемая за исп-е земли и др. природных ресурсов, количество которых строго ограничены. Именно уникальные условия предложения земли и др. прир. ресурсов, их фиксированное количество отличает рентные платежи от з/п, %, прибыли. Если землевладелец сдает в аренду только землю, то арендная плата , т.е. сумма денег уплачиваемая арендатором землевладельцу, совпадает с земельной рентой. Если же землевладелец сдает в аренду землю на которой имеются сооружения, постройки и т. п., то в арендную плату входят: 1)рента, 2)ссудный %, уплачиваемый за временное польз-е приложенным к этой земле капиталом. В условиях относительно неэластичного предложения земли, ее ресурсов и недвижимости как факторов пр-ва рыночный спрос выступает важнейшим условием ценообразования. Для предпринимателей спрос на землю и связанные с ней факторы пр-ва должен совпадать с размером получаемого предельного продукта в денежном выражении.2. Виды банкротства. Процедура ликвидации организации.

Банкротство – признанная арбитражным судом или объявленная самим должником неспособность в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и осуществлять обязательные платежи. Т.е. банкротство – это состояние, когда реальная рыночная стоимость активов п/п ниже суммы его обязательств. Виды банкротства: реальное, фиктивное банкротство – это когда у должника при подаче заявления в арбитражный суд имеется возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Это делается, как правило, с целью получения от кредиторов отсрочки (рассрочки) платежей или скидки с долгов. Должник, подавший такое заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления. Преднамеренное банкротство возникает по вине учредителей (участников) должника и иных лиц, в том числе руководителя, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия. Такое происходит обычно в том случае, когда руководитель или собственник в личных или в чьих-либо интересах умышленно делает предприятие неплатежеспособным. В этой ситуации на собственников и иных лиц при недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Ликвидация п/п – прекращение деятельности юр. л. без передачи прав и обязанностей др. юр. л. Она может быть добровольная и принудительная. Этапы ликвидации юр. л.: 1. Создание ликвидационной комиссии; 2. Сообщение в печати о ликвидации юр. л.; 3. выявление кредиторов и принятие мер к погашению дебиторской задолженности; 4. составление промежуточного ликвидационного баланса; 5. расчеты с кредиторами; 6. составление окончательного ликвидационного баланса; 7. внесение записи о ликвидации юр.л.

3.Управление в предприятиях различных организационно-правовых форм.

ПОЛНОЕ ТОВАРИЩ-ВО –Упр-е деят-тью полного тов-ваосущ-ся по общему согласию всех участников. Учред-м договором тов-ва могут быть предусмотрены случаи, когда реш-е приним-сябольшин-м голосов участников. Каждый участ-к имеет один голос и вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел. Каждому участ-ку дано право действовать от имени тов-ва, если учред-м догов-м не уста­новлено, что все его участ-ки ведут дела совместно либо веде­ние дел поручено отдельным участ-кам.

ТОВАР-ВО НА ВЕРЕ -Если в фирменное наименование товар-ва на вере включено имя вкладчика, такой вкладчик становится полным товарищем. Вкладчики не вправе участвовать в управл-и и ведении дел тов-ва на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по упр-ю и ведению дел тов-ва.

ООО (ОДО)–Упр-е обществомстроится на след.принципах. Высший орган – общее собрание его участников, исключительной компетен­цией кот-гоявл-сяреш-е принципиальных вопросов (изменение устава, утверждение годов.отчетов, распред-е прибыли и убыт-в, реорганизация или ликвидация общ-ва). В ООО созд-ся исполнит-й орган (коллегиальный и (или) единоличный), осущ-щий текущее руков-во его деят-тью и подотчетный общему собранию его участ-ков. Единоличный орган упр-я общ-мм/б избран также и не из числа его участ-ков. Уставом общ-ва может быть предусмотрено формир-е совета директоров (наблюдательного совета) общ-ва. Члены коллегиального исполнит-го органа общ-ва не могут со­ставлять более ¼ состава совета дир-ров общ-ва.Лицо, осущ-щее функции единоличного испол-го органа общ-ва, не может быть одновременно председ-м совета дирек-ров (наблюдательного совета). Руководство текущейдеят-тью общ-ваосущ-ся единоличным исполнит-м органом общ-ва или единоличным исполнит-м орг-м общ-ва и его коллегиальным исполнит-м орг-м. Исполнит-еорганы подотчетны общему собр-ю участ-в и совету дир-ров общ-ва.

АО - В АО предусмотрена трехзвенная система упр-я: общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет), который в обязат-м порядке созд-ся, если в общ-ве более 50 участ-в, и исполнит-й орган (единолич­ный или коллегиальный). Высшим орг-м упр-яАО явл-ся общее собрание. Его компетенция не распростр-ся на вопросы, относящиеся к ведению совета директоров или исполнит-го органа.

ПРОИЗВОДСТ-НЫЙ КООП-В - Участие пайщиков в упр-икооп-вом достаточно широкое. Здесь сущ-ет, как и в АО, трехзвенная система упр-я: общее собрание;наблюд-й совет;правление и (или) председатель кооператива.

ГУП,МУП -Унитарное предприятие — это коммерч.организ-я, не наделенная правом собств-ти на закрепленное за ней собст-ком имущество, которое явл-ся неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. м-у работ-ми п\п.

Имущ-во гос-го или муниц-гоунит-го п\п находится соотв-нов гос-й или муниц-й собст-ти и принадлежит такому п\п на правехозяйственного ведения или оперативного управления.Органом УП явл-сяруков-ль, который назначается собств-ком либо уполномоченным им органом и им подотчетен.УП, основанное на праве хоз-го ведения, созд-ся по реш-ю уполномоченного на того­с-гооргана или органа местного самоуправления.Учред-м документом такого п/п явл-ся его устав, утверждаемый уполномоч-м на тогос-м органом или органом МСУ.УП, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), созд-ся на базе гос-го или мун-го имущества.Учред-м документом казенного п\п явля­ется его устав, утверждаемый уполном-мна то гос-м орг-м или орг-м МСУ.

