Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 3.5. Методы индивидуальной активизации творческого мышления



Компоненты творчества

 

К числу основных факторов, влияющих на творчество, обычно относят следующие компоненты[63]: эмоциональность, визуализацию, аналогии, метафоры, юмор.

Эмоциональность рассматривается как метод объединения левосторонних и правосторонних мозговых процессов для тех, у кого преобладает левостороннее мышление. Эмоции содействуют регистрации информации в правом полушарии головного мозга. Обработанная обеими частями мозга информация запоминается надежнее.

Визуализация представляет собой воображение, видение, например, будущего изделия, конечного результата творческой работы или проблемы и путей ее решения. Кто визуально представляет желаемый результат, тот с большей вероятностью достигает поставленной цели. Поощрению яркого воображения содействуют развивающие ситуации. Видение — это правомозговая функция и одновременно метод развития стратегической компетентности. Графики, диаграммы, схемы, рисунки, картины поощряют творческие процессы с помощью развития визуального мышления.

Аналогии — это сравнения из различных дисциплин или отраслей знаний. Этот метод мотивирует интуицию и синтезирует мышление, развивая системную аналитику.

Метафора, как метод побуждения творчества, основан на соединении двух различных вещей или дел по общему принципу, например, электричество связывается с направленным движением заряженных частиц или еще проще — с водой, текущей по трубам, а времени приписываются качества человека — суровые годы, счастливые дни, смутные времена. Метафоры содействуют игре с понятиями. Метафорическое мышление — это творческий процесс на основе сравнений между проблемами в различных областях науки и практики, чтобы содействовать поиску решения. Сравнение проблем бизнеса и биологии приводит к понятиям, например, выживания, адаптации к внешней среде, санациям.

Юмор активно объединяет рациональные процессы левого полушария мозга и креативность правого. Во время смеха мозг вырабатывает естественный гормон эндофрин, обладающий обезболивающим и транквилизирующим свойствами, что содействует развитию чувства благополучия.

Схематично техники активизации мышления представлены на рисунке 3.6. Рассмотрим их подробнее.

 

Трамплины

Трамплиныпредставляют собой мысли, которые возникают после осознания проблемы и ведут к возможным вариантам решения. Конструктивная компонента таких умозрительных мыслей создает возможность взлететь, как с трамплина взлетает лыжник, посмотреть на проблему с высоты этого полета и увидеть невидимое в обычных условиях решение.



Например, когда Александр Флеминг в 1928 году, убирая свою лабораторию и разбирая старую медицинскую посуду, обнаружил, что грибок плесени уничтожил колонию стафилококка, тогда полет его фантазии позволил ему найти долгожданное решение борьбы с инфекциями. Спустя 17 лет он стал Нобелевским лауреатом за открытие пенициллина.

 

Экскурсии

Экскурсией называют процесс работы нашего подсознания над проблемой, когда мы, отвлекаясь, размышляем над тем, что не относится к решаемой проблеме. Такое размышление часто создает случайным образом новые идеи. Иногда такая связь между проблемой и отвлечением кажется абсурдной, но, как говорил в свое время Альберт Энштейн, проблемы не могут быть решены, будучи ограниченными теми рамками, в которых они были созданы.

Подобная некоторая абсурдность (невозможность, алогичность, недоступность, недостижимость и т.д.) расширяет диапазон возможных вариантов решения проблемы, увеличивает потенциальную новизну возникающих идей и ослабляет самоцензуру за счет работы подсознания.

Например, вообразите, что вы стали частью неодушевленного или живого объекта (голосовыми связками человека), а затем попробуйте описать свои ощущения и связать их с решаемой проблемой (сухость и боль в горле): так хочется дождя в виде аэрозоли с полезными капельками «биопарокса», успокаивающими кашель.

 

Аналогии

Аналогии возникают в результате пересечения интуитивных и логических процедур мышления (обмена информацией между левым и правым полушарием – см. рис. 3.7).

Рассмотрим четыре вида аналогий: прямые, личные, символические и фантастические аналогии.

Прямая аналогия представляет собой поиск, который обеспечивает процесс сравнения уже существующих решений в близких областях. Он предлагает рассмотрение методов, применяемых в других отраслях теории и практики — как там решаются аналогичные задачи и требует включения механизмов выявления в своем опыте или в опыте природы и общества подобия того решения, что требуется. Пример прямой аналогии: полет птицы и полет самолета, гордый полет орла и полет человеческой души.

Личная аналогия построена на эмпатии (от англ. empathy - сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого), на отождествлении личности одного человека с личностью другого. В этом случае, пытаясь «вжиться» в образ рассматриваемого объекта, пытаются найти в себе какой-то отзвук на то, что «делает» этот объект, понять его трудности, достоинства и недостатки как свои собственные.

