Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблемная ситуация



 

Из теории систем известно, что разнообразие, привнесенное в систему, увеличивает ее потенциал. Но, вместе с тем, внесение разнообразия понижает стабильность системы, приводит к отклонениям от нормы. Когда указанные отклонения приобретают уродливую форму, то речь ведут о патологии. Патологические изменения возникают не сразу, а в результате системных отклонений от нормы. Например, если руководитель раз отложил принятие управленческого решения, другой раз отложил, а затем это становится нормой, которая звучит примерно так: бумага должна отлежаться или решение должно созреть. Но в тех случаях, когда решения следует принимать незамедлительно, продолжает срабатывать отмеченная норма: бумага должна отлежаться.

Система претерпевает патологические изменения в силу неспособности ее элементов адекватно воспринимать происходящие изменения. Неадекватность восприятия обусловлена как давлением метальных моделей так физиологическими способностями людей.

Начинаются патологические изменения с нарушений взаимодействия внутри системы.

Источники отклонений от нормы могут находиться как на границе между внешней средой и системой (на входе и выходе), так и в составе самой системы, а также на линиях связей между элементами системы.

На входе в систему патология возникает как реакция на воздействие внешней среды и регулирующие воздействия управляющей системы. На выходе из системы патология проявляется в несоответствии ожиданиям внешней среды и реальных потоков продуктов жизнедеятельности системы. Примером может служить зарплата «в конвертах». При приеме на работу работнику сообщают о такой системе оплаты труда и он воспринимает это как проблему. Внешняя среда в лице, например, налоговых органов, так же воспринимает подобную ситуацию как проблему.

Модель состава системы претерпевает патологические изменения в силу неспособности ее элементов адекватно воспринимать происходящие в системе изменения. Например, в процессе приватизации государственной собственности в 90-х годах прошлого столетия в России только часть населения страны сознательно хотела стать собственником, что подтверждается социологическими опросами[22], в соответствии с которыми более 60% населения были настроены патерналистски[23], то есть не желали нести ответственность не только за свою собственность, но и за свое будущее. В итоге – собственниками стали те члены социально-экономической системы, которые способны были адекватно воспринять происходящие в обществе реформы.

В отношении связей между элементами системы можно сказать, что они, как место зарождения патологии, в первую очередь, отражают борьбу, происходящую внутри системы за различные ресурсы (время, энергию, информацию, финансы и т.д.). Например, те же отношения собственности в период экономических реформ стали основным источником формирования отклонений от нормы в потреблении благ, когда «братва» стала носить огромные золотые цепи на шее и ездить исключительно на джипах.

Чтобы лечить, образно говоря, заболевание системы, необходимо выяснить источник возникновения патологии и причины, которые способствуют ее сохранению.

Как показывают наблюдения, подавляющее количество патологических изменений находится внутри самой системы, а не на границе раздела ее с внешней средой. Что же касается внутренних патологий, то большая их часть сосредоточена на линиях связей между работниками, составляющими основу организации как системы.

Проявление проблем организации осуществляется в исполнении функций, в реализации внутренних организационных связей и функционировании структуры, в осуществлении деятельности, в выработке решений и исполнении внутренних правил организации, а также проблемы и конфликты возникают в процессе жизнедеятельности организации.

Особенность проблемных изменений в организациях заключается в том, что причиной их возникновения является деятельность человека, которая непрерывно создает себе и окружающим проблемы, без решения которых невозможно рассчитывать на «оздоровление организации» и развитие.

С одной стороны, необходимо стремиться к тому, чтобы выявить полный объем знаний о потребности организации и возможных средствах ее удовлетворения, но с другой стороны, сбор информации не может продолжаться до бесконечности и должен быть подчинен конечной цели - решению проблемы. Поэтому в течение всего процесса сбора информации целесообразно корректировать понимание проблемной ситуации, что позволяет отсечь избыточную информацию и сократить поиск.

Процесс описания проблемной ситуации состоит из таких этапов:

n фиксация проблемной ситуации (недостаточная и неупорядоченная информация о ситуации);

n предварительное описание проблемной ситуации (упорядочение имеющейся информации и осознание ее недостаточности);

n информационный поиск (получение дополнительной информации, которая приводит к ее разупорядочению);

n полное описание проблемной ситуации (получение достаточной и упорядоченной информации о ситуации).

Проблемная ситуация возникает в процессе познавательной деятельности субъекта, направленной на некий объект, когда субъект встречает какое-то затруднение, преграду. Графическая модель такой ситуации приведена на рисунке 2.1. Например, собирая грибы, мы видим привлекательную поляну, но попасть на нее не можем потому, что глубокая лесная речушка преграждает нам путь, а идти в обход - далеко.

 

 

Рис. 2.1. Графическая модель проблемной ситуации

 

Сочетание факторов, определяющих проблемную ситуацию, представлено на рис. 2.2, из которого видно, что подобная ситуация проявляется как «разрыв» в деятельности, как «рассогласование» между целями и возможностями субъекта.

Проблемная ситуация представляет собой условия, порождающие проблему.

Для корректной постановки проблемы необходимо понимание проблемной ситуации, которое трактуется как усвоение смысла и способности ее воспроизведения.

Здесь требуется адаптация общего знания к конкретному объекту. Перегруппировка и адаптация информации, как правило, выступает в виде переформулировки описания проблемной ситуации в силу того, что описание оказывается противоречивым.

При переформулировании надо учесть, что описание проблемной ситуации фиксирует не только элементы и структуру, но и эмпирический базис, ментальные модели. Полезно поставить вопрос: как еще можно составить описание проблемной ситуации, какими средствами, с учетом каких мотивов и установок?

 

  Результаты деятельности не соответствуют желанным целям  
 
 
Проблемная ситуация

 

  Ранее выработанные, теоретически обоснованные и практически проверенные методы решения не дают должного эффекта или не могут быть использованы  
    В практической деятельности обнаруживаются факты, которые не укладываются в рамки существующих теоретических представлений     Одна из частных теорий вступает в логическое противоречие с более общей теорией или другими областями жизни в пределах данной отрасли знаний  

 

Рис. 2.2. Сочетание факторов проблемной ситуации

 

Необходимой предпосылкой для использования имеющейся информации с целью получения дополнительной или новой информации о проблемной ситуации является способность постановщика проблемы к особой перегруппировке и адаптации информации, содержащейся в описании проблемной ситуации.

Графической иллюстрацией подобной процедуры является изображенное на рисунке 2.3 преобразование первоначальной структуры описания проблемной ситуации (состояние А) в иерархически систематизированную структуру (состояние Б).

В результате, либо описание проблемной ситуации дополняется новыми вопросами, которые возникают в процессе анализа описания, либо совокупность вопросов систематизируется посредством выявления новых отношений между ними. Оперируя первым или вторым приемами, можно находить новые элементы и структуры проблемной ситуации.

Если представить себе проблему как иерархически упорядоченную совокупность вопросов, то ядром проблемной ситуации являются противоречия, установить иерархию которых и выявить центральное противоречие удается, как правило, только на уровне теоретической схемы проблемы. Примером теоретической схемы могут служить ментальная карта, от центра которой отходят «стволы» противоречий, на которых ветвятся проблемы.

 


А Б

 

 
 

 


Рис. 2.3. Модель преобразования описания проблемной ситуации в иерархическую структуру

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.