Б-42. 1.Анализ показателей рентабельности.Пок-ли рен-ти хар-т эф-ть работы п/п в целом, доходность различных направлений деят-ти (произв-ой, предприним-ой, инвестиц-ой) и т.д. Рентабельность – основной экон-кий показ-ль эф-ти дея-ти п/п, показывающ-й соотношение эк-го результата (прибыли) и затрат на его получение. Пока-ли рентаб-ти можно разбить на несколько групп: пок-ли хар-щие рен-ть продаж; П хар-щие доходность капитала и его частей; П хар-щие рен-ть основ-й (опреацианной) и инвестиционной дея-ти. Рент-ть продаж = прибыль от продаж/ выручка от продаж *100 - показ-т сколько прибыли имеет п/п с рубля продаж. Рен-ть продукции = прибыль от продаж/з-ты на пр-во и реализ-ю прод-и *100 – пок-ет сколько прибыли имеет п/п с каждого рубля, затраченного на произ-во и реализацию продукции. Рент-ть оборот-х активов = чистая прибыль /ср. величина оборотных активов * 100.Рен-ть внеоборот-х активов = чистая прибыль /ср. величина внеоборотных активов * 100. Рен-ть совокупных активов = чистая прибыль/валюта баланса*100. Рен-ть собств-го капитала = чистая прибыль/ср ст-ть собств-го капитала * 100.Рен-ть акционер-го капитала = чистая прибыль/ величина уставного акционер-го капитала*100. Рен-ть инвестиц-го капитала = чистая прибыль / ср. величина собственн. капитала + ср.ст-ть долгосрочн. обязательств*100. (на 1 руб. общих затрат при-ся 18 коп или 0,18 руб. полученной прибыли, продаж, чистых активов, ф:ин-х вложений).2.Структуры и функции органов управления АПК на разных уровнях.Центральным органом гос.управления АПК на территории РФ является мин.с/х РФ. Оно и др. министерства и ведомства РФ проводят единую гос.политику развития АПК. В систему органов гос. управления входят: мин. с/х республик в составе РФ, департаментов с/х краев, областей и автономных образований, комитеты продовольствия городов Москва и С.-П., районные управления (отделы) с/х. задачи органов упр.: создание благоприятных условий для эффективного развития с/х и др. отраслей АПК, проведение аграрной реформы, организация подготовки кадров, содействия развития аграрной науки и распространение передовых технологий и новых методов хозяйствования. Функции АПК: реализация мероприятий по воспроизводству плодородию почв и охране окр. среды; 2. Организация племенного дела, семеноводства, сортоиспытаний, сортообновлениий пр-ва и испытаний посадочного материала, пропаганда НТП, подготовка кадров для АПК, организация м/н научно-тех-ого сотрудничества, обеспечение гос. контроля и надзора за соблюдением нормативных актов и проведение мероприятий по защите растений, соблюдение ветеринарного устава и осуществление мер по охране и защите жив, проведение карантинных мероприятий. Гос. управление земельными ресурсами, проведение земельной политики и зем. реформы, осуществляет гос. комитет РФ по зем. политике. Для организации подготовки кадров для с/х функционирует департамент кадровой политике и образования. Научное обеспечение АПК осуществляет российская академия с/з наук, задачами которой явл-ся координация фундаментальных и приоритетных прикладных исследований в области АПК, обеспечение подготовки научных кадров и научно-тех-ое сотрудничество с зарубежными странами. 3.Теория спроса и предложения, эластичность, ее показатели и измерение.Спрос – потребность в товарах и услугах, ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителя в определенный момент времени. Цена спроса - max цена, которую потребители готовы заплатить за товар. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. И наоборот. Предложение – количество товара, которое продавцы хотят и могут произвести и продать по определенной цене в определенный период времени. Цена предложения – цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество данного товара. Закон предложения выражает прямую зависимость величины предложения от цены товара. Закон: объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем выше, чем выше цена на товар. Эластичность – степень реакции одной величины на изменение другой. Э. спроса по цене-зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены. Варианты: Спрос эластичен, если величина спроса изменяется на больший %, чем цена. При единичной Э. спроса цена и величина спроса изменяются одинаковыми темпами, т.е. %-ое изме-е цены и %-ое изм-е величины спроса совпадают. Спрос неэластичен, если изм-е цены на 1% меняет величину спроса менее чем на 1%. При абсолютно Э. спросе любое повышение цены приведет к падению величины спроса практически до нуля, а сколько угодно малое понижение цены может увеличить спрос на него до бесконечности. Если спрос абсолютно не Э, то, как бы продавец ни менял цену на товар, объем спроса будет оставаться постоянным. Перекрестная Э.-изменение спроса на товар Х при изменении цены на товар У. Если с повышением цены на товар У растет спрос на товар Х, то это взаимозаменяемые товары. Если повышение цен на товар У ведет к уменьшению спроса на товар Х, то это взаимодополняющие товары. Эластичность пред-я-чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены. Измерение Э предл-я произ-ся с помощью коэф-та Э=%изменение кол-ва предлаг-й продук-и/%изменение цены. Если предлож-е Э, то изме-е велич-ны предл-я превышает вызвавшее его изменение уровня цены. Если П не Э,цена изм-ся больше, чем вел-на П. При един-й Э предл-я уровень цены и величина предл-я изменяются одинаково. Э П также может принимать абсолютно Э и абсолю-но не Э предложение. К-т Э спроса=% измен-е спроса/% измен-е цены. Если К-т Э=1 спрос эластичный, меньше-не Э.

Б-43. 1. Статистика продукции сельского хозяйства: задачи, система показателей и их оценка.Объем про-ва пр. в нат-ом выражении изучает статистика рас-ва и жив-ва. Задачи: изучение общих объемов про-ва, реали-и, товарной и чистой пр. Используются показатели: объема, движения, распределения. Валовая продукция, вкл. в себя готовую пр., вы­полненные работы и оказанные услуги. Валовой оборот, сумма пр. взаимос-х отраслей. Обобщаю­щие пок-и валового общ-го продукта (сумма пр. всех отраслей мат-го про-ва), хар-т размеры про-ва. Для обеспечения сопоставимости применяется пок~ль валовой добавочной сто-ти - ВДС (это вновь созданный живым трудом в теч. года продукт перенесенный со стои-ти ос. ср. в сумме амортизации). Наиболее общий пок-ль: ВВП – сумма стоимостей всех товаров и услуг, произведенных в данной стране отечественными и зарубежными производителями, живущими в стране более 1 года. Методы исчисления: 1. По добавленной стоимости – разница между рыночной ценой выпущенной продукции и текущими материальными затратами. 2. По расходам: ВВП=потребительские расходы домашних хоз-в+валовые инвестиции фирм+гос-ые закупки товаров и услуг без трансфертных платежей+чистый экспорт (экспорт-импорт). 3. По доходам: Это расходы и платежи не связанные с выплатой дохода (амортизация и косвенные налоги на бизнес); з/п наемным работникам; % на капитал; рентные платежи; прибыль корпораций; доходы некорпоративных п/п и доходы п/п находящихся в индивидуальной собственности. Цена каждой единицы пр. должна быть сопоставима и одинакова во времени. Поэтому применяются сопоставимые цены. Стоимость В.П. в сопоставимых ценах опр-ся путем прямой оценки физ-го объема (оценивается по: расходам на их оказании мат. затраты, оплату труда, амортиз). Оценка продукции в рыночных условиях осуществл-ся по текущим ценам (преобла-ми в период, к которому относится про-во пр. прирост запасов гот. пр. оценивается по ценам, дей-им на момент их изменения. за ед. реализован-й пр.) ВВП опре-ся в тек-х ценах. 2.Понятие, сущность основных средств. Виды оценок, амортизация и износ.

ОС – это материально-вещественные ценности, которые многократно участвуют в процессе пр-ва, не изменяя своей натурально – вещественной формы и переносят свою стоимость на ГП по частям по мере износа. В состав о.с. входят: здания, сооружения, машины и оборуд., трансп. средства, производств. и хоз. инвентарь, рабочий и продукт.скот, многол. насаждения, др. виды о.с. ОФ – стоимостная категория, к ним относится те ср-ва пр-ва, кот. явл.продуктами труда, т.е. обладают стоимостью. Классификация о.с.:1. по степени участия в деятельности организации: производств –зависят от пр-ва к-л продукта; непроизводств. – не участвуют в процессе пр-ва; пассивные – создают условия для нормального протекания производств. процессов. 2. По начислению амортизации: амортизируемые; неамортизир (библиотечный фонд, земля). 3. По степени участия в производств. процессе: активные (машины и оборуд., тр. ср-ва, и прочие о.с.); пассивные (здания, сооружения, и т.д.). 4. По степени исп: нах-ся в эксплуатации; нах. в запасе или резерве; нах. в стадии достройки, реконструкции, частичной ликвидации; на консервации Виды оценок стоимости о.с.: Первоначальная – определение ст-ти на момент ввода объекта в эксплуатацию. Восстановительная –ст-ть воспроизводства о.с. с учетом достигнутого уровня развития НТП, производит-ти труда и роста цен. Остаточная –ст-ть, еще не перенесенная на ГП. (балансовая ст-ть – ст-ть износа = остаточная с.). Балансовая - учитывают о.с. на балансе п/п. Рыночная ст-ть - наиболее вероятная цена реализации данного о.с. на рынке с учетом формир-я спроса и предложения. Ликвидационная – ст-ть возможной реализации выбывших о.с. Амортизационная – ст-ть кот. необходимо перенести на ГП. (первоначальная – ликвидационную ст-ть). Износ –частичная или полная утрата о.с. ст-ти и потребительских св-в. Виды износа: Физический – изменение о.с. под воздействием природы и труда. Моральный износ 1 –го рода – появление более дешевых аналогичных ср-в труда. Моральный износ 2 –го рода – потеря ст-ти вызванная появлением более производительных ср-в труда. Социальный – потеря ст-ти в результате того, что новые о.с. обеспес-т более высокий уровень удовлетворения соц. потребностей. Экологический – потеря ст-ти вследствие того, что о.с. перестают удовлетворять новым, повышенным требованиям к охране окр. среды и использованию производственных ресурсов.Полный износ – полное обесценивание о.с., когда дальнейшая их эксплуатация убыточна или невозможна.Амортизация – процесс постепенного перенесения ст-ти о.с. по мере износа на производимую продукцию и накопление денежных средств для воспроизводства потребительских ср-в.

