Моделирование проблемной ситуации
Наиболее важными факторами, определяющими процесс формулирования проблемы, являются методологические установки (разграничение старого и нового, проблемного знания, содержащегося в описании проблемной ситуации) и ценностные ориентации, в которых методологические установки выступают в качестве принципов запрета или нормы. В основание классификации проблем могут быть положены различные явления реальной действительности. Пример известных классификаций проблем приведен в таблице 2.2. Таблица 2.2 Типология проблем
Таким образом, генезис проблемы представляет собой последовательную реализацию следующих процедур: n описание проблемной ситуации (создание исходной совокупности знаний о проблеме – например, ярко светит солнце); n ее осмысление и понимание ее описания (установление смысла проблемной ситуации в структуре человеческой деятельности – например, дискомфорт, испытываемый от ярких солнечных лучей); n формирование теоретической схемы проблемы (построение системы теоретических конструктов – например, солнце светит в глаза потому, что мы заняли такую неудачную позицию); n формулирование проблемы (соотнесение теоретической схемы проблемы со структурой проблемной ситуации – например, неудачная позиция, занятая нами по отношению к солнцу, создает нам дискомфорт от его ярких лучей). Однако нужно отдавать себе отчет в том, что на практике формулировки некоторых проблем не всегда позволяют увидеть причину и следствие, да и само существо проблемы. В данном случае под проблемами понимаются противоречия, требующие разрешения; трудности по преодолению трудностей.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|