Тема: Правописание глаголов с тся, ться (IV класс, I – IV)
I. Организационный момент. -Урок русского языка, садитесь. Запишите дату, классная работа. - Отгадайте загадку: Что без меня предметы? Лишь названья, А я приду, Все в действие придет. Летит ракета, Люди строят зданья. Цветут сады. И хлеб в полях растет. (Глагол) -Мы продолжим работу с глаголами и раскроем еще одну тайну этой части речи. II. Актуализация знаний. Тот труда не боится, кто умеет трудиться. – Прочитайте предложение. – Как его можно назвать? – Да, это народная мудрость. Как вы ее понимаете? – Какая буква встречается чаще других? Напоминаю, что при написании и заглавной и строчной буквы необходимо соблюдать одинаковое расстояние между палочками. – Верхний элемент заглавной буквы параллелен линии строки. – Спишите пословицу, соблюдая правила каллиграфии. – Подчеркните глаголы. – Назовите. – Как называются глаголы: не боится и трудиться? – Как определили? Почему их так называют? III. Формулировка темы. – Что необычного заметили в этих глаголах? – Что же предстоит выяснить на уроке?
Т?СЯ (учитель прикрепляет карточку на доску) IV. Постановка проблемы. - Обратимся за помощью к словам, может быть, они нам помогут. - Умываться, причесываются, переливаются, купаться, отправляется, собираться, огорчаться, нырял, защищается. - Прочитайте. - Что общего у этих слов? - Какой лишний? Почему? - На какие группы бы разделили. Посоветуйтесь в парах - Ваше мнение? - Какая из этих классификаций поможет решить поставленную проблему? - Разобьем глаголы на две группы. В первый столбик запишите глаголы с сочетанием ться, в другой с сочетанием тся. ( Один из учеников на доске прикрепляет карточки в два столбика) – Проведем исследование, почему в одних возвратных глаголах перед ся пишется ь, а в других не пишется. – – – Работаем в четверках. V. Открытие нового знания. - Обсудим к каким выводам пришли. (По ходу обсуждения учитель фиксирует карточки на доске: ТЬСЯ ТСЯ Н.Ф. 3 ЛИЦО ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? Вывод. Итак, когда же пишется сочетание тся, а когда ться? – Проверим себя по учебнику, все ли мы сказали. – Что еще можем добавить? – Хорошо поработали, пора отдохнуть. VI. Физминутка. Рано утром на рассвете Умываются мышата И котята, и утята. Давайте же мыться, Плескаться, купаться, Нырять, кувыркаться. Всегда и везде Вечная слава воде. -Встретились ли глаголы по нашей теме? VII. Первичное закрепление. (Работа в тетради.) – Используем результаты исследования в следующем задании. Я называю глаголы, вы подбираете и записываете синонимы в возвратной форме. Не забудьте обозначить орфограммы. Хохочет (смеется), грустить (печалиться), спешат (торопятся), работают (трудятся), воевать (драться), съезжать (катиться). – Проверяем. VIII. Самостоятельная работа. – А теперь каждый проверит сам себя. У вас на столе карточки контроля. В задании под цифрой один нужно вставить подходящее по смыслу слово, под цифрой два вставьте Ь, где нужно. Желаю удачи. – Проверим. IX. Итог урока. Вернемся к пословице. Объясните, почему же в глаголе не боится нет Ь, а в глаголе трудиться есть? -Вы не испугались работы, значит умеете трудиться. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|