3.Государственное регулирование предпринимательской деятельности.В соответ. со ст. 2 ГК РФ важнейшие признаки ПД – ее инициативный и самостоятельный характер. Законодательство запрещает необоснованное вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя. Однако самостоятельность предпринимателя не беспредельна, она регулируется и координируется органами гос.управления в пределах полномочий, предусмотренных законодательством. Федерал. Закон «О гос. регулир. агропром. производства» (1997г.) признает необходимость эконом. воздействия государства на производство, переработку и реализацию с/х продукции, сырья и продовольствия. Задачи такого воздействия – стабилизация и последующее развитие агропромышленного производства, поддержание эконом. паритета между сельским хозяйством и др. отраслями экономики, обеспечение продовольственной безопасности страны, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства, улучшение продовольственного обеспечения населения. Государство регулирует формирование и функционирование рынка с/х продукции, сырья и продовольствия. Одновременно государство оказывает поддержку малому и среднему бизнесу, для которого в соответствии с ФЗ РФ «О гос. поддержке малого предпринимательства в РФ» (1995г.) и рядом решений Правительства предусмотрены налоговые льготы, право на первоочередное кредитование. Государство влияет на формирование и применение цен на товары, работы, услуги, устанавливая при необходимости регулируемые и (прежде всего на продукцию естественных монополий) фиксированные цены, осуществляет контроль за ценами организаций монополистов, осуществляет контроль качества продукции, регулирует внешнеэкономическую деятельность предпринимателей и т.д. Для успешного осуществления предпринимательской деятельности очень важно, чтобы законодательные акты, с помощью которых государство осуществляет экономическое регулирование, носили долговременных характер, а методы регулирования были длительного действия. Предприниматель вправе требовать возмещения расходов, понесенных им в связи с выполнением неправомерных указаний государства и иных властных органов, убытков, вызванных утратой и повреждением его имущества, а также упущенной выгоды, т. е. доходов которые он мог получить, если бы государство или иной орган не нарушил требования законодательства. Вместе с тем при нарушении законодательства могут возникнуть неблагоприятные последствия и для предпринимателя: лишение лицензии на занятие определенным видом ПД; изъятие прибыли, полученной предпринимателем в результате нарушения дисциплины цен, и взыскание штрафа; предусмотрено наложение административные штрафов на должностных лиц.

Б-44. 1. Методы и приемы проведения анализа. Методика в эк.ан. – сов-ть аналит-х способов и приемов исслед-я эк.явл-й и процес-в хоз.дея-ти, подчиненных достиж-ю цели ан-за. Разл-т общие и частичные методики ан-за. Для опр-я влияющ.ф-ров на результ-й пок-ль, в эк.ан.исп-ся методы стахостич-го и детерминированного факторного ан-за. 1)Логическ.способы обр-ки инф-и: сравнен-е; относит-е вел-ны; графич.и табличн.представл-е данных; группировки; эвристические. 2)Сп-бы детерминир-го факт-го ан-за: цепн. подстановки; абсол. и относит. разниц; индексный метод; логарифмир-е. 3)Сп-бы стахостич.факт-го ан.: корреляц-й ан.; дисперсионный ан.; компонентный ан.; дискриминантный ан.; многомерный ан. 4)Методы оптимизац.реш-я эк-х задач: линейн.и нелинейное программир-е; теория игр; теория массового обслуж-я; исслед-е операций. Факт-й ан-з – методика комплексного и сист-го изуч-я и измер-я возд-я факт-в на вел-ну рез-х пок-лей. Возд-е может быть как прямым, т.е. раздел-е резул-х пок-лей на сост.части(ан-з), так и обратн. – соед-е отд-х элементов в рез-й пок-ль (синтез). Детерминир-й факт-й ан-з– методика исслед-я влия-я факт-в, связь к-рых с рез-м пок-лем носит функционал-й хар-р,т.е.рез-й пок-ль может быть представлен как произвед-е частных или алгебраических сумм факт-в. Одной из задач факторного ан-за явл.моделир-е взаимосвязей м-у факторами и резул-м пок-лем. Сущность моделир-я – взаимосвязь пок-лей с факт-ми, представл. в виде матем-го уравнения. Осн-е типы факт.моделей к-рые встреч-ся в детермин.ан-зе: 1)Аддитивные моделиY = ∑xi + x1 + x2 +…+ xn 2)МультиплькативныеY = xi * x1 * x2 *…* xn 3)КратныеY = x1/ x2 4)Смешанные(комбинир-е) Основными приемами факт-го ан-за при детерминир.связях в ан-зе и диагностики хоз.дея-ти явл.методы: индексный; цепных подстан-к; балансовый прием Элиминирование –искл-е, устранение возд-я всех факторов на рез-й пок-ль. 2.Качество как экономическая категория и объект управления, менеджмент качества.Качество продукции – совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество как экономическая категория носит двоякий характер: предметное качество и функциональное. Пять подходов к определению качества: восприятие, ориентация на продукцию, ориентация на конечного потребителя, с точки зрения производства, ценностная ориентация. Пирамида качества – качество изделия, качество производства, качество предприятия, качество общества. Управление качеством - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке. Принципы – целенаправленность, плановость, непрерывность, интенсивность, системный подход, комплексность, оптимальность, постоянное совершенствование. Объект управления – качество продукции, совокупность ее свойств или какая то их часть, группа, отдельное свойство. Субъект управления – управляющие органы всех ступеней и лица, призванные обеспечить достижение и поддержание планируемого уровня качества продукции. Цель управления – определенный уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экономичности. Методы управления качеством- пути, которыми органы управления воздействуют на производственный процесс, обеспечения достижения и поддержания планируемого состояния и качества продукции. Менеджмент качества: 1.философия обеспечения качества- предусматривает постоянную и всестороннюю борьбу за качество на основе объединения усилий поставщиков, потребителей и инвесторов. 2.организация кружков качества – добровольное объединение групп служащих или работников, которые регулярно собираются для обсуждения поблеем качества и разрабатывают идеи улучшения качества. 3.за качество не платят – деньги приходится платить не за само качество, а за его отсутствие или недостаток, это нужно контролировать.3.Экономическая оценка инвестиционных проектов.Проект – технико-экономич.обоснованован.комплекс маркетинговых, технических, технолог., управленч. И иных решений, направленных на достижение сформулирован.целей развития пр-ва в форме нового стр-ва или расшир., реконструкции технического перевооружения действующего пр-ва. ИП – проект, в кот.все мероприятия и связ.с ним действия описываются с позиции инвестирования денеж.ср-в и ресурсов и полученных в связи с этим результатов. Это объкт реального инвестирования, помечен.к реализ. В форме приобретения, нового стр-ва, асширения, реконструкции на основе рассм.и оценки бизнес-плана. Основными критериями оценки ИП явл-ся: 1. Чистый приведенный доход (NPV)(суть метода найти разницу между нвестиционноми затр-ми и будущими доходами, выраженную в скорректиров-й во времени величине. Чист. Соврм-я ст-ть показывает-показывет текущее значение чистого дохода (убытка) инвестора по проекту . Если >0, то проект прибыльный, если <0, то убыточен. 2. Индекс рентабельности(PI) – показ-ет доход на ед з-т. Это отношение суммы всех дисконтированных доходов от инв-ий к сумме всех дисконтир-х инвест-х расходов. Если PI>1, то проет принимаем, если PI<1 то не принимаем, если PI = 1, то проект безубыточен. (Он предпочтительнее) 3. Внутренняя норма доходности(IRR) – процентная ставка при которой чистая современная стоимость ИП=0. Если цена капитала, привлекаемого для финансирования проекта больше IRR, то проект м. б. выполнен только в убыток. 4. Срок окуп-ти инвестиций(PP) – опред-ет продолж-ть времени необходимого для возмещения инв-х з-т из чистых денежных поступлений: PP=IC/ДП. 4.модифицированная норма прибыли – коэф-нт дисконтирования, уравнивающая приведенную стоимость и наращенную величину притоков, при чем операция дисконтирования оттоков и наращивания притоков вып-ся с использованием цены капитала проекта. Показатели NPV, PI, IRR связаны м-у собой соотношениями: - NPV>0, IRR> цены капитал и PI>1. NPV <0, IRR < цены капит., PI <1. NPV=0, IRR =цены капит., PI=1.