 

Человек как бы сливается с объектом, которому приписываются чувства, цели, эмоции, что позволяет лучше понять (ощутить) возможные варианты решения проблемы.

Символические же аналогии используют для описания предметов (или явлений) объективно существующие образы. Это, как правило, состоящее из двух слов определение предмета. Цель такой аналогии заключается в том, чтобы дать возможность обнаружить в привычном явлении удивительное противоречие (парадокс). Слова характеризуют предмет и одновременно являются противоположностями. Например: раствор (взвешенная неразбериха), храповой механизм (надежная прерывистость), фотография (мгновенная вечность), целевая ориентация (дерево целей) и т.д.

Фантастические аналогии предлагают поискатьрешения в фантастической литературе, а также изложить задачу в терминах сказок, мифов, легенд, что помогает представить вещи такими, какими они на самом деле не являются, но какими мы хотели бы их видеть. Это «творческий бред», позволяющий создать художественные образы некоего идеала. Суть состоит в использовании сказочных, фантастических идей. Например, ковер-самолет, живая вода, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, огненный коготь и т.д.

Подобного рода аналогии часто включают различные метафоры.

 

Метафоры

Метафора представляет собой оборот речи, содержащий образное сближение слов на базе их переносного значения. Другими словами метафора – это сравнение явлений, которые обычно не сравниваются между собой, что стимулирует воображение и наполняет новым смыслом содержание решаемой проблемы. Чаще всего используются такие виды метафор:

• бинарные метафоры-аналоги («колокольчик хохочет», «подковы бровей»);

• метафоры-катахрезы, содержащие противоречия («сухопутный моряк», «круглый квадрат», «полный идиот»);

• метафоры-загадки («туман над лесом» - косынка, «полная горница людей» - огурец, «девица в темнице, а коса на улице» - морковь).

Ментальные карты

Ментальные карты,принципиальные возможности которых рассмотрены ранее, облегчают создание общего представления, общего понимания проблемы, а сам процесс их составления приводит к новым идеям.

Составление ментальных карт активизирует пространственно-образное мышление и делает возможным восприятие новой точки зрения на проблему. Следует, однако, понимать, что такие карты глубоко индивидуальны и ценны для тех, кто их составил. Они являются отражением мышления конкретного человека и могут дать толчок к новым идеям, но они не могут заменить сами идеи.

 

Бисоциация

Бисоциация сводит воедино две прежде не связанные плоскости мышления, благодаря чему появляется креативный результат. Конфигуратор принципа бисоциации представлен на рисунке 3.8, из которого следует, что проблеме, расположенной в первой плоскости мышления, находится аналогия, расположенная во второй плоскости мышления, для которой известно решение-аналог. Последний отображаясь в первой плоскости и дает искомое решение проблемы.

 

 

 
 

 


Четыре стадии, отраженные на рисунке, содержат следующие шаги.

С определения проблемы начинается работа: спросите себя - о чем здесь, по сути, идет речь? Попробуйте обдумать проблему со всех сторон. Во многих случаях полезно составить список тех требований, которым должно соответствовать решение. Например, само по себе застегивание и расстегивание (завязывание и развязывание) создает проблему не только тогда, когда мы торопимся.

Обнаружение второй «плоскости мышления» - творческая работа: нужно найти «вход» в эту плоскость. Следует подумать о том, на что похоже то, чего необходимо достичь? В какой области работает то, что не работает в рассматриваемой области? Например, это похоже на смыкание и размыкание, на приставание и отставание. В неживой природе это работает у репейника (приставание и отставание) и в перьях птиц (смыкание компонентов пера и размыкание).

Распознавание аналогий заключается во внимательном поиске общих принципов и закономерностей, которые можно перенести в рассматриваемую область (плоскость). Становиться экспертом в «чужой области» не обязательно, важно суметь перенести решение из этой области в проблемную область. Например, у репейника большое количество маленьких крючочков, которые цепляются за одежду человека, а у пера птицы – большое количество крючочков, которые входят в зацепление друг с другом.

Перенос решения-аналога должен быть таким, что адаптация решения к новым условиям должна обеспечивать решение проблемы.

Так, например, надоедливый репейник подсказал модель для застежки-липучки; структура птичьего пера позволила изобрести молнию-застежку (точно также как поверхность кожи пингвинов позволила оптимизировать движение подводных лодок).

 

Метод Диснея

Стратегия Диснея разработана по мотивам произведений Уолта Диснея и включает этап работы мечтателя, этап реалиста и этап критика.

На этапе «Мечтателя» мысленно очерчиваете ближайший участок пространства, рисуя взглядом некий воображаемый круг (см. рис. 3.9), и превращаетесь в мечтателя, готового приступить к генерированию идей: вы вольны творить без всяких ограничений. С этой целью вступите в воображаемый круг и с максимальной непосредственностью и полнотой переживите эти позитивные ощущения. Достигнув нужного состояния, выйдите из круга.

