Здавалка
Главная | Обратная связь

Концептуальное абстрагирование



 

Концептуальное абстрагирование представляет собой стремление изменить плоскость рассмотрения проблемы, за счет понимания ее сути на более высоком уровне абстракции. На этой основе удается последовательно разработать множество вариантов решения проблемы.

Концептуальный веер Эдварда де Боно основан на том, что последовательное абстрагирование создает своего рода веерообразную иерархическую структуру вариантов решения. Прогрессирующее абстрагирование Х. Гешка позволяют последовательно приближаться к сути проблемы или, другими словами, возвращаться в своих размышлениях «к самому началу».

Принцип работы рассматриваемых процедур прост: следует исходить из того, что «не устраивающее» решение проблемы необходимо выводить на более высокий уровень абстракции. Или необходимо понять: какая концепция стоит за этим неудачным решением?

Алгоритм, который можно повторять сколько угодно раз включает три шага.

1. Определить, о чем, по сути, идет речь.

2. Открыть новые альтернативы для своих действий.

3. Выбрать одно из решений.

В качестве иллюстрации приведем пример из книги [64]

«Вы хотите повесить доску в лекционном зале. Ваша первая мысль: надо забить в стенку гвоздь и повесить доску на него. Но есть маленькая проблема: Вы никак не можете найти молоток.

1. В чем суть вопроса?

Вы переводите свою проблему на более высокий уровень. Разумнее всего не абстрагироваться сразу слишком сильно. В нашем примере речь идет о том, чтобы найти какой-нибудь предмет, способный вбить в стенку гвоздь.

2. Какие у Вас есть альтернативы?

Исходя из этой концепции, Вам надо подумать о других возможностях ее реализации. В нашем примере Вы будете искать возможность вбить гвоздь в стенку: отрезок металлической трубы, или толстую доску, или камень подходящей формы. Или подумаете о том, можно ли просверлить нужное отверстие, чтобы засунуть в него гвоздь.

3. Какое решение выбрать?

Все варианты Вы проверяете на их приемлемость, а затем решаете в пользу одного из них. Итак, если Вам удалось найти подходящее бревно, Вы решили свою проблему.

Если ни одно из решений Вас не удовлетворяет

В этом случае надо продолжать абстрагироваться! И тогда этот четвертый шаг будет соответствовать первому, только теперь Вы будете работать на более обобщенном уровне и сможете принять во внимание еще больше возможностей.

Это последовательное абстрагирование создает веерообразную структуру возможных решений (см. рис. 3.12). Чем «выше» Вы будете продвигаться, т.е. чем более обобщенно Вы будете формулировать свою проблему, тем больше опций Вы получите на нижних уровнях. Разумеется, для этого Вам надо вывести эти опции из вышележащих концепций.

Если Вы так и не нашли подходящую замену молотку или же если Вас проинформировали о том, что Вам вообще нельзя вбивать в стену гвозди, определите следующий уровень проблемы: Вам нужны возможности закрепить доску на стене.

При помощи этой концепции Вы, быть может, придете к решениям вроде «приклеить доску» или «подвесить ее к потолку». Для найденных решений Вы снова сможете искать дальнейшие способы их реализации.

Но может выясниться, что у Вас вообще нет никакой возможности закрепить доску на стене. Опять задайте себе вопрос: о чем, собственно, идет речь? Может быть, Вы придете к решению, что доску можно установить таким образом, чтобы ее было видно всем посетителям. Тогда Вы сможете выработать новые варианты: прислонить доску, держать ее на весу, установить у входа и т.д.

На более высоком уровне Вы, возможно, отойдете от самой доски и разработаете такие опции, как работа с проекционным аппаратом, распространение тезисов в печатном виде или же проведение лекций таким образом, который позволит пренебречь дополнительной визуальной информацией.

Возможно, это слишком простой пример, но он показывает, как работает этот часто очень эффективный метод, ведь многие и многие проблемы можно решить, не продолжая, образно говоря, напряженно искать молоток, а просто рассмотрев, причем систематично, другие возможности».

 

 


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.