Б-45. 1.Виды предпринимательской деятельности, ее объекты и субъектыВиды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое. Производственное, если сам предприниматель, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Коммерческое - предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве фактором является сам товар, а прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей ценю приобретения. Финансовое - в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. Посредничество –предприн-ство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях. Страховое – предпр-ль гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Объекты предпринимательской деятельности - это виды деятельности, которыми занимается предпр-л. Он может осуществлять любые виды хоз. деятельности, не запрещенные закон-вом, вкл коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и др. Для осуществления некоторых видов предпр-ой деятельности требуется специальное разрешение местного органа управления. В разрешении может быть указан срок его действия. Кроме того, предусмотрен перечень видов деятельности, выполнять которые могут только государственные п/п. Это - производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий т. п.Отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основании специальных лицензий (например, банковская, биржевая, страховая, строительная деятельность и т.п.). Субъекты предпр-кой деятельности - лица, кот. могут заниматься данной деят-ю. Предпр-кой деятельностью может заниматься любой гражданин, не ограниченный в правах; любой иностранный гр-нин и лицо без гражданства в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, а также объединения граждан - коллективные предприниматели (партнеры). Предпр-кая деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, регистрируется как индивидуальная предпринимательская деятельность. Предпринимательская деятельность с привлечением наемного труда регистрируется как п/п. 2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.Анализ финансовых результатов деятельности предприятия Прибыль - это конечный финансовый результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы. В условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной деятельности предприятия и создает финансовую основу для её расширения, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. Для управления финансовым результатом, необходимо проводить объективный систематизированный анализ формирования, распределения и использования прибыли, который позволяет выявить резервы её роста. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей организации, повышает степень его деловой активности, увеличивает размеры доходов учредителей и собственников. Кроме того, рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.). Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли; определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты; выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности; оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности; разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. Финансовые результаты деятельности организации характеризуются также показателями выручки (валового дохода) от реализации продукции. Выручка от реализации товаров и продукции свидетельствует о завершении производственного цикла организации, возврате авансированных на производство средств организации в денежную наличность и начале нового витка в обороте средств. После вычета из выручки от реализации товаров и продукции, а также коммерческих и управленческих расходов получим чистый результат (прибыль или убыток) от реализации.

3.Производственные ресурсы организации. Показатели эффективности из использования.Ресурсы – факторы, используемые для пр-ва экономич. благ. Под эконом рес-сами поним. все природные, людские и произвед-ные чел рес-сы, кот исп. для пр-ва товаров и услуг. Все экономические ресурсы п/п делятся на финанс и нефинанс. Нефинанс. подразделяются на произв-ные и непроизв-ные. Производственные ресурсы-ресурсы, кот исп в производственной сфере при создании материальных благ общ-ва (земельн, материальн и труд. рес-сы). Произв-ные рес-сы включают: ср-ва труда (ОС), предметы труда (ОборС), кадры. ОС – денежная оценка ср-в труда, кот участвуют во многих производ-ных циклах, сохраняя свою натур форму и переносящ ст-ть на изготовляемый продукт частями по мере износа. К произв-ным рес-сам относят:1.земля-все прир-ные рес-сы, ко исп в произв-ном процессе. 2капитал-ср-ва про-ва, произв-ная инфрастр-ра, денежные ср-ва, использ-е для приобретения ср-в пр-ва. 3труд-физич и умствен способности людей, применяемые при пр-ве товаров и услуг. 4информация-упорядоченная система знаний. 5п/п-я способность- процесс поиска новых возможностей, предприимчивость, способность к риску. Все ресурсы явл не бесплатными, ограниченными и редкими. Показатели эффективнрости использования произ-ных рес-сов: Землеотдача-выражает соотношение ст-ти вал прод-ции с/х к стоим-ти зем рес-сов. Землеёмкость – обратный пок-ль, определ-ся как отношение стоим-ти земли к вал прод-ции с/х. Коэф. Обносвления ОС, Коэф выбытия, Коэф прироста, рентабельность ОС. Материалоёмкость-показывает сколько матер рес-сов использ-но в процессе пр-ва ед. с/х прод-ции. Мем=Мз/ВП Материалоотдача – обратный пок-ль Фондообеспеченность- отношение ст-ти основных производственных ср-в с/х назначения к площади с/х угодий. Фондоотдача – отношение ст-ти ВП в сопоставимых ценах к ст-ти ОС с/х назначения. Фондоёмкость- обратный пок-ль фондоотдачи. Фондовооружённость – отношение ст-ти основных произ-ных ср-в с/х назначения к численности работников, занятых в с/х. Фондооснащенность – отношение основных производственных ср-в к площади пашни

