Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы активизации творческого мышления



Методы активизации творческого мышления. Созидание всего нового представляет собой творческий (креативный) процесс. Креативность обычно связывают с такими категориями как способность к творческой деятельности, умение нестандартно подходить к решению сложных проблем. Иногда креативность связывают со способностью человека создавать условия для проявления закона синергии в процессе решения задач. Например, истинные предприниматели умеют так соединить основные факторы производства (в классическом понимании это – труд, земля, капитал), что производительность труда повышается, неустановленное оборудование начинает работать в три смены и организация убыточная при прежнем руководителе становится прибыльной.

Выделяют пять слагаемых креативности: обработка информации; созревание идей; озарение; объединение идей в системное решение и сопровождение решения комментариями. Таким образом, креативность – это мыслительный процесс, помогающий нам генерировать идеи.

Существуют различные уровни реальной действительности, которые по своему влияют на креативность:

· «процессы в окружающей среде, которые влияют на то, «где» и «когда» может проявиться креативность;

· «что» в креативности проявляет себя в окружении через поведенческие процессы;

· поведенческие проявления и реакции основаны на том, «как» человек думает - на его внутренних картах, стратегиях и психических особенностях;

· креативное мышление подвержено влиянию и воздействию процессов, связанных с убеждениями и ценностями, которые определяют для начала, «почему» человек проявляет себя креативно;

· самореферентные процессы, связанные с восприятием того, «кем» является человек в соотношении с его собственной идентификацией и ролью, определяют то, какие типы убеждений и ценностей будут отобраны и воплощены»[57].

Первопричиной и основой творческого мышления является работа нашего мозга[58], уникальность которого заключается в том, что он развивается только в процессе своей эксплуатации.

Специалисты в области человеческого интеллекта считают, что для обеспечения творческого процесса необходимо сочетание конвергентного (логического, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного, релятивного) мышления (см. рис. 3.5). Результат такого сочетания характеристик мышления проявляется в беглости и гибкости ума, а также в оригинальности, сочетающейся с точностью суждений.

Точность проявляется, как способность придавать завершенный вид продуктам мышления. Под беглостью ума здесь понимается способность генерировать максимально большое количество идей, а гибкость представляется как способность к порождению широкого многообразия таких идей. Нестандартные решения в таких случаях, как правило, оригинальны.

Примером может служить решение Д. Хоуп о создании компании «Lunar Embassy» по продаже земельных участков на луне, а также на Марсе, Венере, Сатурне, Плутоне по 30 долларов за один акр[59] (минимальный размер продаваемой поверхности). Прочем в цену входит не только поверхность, но и все минералы и полезные ископаемые[60].

Другой подход рассматривает креативность как проявление сочетания деятельности левого и правого полушария мозга человека. Левое полушарие представляет собой основную базу данных, в которой в большей степени храниться информация об опыте человека и происходят процессы, внешне проявляющиеся как дедуктивные характеристики мышления. Правое полушарие, отвечающее за эмоциональную, образную и оперативную деятельность человеческого мозга, характеризует его деятельность с позиций индуктивных процессов мышления.

Сочетание характеристик представлено в таблице 3.2, из которой следует, что дедуктивное мышление направлено на реализацию наиболее вероятного направления решения проблемы, в то время как индуктивное мышление стремится решить проблему нелогичными методами, ориентируясь на фантастические возможности. Так, то, что казалось фантастикой в начале 20 века (например, полет человека на аппарате тяжелее воздуха), во второй его половине стало не только реальностью, но и обыденным делом благодаря активности человеческого мозга.

Таблица 3.2

Сочетание мышления двух полушарий

 

Характеристики мышления
дедуктивного индуктивного
Анализ Все допустимо и разрешено
Критика Все возможно
Практические аспекты дела Суть дела - в контексте
Функциональность - будет ли это работать? Комбинация новых элементов
«Минусы» рискованных действий «Плюсы» риска
Детали Изучение картин, звуков и движений
Логическое Эмоциональное и интуитивное
Вспомни, что «сработало» в прошлом? В будущем возможно любое развитие событий

 

Но индуктивное мышление не тождественно креативному, поскольку в нем, как отмечают специалисты, не заключена сущность последнего. Оно лишь использует приемы и техники, с помощью которых можно создать новую идею, а креативность - генерирует и реализует идеи, опирающиеся на такое свойство систем как эмерджентность. Последнее становиться возможным при сочетании дедуктивного и индуктивного способов мышления. Например, в 40-е годы двадцатого столетия у человечества уже был опыт приема и передачи информации с помощью радиоволн и опыт передачи информации с помощью проводной связи (с помощью телефона). Но в 60-е годы сочетание этих двух подсистем с образной и эмоциональной составляющей вербальной деятельности человека позволило создать нечто новое: радиотелефон.

В принятии решений важны не только творческие параметры мышления, но и характеристики аналитического, критического толка.

Если ключевой признак творческого мышления - это способность человека создавать новые сочетания идей, направленных на решение актуальных проблем, то в основе критического мышления лежит рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на осознание того, какие действия следует предпринять для такого решения проблем, которое не будет сопровождаться осложнениями и возникновением новых проблем.

Общими мыслительными процессами для всех видов творчества являются комбинирование и аналогизирование наряду с такими приемами как выявление новых связей и перенос функции одного объекта на другой. Психологами установлено, что раскрепощенное воображение[61] управляет порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций и возникновением эвристик.

Как отмечает профессор Андреева Г.М., в многочисленных экспериментах[62] установлены наиболее типичные условия применения эвристик:

1) дефицит времени для обдумывания ситуации;

2) перегруженность информацией, затрудняющая возможность ее обработки;

3) относительно невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем;

4) просто недостаточность информации для осмысленного вывода;

5) непроизвольность быстрого решения.

 

Этап 4. Генерирование альтернатив

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.