На этапе «Реалиста» мысленно очерчиваете другой участок, в котором превратитесь в «реалиста»: нужно проанализировать свои мечты, упорядочить их и начать действовать, разработать успешный план действий. Вступите в круг и вновь переживите эти положительные ощущения. Постарайтесь добиться психологического эффекта закрепления, мысленно ассоциировать своего «реалиста» с этим участком пространства и, когда почувствуете, что это удалось, выйдите из круга.

На этапе «Критика» предстоит выбрать место, где будете критиковать или оценивать. Вспомните ситуацию, когда вы подвергли проект конструктивной критике. И вновь выйдите из круга.

Итак, созданы три участка пространства, или три настроя, каждый из которых закрепляет определенный тип мыслительного процесса, и теперь можно возвращаться к ним в любое время. Такой метод позволяет привести ум в состояние, необходимое для генерирования идей.

 

 

Слова

Слова, как вербальные модели реальной действительности, возбуждают ассоциации, опирающиеся на комбинацию отдельных элементов опыта человека, что позволяет формировать решения проблем.

Анализ слов-раздражителей представляет собой процедуру, основанную на раздражении сознания случайными входящими сигналами в виде слов. Источниками таких сигналов могут быть книги, газеты, журналы, словари, списки случайно выписанных слов или карточки с такими же случайным образом выписанными словами (см. рис. 3.10). Такими же источниками могут стать изображения, музыкальные фрагменты, запахи и т.д.

 

       
 
 
   
Рис. 3.10. Источники слов-разражителей

 


В основе лежит один принцип: включить случайный элемент в процесс поиска решения проблем так, чтобы выбор слов действительно решил случай. Более того, не следует выбирать слова, которые напрямую связаны с проблемной областью. Например, для решения проблемы, которая звучит следующим образом: нужно срочно позвонить, но у телефона закончился заряд аккумулятора, а зарядного устройства нет под рукой, выберем по одному слову из 10 книг методом «случайного тыка», открывая их наугад. Выбраны такие слова: медвежонок, свободное время, прорыв, сидение дома, колбаса, после, баланс, обратимся, Икар, размышление, более тщательное изучение.

Отмеченная процедура выполняется таким образом, что вначале следует понять суть исследуемого вопроса. Затем определить несколько понятий. Например, следует раскрыть книгу на любой странице и, не глядя, ткнуть в одно из слов. Или из заранее составленного списка из нескольких десятков слов наугад выбрать одно. Еще лучше занести каждое слово на отдельную карточку и вытягивать из колоды карточек одну для прочтения размещенного на ней слова.

Выбранное слово подвергнуть анализу и поиску ответов на такие вопросы. В чем его особенность? Какие у него внешние признаки? Для чего оно предназначено? Есть ли у него символическое значение? Как выстроены связи этого слова с другими словами? Ответов должно быть не меньше пяти и не больше десяти.

Далее необходимо выстроить связи слов с проблемой для того, чтобы нащупать совершенно новые мысли в проблемной области.

Произвольно выбранные слова могут стать началом ассоциативного ряда, который либо приводит к конкретным идеям, либо показывает направление для пошагового креативного процесса разработки идеи или нового направления поиска решения проблемы. Так в нашем примере возможны такие сочетания:

медвежонок (самокат, такси) – взять такси и доехать до абонента;

свободное время – засечь время разговора и заплатить за звонок с чужого телефона;

прорыв (авария, пожар) - с телефона-автомата бесплатно набрать «01» и попросить передать своему абоненту срочное сообщение;

сидение дома – добрать до своего дома, зарядить аккумулятор и позвонить;

колбаса (по два десять, цена, оплата) – попросить чей-либо телефон за оплату и позвонить;

после – отложить звонок и сформулировать объяснение причины отсутствия звонка;

баланс (телефонный) – попросить у кого-либо телефон, вставить свою «сим-карту» и позвонить;

обратимся – обратиться к сети Интернет и передать сообщение по электронной почте;

Икар (крылья, птица) – пустить почтового голубя с сообщением;

размышление – поразмыслив, кратко сформулировать суть сообщения, чтобы сэкономить время переговоров с чьего-либо телефона;

более тщательное изучение – изучение обстановки вокруг с целью того, чтобы понять: у кого можно одолжить телефон для звонка.