Б-461.Капитал (К), как фактор производства. Номинальная и реальная ставка процента. Дисконтирование.К. - один из факторов производства; совокупность средств труда, которые исп. в производстве товаров и услуг. Под К. понимают все, что приносит или способно приносить доход. Этот термин употребляется в отношении оборудования завода, фабрики, накопленный суммы денег, произведений искусства и т.д. В одних случаях К. отождествляется со средствами производства, в других – с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом. К. пользуется спросом, потому что он производителен. Субъектом спроса на К. является бизнес, предприниматели. Субъекты предложения К. – это домашние хозяйства. Процент – это цена, которую платят люди за то, чтобы получать ресурсы сейчас, вместо того чтобы ждать до тех пор, пока они заработают деньги, на которые эти ресурсы можно купить. Ставкой процента называется отношение дохода на К., предоставленный в ссуду, к самому размеру ссужаемого К., выраженное в процентах. При анализе категории процента важно различать номинальную и реальную процентную ставку. Номинальная ставка – это текущая рыночная ставка процента без учета инфляции. Реальная ставка – это ставка %, скорректированная на уровень инфляции. Дисконтирование - определение стоимости на текущий момент времени при условии, что в будущем она составит заданную величину. Расчет дисконтиров-й стоимости денежных потоков: стоимость капитала в будущем/(1+% ставка)n n –кол-во лет. 2.Эффективность управления производством в системе AПК.Управление производством - это сознательное регулирование процесса производства в целях повышения его эффективности, роста производительности труда, улучшения качества продукции. Цель управления производством - обеспечить эффективное осуществление производ­ственного процесса. Оно охватывает: определение объема единовременно изготовляемой продукции, оперативное планирование места и времени изго­товления продукции, координацию прохождения внутрипроизводственных и внешних заказов, выдачу нарядов на проведение работ, установление сроков сдачи и поставки продукции и контроль за их соблюдением, обеспечение оптимальной км рабочих и оборудования в производственном процессе, размещение заказов на материалы. Функции: 1 координация и контроль функциониро­вания всей производственной структуры. 2 подго­товка и распределение всей необходимой документации. 3 календарное планирование - установление сроков выполнения каждого задания 4 организация производственного процесса - научное обоснован­ное определение того, каким образом, где и с какими издержками могут быть качественно изго­товлены товары и услуги 5 контроль издержек, связанных с конструированием, планированием и производством продукции или услуг 6. организация технического обеспечения - набор техники, машин оборудования, их конструирование, размещение заказов на технику и оборудование, отправка, учет, хранение, выдача, ремонт и замена. 7 контроль и регулирование запасов - обеспечение производства необходимыми материалами в нужном месте, в требуемом: количестве hi в соответствующее время 8 диспетчеризация - регулирование выполнения работ в соответствии с принятой технологией, производственными нормативами и календарным планом. Диcпeтчеpскaя служба - это централизо­ванная форма оперативного управления на, основе применения технологических средств связи, сбора информации, ее обработки, осуществление опера­тивного контроля и регулирования пр-ом. Организация дисп. службы позволяет значительно повы­сить произв-ть управленческого труда, нормы управляемости и эффективность управления. Состоит из: 1. Диспетчерского персонала2. Комплекса технологических средств в управлении. 3. Методов централизованного оперативного управления. Функции: 1. Оперативный анализ - отклонение от плана. 2 оперативная цель планирования 3. Оперативная организация управления, распределения должностных полномочий по решению проблем. 4. Регулирование хода выполнения плановых программ. 5. Оперативный учет и контроль 6. Оценка оперативной работы. 3.Учет в промышленных производствах и исчисление себестоимости продукции.На с/х п/п-ях для переработки продукции раст-ва и жив-ва при изготовлении мелкого инвентаря, пр-ва строит-х материалов организуют пром-е пр-во. К ним можно отнести:-пр-во по перераб-ке с/х прод-ции; - пр-во по изготовл строит-х материалов;- пр-во по выпуску пром. прод-ции, а т.ж. лесоразработки, торфозаготовки, добычи щебня, камня, извести и тд. В учете для этого исп.счет 20.3 «промышленное пр-во». По Д – затраты, соответ-х пром-х пр-в. По К – выход прод-ции. Классификация методов учета затрат:

-простой (в добыв-х и не сложных перераб-х пр-вах)затраты относятся непосредственно на тот объект учёта, по кот исчисл. с/с.

- попередельный (в пр-вах обрабат-щих отраслей с отдельными прерывными стадиями) учет ведут по кажд стадии пр-ва;

- позаказный (в пр-вах обрабат отраслей при индивид-м или мелкосерийн-м пр-ве) затраты ведут по кажд партии изделий.;

- нормативный (в пром-ти с массовым пр-вом)

На счёте 20.3 учет ведут по видам пр-в и статьям затрат на кажд пр-во, а при наличии неск фаз – на кажд передел открывают отдельн аналитич счёт. Можно откр след аналит счета: перераб-ка прод-ции раст-ва, перераб-ка прод-ции жив-ва, счета прочих пром-х пр-в. Статьи затрат: оплата труда с отчисл на соц нужды; сырьё и перераб; содерж ОС; работы и услуги; организация пр-ва и управления; прочие затраты

Б-47. 1.Анализ структуры и обеспеченности предприятия материальными ресурсами и эффективности их использования.Источники информации: план материально-технического снабжения, заявки, контракты на поставку сырья и материалов, формы статистичес-ой отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов ф.№5 о затратах на пр-во, оперативные данные отдела материально-технического снабжения и т.д. Уровень обеспеченности п/п сырьем и материалами опред-ся сравнением фактического кол-ва заготовл-го сырья с их плановой потребностью. Большое значение придается анализу выполнения плана по срокам поставки материалов (ритмичности-определ-ся суммированием фактического удель.веса продукции за каждый период, но не более запланированного уровня) и состоянию складских запасов сырья и материалов. Различают запасы текущие, сезонные и страховые. Величина текущего запаса = интервал поставки (в днях) и среднесуточного расхода i-го материала. Пок-ли эфф-ти использ-я матер-х ресурсов: обобщающие: прибыль на рубль метериальных затрат, мкатериолоотдача=выпущен-ая продукция (в текущих ценах)/сумма материальных з-т (показ-ет сколько произведено продукции с каждого рубля потребляемых материальных ресурсов:сырья, материалов, топлива и .т.д), материалоемкость=МЗ/стоимость произведенной продукции (показ-ет сколько МЗ необходимо произвести или фактически приходится на 1 руб. произ-ой продукции), коэф-т соотношений темпов роста объема производства и матер-х затрат, удельный вес матер-х затр-т в с/с продукции=МЗ/полная с/с произведенной продукции, коэф-т использования материалов- отношение фактической суммы МЗ к плановой, пересчитанной на факти-й объем выпущенной продукции. Он показывает, насколько экономно использу-ся материалы в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравн-ю с установленными нормами. Если коэф-т больше 1, то это свидетел-т о перерасходе материальных ресурсов на произ-во продукции. Частные: применяются для хар-ки эф-ти использ-я отдельных видов материальных ресурсов (металоемкость, топливоемкость, энегргоемкисть,кормоемкость, семеноемкость (ст-ть итзрасх-х семян/ст-ть продукции) и др.). В процессе анализа фактический уровень показателей эф-ти использ-я материалов сравнивают с плановой, изучают их динамику и причины их изменения. 2.Сущность и принципы системы материального стимулирования (СМС).МС - это сознательно организуемая п/п система поощрений и взысканий, обеспечивающая зависимость получаемых работником жизненных благ от его личного трудового вклада и капитала. СМС - совокупность эк-ких рычагов, с помощью которых гос-во или предпринимательская структура воздействуют на интересы участников производства в нужном для них направлении. Принципы: 1.Доступность. Условия стимул-я д.б. понятными и демократичными. 2.Ощутимость. Существует некий порог действенности стимула, который существенно различается в разных коллективах. Это необходимо учитывать при определении нижнего порога стимула. 3.Постепенность. Матер-ые стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать, однако резко завышенное вознаграждение отриц-но скажется на мотивации работника в связи с формированием ожидания повышенного вознагр-я и возникновением нового нижнего порога стимула, который устраивал бы работника. 4.Минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой. Соблюдение этого принципа позволяет снизить уровень вознагр-я, т.к. действует принцип «Лучше меньше, но сразу». 5.Сочетание моральных и материальных стимулов. 6.Сочетание стимулов и антистимулов. Необходимо их разумное сочетание. В эк. развитых странах преобладает переход от антистимулов (страх перед потерей работы, голодом, штрафы) к стимулам. Это зависит от традиций сложившихся в обществе, коллективе, взглядов, нравов. 3.Виды организационных структур управления.Стр. упр. – упорядоченная сов-ть устойчивых взаимосвязанных элементов, обеспеч. Функц-ие и развитие организации как единого целого. 1. Линейная структура (во главе каждого структурного подразделения находится руководитель или единый начальник, который наделен всеми полномочиями и осуществляет единое единоличное руководство). 2. Функциональная - осущ-ся некоторой совокупностью подразделений, специализируемых на выполнении видов работ, необх-х для принятия решений в системе линейного управления. Выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т. е. каждый орган управления специализирован на выполнении им определенных видов действий. 3. Линейно функциональная - всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовки. соответствующих ращений помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. 4. Дивизионная - возникает в тех орг-х, в которых в силу определенных обст-тв выделяется относительно обособленные и наделенные большими правами структурные подразделения. данная структура используется в многопродуктном комплексе, а так же для построения гос. аппарата. 5. Матричная - создается путем совмещения нескольких структур управления. В данной структуре общее указание исполнителям даются линейным руководителями, а особые инструкции - руководителями проектов. В процессе такого взаимодействия возникают связи горизонтальной, вертикальной и диагональной коммуникации, т.е. при данной структуре управления исполнитель имеет не одного, а двух или более руководителей. Основное направление данной структуры – интеграция всех видов деятельности.

Б-48. 1. Статистика трудовых ресурсов, производительности и оплаты труда.Статистика тр. Рес. вкл: статисти­ку эк-ки активного населения, занятости и безработицы, статистику рабочего времени и ст. трудовых конфликтов, Одна из важнейших задач с/х стат.: изучение системы показателей характеризующих наличие, состав, движение и эфф-ть исп-я тр. рес. Тр. рес. - часть населения способного заниматься общественно полезной деятельностью. Они вкл в себя население в трудоспособном возрасте (от 16 до 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). Тр. рес. состоят из 2х -.групп населения. 1.Экономически активное население, предлагающее себя для участия в производстве товаров и услуг. Оно составляет категорию рабочей силы. 2.Эк-ки неактивное население: учащиеся и студенты, лица занятые домашним хозяйством по уходу за детьми, получающие пенсию и т.д. К-т эконом. актив. населения = численность эконо-ски активного населения/численность всего населению страны. К-т занято­сти=численности занятых на определенную дату/численность экономически активного населения на туже дату. К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые не имели работы, занимались ее поиском и были готовы приступить к работе. К-т безработных =числ. Безраб./числ. экономического населения. Использование рабочей силы характеризуется рабочем временем. Рабочее время учитывается в человеко-днях и в человеко-часах фактических затрат труда. Для оценки использования времени работы каждого работника рассчитываются сред­ние показатели: ср. факт. продолжи­тельность работы одного среднесписочного работ­ника за год, месяц = общего числа отработанных чел-дней или чел-часов/ср.списочная численность. Анализ использования раб. времени предполагает изучение показателей, условий и факторов деятельности раб-ов: режим труда и отдыха, число выходных, труд-ая активность работников, обеспеченность раб.силой по отношению к потребности, произво­дительность труда и трудоемкость. Движение персонала п/п - изменения численности раб-ов п/п в связи с приемом на работу и увольнением, К-т текучести = числа выбывших за опред-ый период работни­ков/среднесписочному числу раб-ов за этот период. Оборот кадров - совокупность принятых на работу и выбывших работников. К показателям ОТ в статистике относят 1. Фонд з/п, включает начисленные п/п суммы оплаты труда в денежной и натур, формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки. 2. К выплатам соц.характера относятся - производимые за счет средств п/п страховые платежи в пользу работников, надбавки к пенсиям, оплата путевок работникам, проезда, мат. помощь. 3. в показатель затрат п/п на раб силу на ряду с ФЗП и ВСХ входят страх, платежи в пенсионный фонд, фонды соц. страхования, мед. страхования. Средние показатели з/п и др.выплат = деления соответствующих абсолютных показателей на среднее число раб-ов и число отработанных ими чел.-дней, чел.- часов. Сред, з/п определяется по отдельным группам работников за месс, год, квартал. 2.Маркетинговое планирование и ситуационный анализ.Планирование мар-га — процесс составления плана мар-га, выбора стратегии мар-га, нацеленный на рост объема продаж товара и максимизацию прибыли фирмы. С помощью мар-га осн. часть товаров направляется от п/п-производителя к потребителям или к др. производителю с тем, чтобы удовлетворить потребности потребителей; изучаются потребности в продукции п/п; производится учет планируемой доли рынка по конкретной продукции. Основное содержание маркетингового плана — обоснование задач развития п/п, выбор наилучших способов их достижения на основе наиболее полного выявления объемов и сроков пр-ва промышленной продукции, выбора каналов распределения и сбыта продукции, оказания различных услуг. мар-говое планир-е — одна из функций упр. п/п, которая взаимодействует с функциями организации, регулирования, контроля и стимулирования сбыта готовой продукции. В целом мар-говое планир-е деят-ти п/п - комплекс задач стратегич. характера и мероприятий в области товарной, сбытовой и ценовой политики. План маар-га явл. системой мероприятий по совершенствованию товародвижения, сбыта и марк-вых коммуникаций для достижения намеченных целей по увелич. объемов продаж, доли рынка, повышению конкурентоспособности п/п и реализации намеченной марк-говой стратегии. Марк-говое план-е бывает оперативным (тактическим) и стратегическим. На стадии оперативного план-я решаются краткоср. задачи, связанные с выбором необходимых матер. и финн. ресурсов для выполнения заданных объемов пр-ва. Стратегич. план-е — это долгоср. План-е, предусматривающее обоснование роста выпускаемой продукции в ассортименте, разработку новых товаров, повышение качества выпускаемой продукции с ориентацией выхода на зарубежный рынок. 3 типа марк-говых планов:• маркет. план для каждого выпускаемого продукта на п/п; • сводный маркет. план по всем выпускаемым товарам;• маркет. план как часть стратегич. плана развития всего п/п. Стратегич.маркет. программа разрабатывается с учетом состояния внеш. и внутр. среды п/п, комплексного изучения рынка (его емкость, сегментирование, отраслевая структура, конкуренты, динамика цен и сбытовая политика). Анализируются потребности и структура потребителей, особенности их поведения, конъюнктура рынка и др. Все это служит основанием для определения направления маркетинговой стратегии п/п.

Одно из направлений разработки маркетингового плана - оценка его эффективности, которая предусматривает учет возможных затрат (финансовых и материальных) и прибыли, ожидаемой при реализации плана. Ситуационный анализ – заключается в выделении в орг-ции сильных сторон, возможностей и угроз во внеш. среде (свот-анализ) – при проведении анализа рассм-т каждый элемент и делают выводы, каким образом использовать сильные стороны, воздействует на слабые стороны, возможность угрозы, угроза. исп-ть возм-ти.

3. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования.Трудовые ресурсы - часть населения страны, котор. способна к труду по возрасту и состоянию здоровья. В состав трудовых ресурсов включают: 1 трудоспособное население в трудоспособном возрасте (от 16 до 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), за вычетом неработающих инвалидов I и 2 группы и льготных пенсионеров. 2 работающие в нетрудоспособном возрасте - престарелые, подростки от 14 лет и старше. Достаточная обеспеченность с/х п/п трудовыми ресурсами, их рациональное использование имеют большое значение для увеличения объема производства. Важнейшим эконом показателем является производительность труда: I - это количество продукции (работ, услуг), произведен­ное » единицу времени. 2 - это время, необходимое для производства единицы продукции, работ, услуг.Основные: В натуральном выражении = объем производства, ц/ число работников, чел-час. объем производст­ва/прямые затраты труда, чел-час. в стоимостном: денежная выручка, руб/ численность работников; объем производства в денежном выраже­нии/численность работников. Косвенные: затраты труда на 1 га посевов или садов, на 1 голову животных по видам; нагрузка площади посева на 1 работника; объем работ , выполненных в единицу времени; затраты труда на выполнение отдельных операций (вспашка, культивация и т.д.). Трудообеспеченность -количество работников на 100 га земельной площа­ди.Оценка обеспеченности п/п ТР :Показатели движения ТР: 1. К. исп-я по приему = принятые / ср. год. числ. 2. К. исп-я по выбытию = выбывшие / ср. год. числ. 3. К. общ. оборота =сумма принятых и выбывших / ср. год. числ. 4. К тек. кадров. = сумма раб. выбывших по соб. жела­нию + за наруш. труд, дисциплины / ср. год. числ. Пок-ли эф-ти исполь-я. 1 ..Степень участия раб. силы в прои-ом процессе = числ. раб. факт, прораб, весь год / ср. год. числ* 100. 2. К. исп-я год. фонда раб. вр. = отраб. дн. 1 раб/кален, фонд раб. вр. 3. К. исп-я раб. вр. = фак. прор-но раб. дня/ норм-я прод.-ть раб. дн. (раб. испол-ет свой раб. день на %). Обратный пок-ль ПТ -трудоёмкость = прямые затраты/V про-ва (сколько необходимо затрат для про-ва ед. прод.) Пок-ли исполь-я т.р: Общий к-т использ-я раб-го времени=к-т ипольз-я раб-го дня*к-т использ-я раб-го времени за год. К-т использ-я годового фонда раб-го времени=фактич.кол-во отраб-х дней 1 раб-м в днях/потенциаль-й фонд раб-го времени(280 дн.). Ср продолж-ть раб-го дня, час=кол-во отраб-х раб-ми чел.час. /кол-во отработ-х чел-дней. Киспользования рабочего времени дня = средне фактическая продолжительность дня,час.дн/ нормативная пр.раб. дня установленная в хозяйстве час.дня; Число отработанных за год человеко - дней каждым работником в общественном хозяйстве = (отработано всеми работниками тыс. чел-дней/ ср списочная численность работников)*1000;

Б-49. 1.Анализ ликвидности и финансовой устойчивости организации.Ликвидность – способность п/п покрывать свои обязательства активами срок, превращения котор. в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. 1. Коэф-т абсолютной ликвидности=(Денежные ср-ва+краткосчрочные финансовые вложения)/краткосрочные обязательства- хар-ет платежеспособность. НЗ:0,2-0,25 2. Промежуточный к-т покрытия(быстрая)=(Денеж.ср-ва+краткосрочные финансовые вложен-я + краткосроч. дебиторск задолженность)/ краткосрочные обязательства - хар-ет платежеспособность НЗ:0,5-0,7. 3. Коэф-т текущей ликидности=оборотные активы /краткосрочные обязательства НЗ:1-2. Анализ финансовой устойчивости проводится посредством расчета и сравнения коэф-в с нормативными значениями, а также изучения их динамики за определенный период. 1. Коэф-т автономии (собственности) - показывает долю собственного капитала в общей величине капитала Ка=СК/Баланс min значение 0,5.Рост говорит о повышении финансовой независимости. 2. Коэф-т зависимости (заемных средств)- показывает зависимость п/п от заемного капитала Кз=ЗК/Баланс или 1-Ка, НЗ=0,3 значение больше 0,5 говорит об усилении финансовой зависимости. 3.Коэф-т соотношения заемных и собственных ср-в- показывает, сколько заемного капитала привлекается п/п на 1 руб. собственного капитала. Кзс=ЗК/СК, НЗ:0,3-0,7 значение Кфр больше 0,7 говорит о потере финансовой устойчивости. 4. Коэф-т обеспеченности оборотных средств собственными оборотными средствами- показывает, какая доля оборотных активов сформирована за счет собственного капитала Кобсс=(СК-Внеоб.Акт)/Обор.Акт. Н.З: 0,1-0,5 При меньше 0,1 структура баланса неудовлетворительна,а орг-я не платежеспо-я. 5. Коэфф-т маневренности собственного капитала -показывает долю собственного оборотного капитала в общей величине собственного капитала, что хар-ет способность п/п финансировать оборотные активы за счет собственных источников. Кмск = СобК/СК НЗ: 0,2 - 0,5. Чем ближе значение коэф-а к верхней границе, чем больше возможности финансового маневра у п/п. 6. Коэфф-т соотношения производственных активов и балансовай стоимости имущества-Показывает долю имущества производственного назначения в общей величине имущества п/п. У п/п сферы материального производства зн. Коэф-а должно быть больше 0,5. 7. К-т соотношения внеоборотных и собственных ср-в организации 190/490 НЗ:0,5-0,8. Если меньше 0,5 то собственный капитал орг-ии в основном использ-ся для формир-я обор-х ср-в, что явл. отриц-м моментом орг-ии. 2.Особенности маркетинга с/х продукции. С/х произ-во имеет ряд особенностей, которые влияют на рыночную ситуацию, поведение фермеров, функционирование агрорынков и. смежных отрас­лей: 1-переплетение произ-экономпч. процессов с природно-биологическими. 2-сезонность 3-длительвость пронз. цикла. 4-неустойчивостб к погодным условиям. 5-различие в плодородии земли. В с/х функционирует 3 крупные отрасли; с/х машиностроение, производство химических средств защиты растений (ПХСЗР), кормопроиз­водство. Рынки внутренней маркетинговой среды: 1-Рынок сырьевых продовольственных товаров (сы­рья/сахар, мука, лен)), 2-рынок продовольственных товаров высокой степени переработки (табак, кондитерские изделия), З-Рынок относительно однородной продукции (свежее и охлажденное молоко, мясо). Реализация функций .маркетинга в агробизнесе и прежде всего изучение рынка, его прогнозирование, стратегическое и тактическое планировании марке­тинга, формировании спроса и стимулирование сбыта зависят от особенностей спроса на с/х продукцию. Факторы, определяющие спрос на с/х прод-цию: цена товара, денежный доход покупате­ля, потребительские вкусы и предпочтения, нацио­нальные и религиозные обычаи, размер и состав семьи потребителя, стиль жизни. Основным факто­ром, влияющим на объем товарного предложения продовольствия, является цена. С повышением закупочных цен повышается, и объем производст­ва, а рост розничных цен ведет к увеличению поставок на рынок. Марк-г с/х пр-ции отличается сложностью и высокой степенью риска. Специфика агромарк-га обусловлена рядом причин:- с/х произв-ль выступает в кач-ве продавца на товарных рынах и покупателем на сырьевых.- ограниченность основного ресурса – земли обуславл невоз-ть быстрого перемещ-я материальных и финансовых ресурсов.- огромное влияние на эф-ть пр-ва оказыв-т природно-клим-ие и биологич ф-ры (плодородие и стр-ра с/х угодий, география хоз-ва). Это обуславл необ-ть сочет-я специализации с диверсифик-й пр-ва. Конечному потребителю поступает незначительная доля произв-й пр-ции. осн ее часть проходит несколько каналов распределения – покуп к оптовым и розничным посред-м . поэому доля с/х производ в конечной рыночной цене товара не велика.- наличие скоропорт-ся видов пр-ции обуславл с одной стороны стремлением товаропроизводителей в макс сжатые сроки реалии-такую продукцию , с др требует созд-е разветвленной многоканальной системы товародвид-я резервохранилищ и холод-в. 3.Спрос и предложение на рынке труда. Равновесие на рынке труда и равновесная ставка заработной платы.Рынок труда – это сфера рыночных отношений, где формируется спрос и предложение труда, обеспечивается распределение труда и определяются цены на различные виды трудовой деятельности. Субъектами спроса на труд выступают предприниматели и гос-во, а субъектами предложения – работники с их навыками и умениями. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины з/п. При росте з/п спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении з/п спрос на труд возрастает. Предложение труда также зависит от величины з/п, но уже в прямой зависимости. Изменение в спросе на труд зависит от пределовой производительности товара, технологического уровня производства, уровня цен на средства пр-ва. Изменение в спросе на труд зависит от спроса на продукцию фирмы, цен, объемов ресурсов-заменителей. Предложение на труд –это сумма всех работников. Оно определяется общей численностью населения, ср. временем работы, колич. и кач. рабочей силы. Предложение на труд показывает общее количество рабочего времени, которое согласна отработать к-.-л. категория работников, трудящихся при данной величине з/п. Спрос на труд показывает каким будет спрос при определенной величине з/п. Точка пересечение спроса и предложение показывает равновесие на рынке труда. Цена равновесия - з/п – цена за труд. Ставка з/п – цена выплач-ая за использование ед.труда в течение опред-ого времени. Ставки з/п зависят от уровня квалификации, произв-ти, характера труда, квалификации профессии. Равновесие на рынке труда означает, что все производители согласны платить з/п на уровне точки Е, находят на рынке необходимое кол-во труда, их спрос на труд удовлетворен. Точка Е определяет положение полной занятости. Заработная плата – это денежная форма цены труда, модифицированная рядом факторов, определяемых особенности товара – труда.