«Волшебные» слова, предложенные Алексом Осборном, работают как элементы алгоритма перебора случайных комбинаций слов, относящихся к постановке проблемы, и стандартных слов. Например, «волшебные» слова, предложенные Майклом Микалко, выглядят так:

заменить (например, заменить телефонный аппарат, трубка которого связана с ним шнуром, на беспроводной телефон с автономной трубкой);

скомбинировать (например, скомбинировать обычный йогурт с ванилью, затем добавить ароматизаторы, затем добавить кусочки настоящих фруктов или орехи, к полученной субстанции добавить еще карамельную крошку и т.д.);

применить в другой области (например, силденафил цитрат разрабатывался как средство от ангины, но его применение сопровождалось таким побочным эффектом, как «вздымание» и устранение дисфункции эрекции, что позволило запатентовать препарат «Viagra»);

увеличить или уменьшить (например, мегаторги и минителефоны);

исключить (например, исключение камеры из покрышки позволило создать бескамерные шины, что решило проблему проколов и спускания шин);

изменить на противоположное (например, заменить контроль ситуацией бесконтрольности – перевести подразделение на работу в условиях самоорганизации и бюджетирования).

Само «волшебное» слово вписывается в ячейку против соответствующей проблемы, после чего остается продумать возможный сценарий развития проблемной ситуации.

 

Вопросы

 

Вопросы, как метод активизации творческого мышления, направлен на то, чтобы посредством ответов на вопросы, направить ход мысли к наиболее сильным решениям.

Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач.

Прежде, чем выбрать список контрольных вопросов, наиболее соответствующих характеру решаемой проблемы, следует уточнить саму решаемую проблему. Затем последовательно рассмотреть каждый вопрос списка, пытаясь использовать заложенную в нем информацию для решения проблемы. Все возникающие идеи и дополнительную информацию, которую необходимо привлечь к процессу поиска, необходимо фиксировать. В результате может быть получен целый спектр оригинальных решений или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений.

При этом вопрос скорее должен стимулировать мысль, чем подсказывать идею решения проблемы. Вопросы должны давать новый, неожиданный взгляд па проблему. В качестве примера может служить следующий список вопросов.

Какова основная функция объекта (процесса)?

Что представляет собой идеальный объект (процесс)?

Что будет, если убрать данный объект (не выполнять процесс)?

Какие функции выполняет данный объект (процесс), нельзя ли часть из них сократить?

Как иначе можно выполнить основную функцию объекта (процесса)?

В какой другой области наилучшим образом выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение?

Можно ли разделить объект (процесс) на части? Можно ли отделить слабое звено? Можно ли объединить несколько элементов?

Можно ли неподвижные объекты сделать подвижными и наоборот?

Нельзя ли поменять последовательность операций или исключить предварительные, подготовительные операции?

Нельзя ли использовать вредные факторы и функции?

Какие дополнительные функции может выполнять данный объект?

Где в объекте (процессе) заложены излишние запасы? Как их сократить?

В качестве системы наводящих вопросов могут служить и такие варианты: «а если заменить этот элемент другим?», «а если изменить возраст персонажа, форму объекта?», «если взять другой материал?», «а если внести изменения: сделать его больше, меньше, сильнее, слабее, тяжелее, легче и т.д. (в сочетании с чем-нибудь другим? нельзя ли перекомпановать, объединить, заменить)?», «а если сделать наоборот?» и т.п.

Например, в аэродинамической трубе не модель самолета движется со сверхзвуковой скоростью, налетая на воздух, а наоборот – воздух со сверхзвуковой скоростью устремляется на модель самолета.

Список Т. Эйлоарта (английского изобретателя) считается одним из эталонов контрольных вопросов, который рассматривается как программа поиска решения проблем методом проб и ошибок. Сам список выглядит следующим образом:

• Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.

• Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные задачи и аналогичные задачи. Выделить главные.

• Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, предложения.

• Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии.

• Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (они точнее выражают идею, чем аналогии).

• Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жидкость, твердое тело, гель, пасту и др.; тепло, магнитную энергию, свет, силу удара и т.д.; различные длины волн, поверхностные свойства и т.п.; переходные состояния: замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т.д.; эффекты Джоуля - Томпсона, Фарадея и др.

• Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.

• Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.

• Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все и каждую идею без критики.

• Попробовать «национальные» решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т.д.

• Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, пить, есть, играть в теннис, плавать в бассейне - все с ней.

• Бродить среди стимулирующей обстановки (свалка лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), просматривать журналы, комиксы.

• Составить таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т.д., разных решений проблемы или ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.

• Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.

• Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т.д.

• В воображении залезть внутрь механизма.

• Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.

• Чья это проблема? Почему его?

• Кто первый придумал это? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?

• Кто еще решил эту проблему? Чего он добился?

Контрольная таблица Алекса Осборна позволяет создать новые решения из уже имеющихся идей или подсказать, что и где именно можно изменить для того, чтобы прийти к креативному решению.

Опрос оформляется в виде таблице (см. табл. 3.3), в строках которой помещены контрольные указания и соответствующие им решения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.