Б-50. 1. Системы и структуры управления производством в АПК.Стр-ра управления – сов-ть управ звеньев и отдел раб-ов, порядок их соподчиненности и взаимосвязи по вертикали и горизонтали. В стр-ре производства выдел 2 подстр-ры: произв-ая(опред специализ п/п, сочет отраслей, и видов д-ти в нем); организ-ая(сов-ть произ-ых, обслуж и вспомог подразд п/п). Классиф-ия стр-р: 1. двухступенчатая(п/п – бригадир, рук-ль хоз-ва –бригадир) 2. трехступенчатая(п/п – отделение(цех)-бригада). Где процесс углубления специализ-ии про-ва осущ неодновр, целесообр вводить смеш стр-ру, при котор, часть подразд, подчин р-лю, часть через р-ей промежут подразд 3. четырехступенч. – исп-ся в агропром объед-х в кот п/п по произ, перераб прод-ии подчин ген дир-ру и его замест-м. Выдел-ся: отделенч стр-ра(рук-во первичными произ-ми подразд осущ-т управляющие с соотв-ми отраслевыми спец-ми); отраслевую (одинак по специализ внутрихоз подразд-ия, выполн работу по произ-ву однород-го продукта объедин-ся в цехе); бригадную; комбинированную(примен в хоз-ах, где имеются многоотрасл подразделения. Механические стр-ры: линейная, линейно-функцион, функцион, дивизиональная к ней относ продуктовую, стр-ру ориентир на сегмент рынка; стр-ры по региональному принципу. Органические – проектная (создается для рения конкр задачи с целью собрать в одну команду самых квалифиц сотрудников для реализ сложного проекта в установ сроки), матричная, конгломератная. 2.Предмет, задачи, содержание анализа и диагностики организации.Анализ – область человеческих суждений, направленная на разложение аналитического объекта на части. Синтез – обратный показатель анализа – объединение экономических мыслей в единое целое. Предмет исследования экон-го анализа – показатели хар-ие производственно-финансовую деятельность п/п, конечные результаты работы, причины их изменения и возможные экономические последствия. Диагностика – детальное изучение, рассмотрение объекта анализа организации с помощью экономических методов с целью определения причинно следственных связей между результативным показателем и количественно-качественными факторами. Диагностирование п/п осуществляется по 3-м основным этапам: 1. Э. созерцания – на данном этапе собирается необходимая для анализа экономическая информация. 2. Э. обобщения – на данном этапе собранная экономическая информация группируется по определенному признаку (группировочный). 3. Э. практических решений – на данном этапе все переходит от теории к практике, т.е. от конкретных суждений к определенным управленческим решениям. Содержание анализа и диагностики как дисциплины проявляется в его основных задачах: 1. Изучение бизнес планов и экономических нормативов. Нормативы устанавливаются исходя из опыта предыдущих лет, из данных аналогичных хозяйств, из нормативных справочников. 2. Контроль за выполнением бизнес планов и экономических нормативов. 3. Рассмотрение эффективности использования ресурсного потенциала (производительность труда = (ДВ/численность работников)/чел.-час., рентабельность производства = прибыль/с/с*100, фондоотдача =ДВ/ст-ть основ-х ср-в, коэф-т оборачиваемости = остаток реализован-й продукции/остаток оборотных средств. 4. Выявление и измерение внешних и внутренних резервов. 5. Подготовка аналитических материалов для принятия управленческих решений. 3.Налоговая система, виды и функции налогов.Н.С.– система действий, связанных с обязат. изъятием части ВВП в пользу гос-ва. НС имеет 3 уровня: Федеральный, Территориальный (регион-й), Местный. НС начала действовать с 1992 г. Основным докум-м регулир-м нал-ые отношения в стране явл. НК РФ. Он состоит из 2-х частей: 1-часть начала действовать с 1.01.1999 г. в ней отражены общие вопросы н/о (виды налогов, права и обязанности субъектов налоговых отношений, правила уплаты налогов, ответственность за нарушение зоканод-ва. 2-часть начала действовать с 1.01.2001 г. в ней отражены конкретные виды налогов. Налоги – обязательный индивидуально безвозмездный платеж взимаемый с физ. и юр. лиц в форме отчуждений принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финн. обеспечения гос-ва. Функции: 1. Фискальная – изъятие части доходов в бюджет для исп. на определ. цели. С ее помощью создаются гос-ые денежные фонды и матер. условия для функц-я гос-ва. 2. Регулирующая – идет перераспред. доходов от одних субъектов к др. По средством налогового мех-ма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов) гос-во может регулировать инвестиц. д-ть хоз-х субъектов. 3. Социальная – затрагивает проблему справедливого н/о (налоговые скидки, акцизы). 4. Контрольная – колич. отражение и соответствие налоговых платежей и налоговых поступлений. Виды: 1. По способу взимания: прямые-взим-ся с доходов или имущства налогопл-ка (Н на прибыль,НДФЛ). Косвенные –Н вклчены в цены товаров (акцизы, НДС). Пошлины и сборы (гос. пошлина, тамженная пошл.). 2.В зависимости от органа устанавлив-го налоги: Федеральным налогам принадлежит ведущая роль в формировании государственных ресурсов. (НДС, акцизы на отд.виды товаров, налог на прибыль, на доходы от капитала, на доходы физ.лиц, ед.соц.налог, водный и экологический налог, федер.лицензион.сборы);. Региональные- налог на имущество организацииции, на недвижимость, дорожный налог, транспортный, налог с продаж, на игорный бизнес, регион.лицензион.сборы. Местные – земельный, на имущество физ.лиц, на рекламу, на наследование или дарение, мест.лиценз.сборы). 3.По целевой направленности введения налогов: общие Н-предназначены д/формирования доходов гос-го бюджета в целом (НДС). Целевые Н-вводятся д/финан-я конкретного направления гос.расходов. 4. По субъектам – налогоплател-ка: Н взимаемые с физ.лиц (НДФЛ, н. на имущ-во физ.лиц). Н взим-е с организ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.