IV. Повторение пройденного.
1. Беседа по вопросам. – С какими видами разбора познакомились в курсе русского языка начальной школы? Где можно найти порядок разбора? Вы изучали новые понятия. Прочитайте их (возвратные глаголы, глаголы-исключения, личные окончания глаголов, спряжение, суффиксы неопределенной формы глагола; описание, повествование, предложения с прямой речью, прямая речь, склонение, падежи). Что они означают? 2. Самостоятельная работа с коллективной проверкой. Упр. 306. Прочитай текст. Какое заглавие ему подходит больше: «Летчик и штурман», «Боевой курс», «Критический момент»? Почему? Объясни. • Выпиши группами слова, в которых есть следующие орфограммы: 1) проверяемая безударная гласная в корне; 2) непроверяемая безударная гласная в корне; 3) безударная гласная в приставке; 4) безударная гласная в падежных окончаниях существительных; 5) безударная гласная в личных окончаниях глаголов; 6) безударная гласная в окончаниях прилагательных; 7) непроизносимая согласная; 8) разделительный ь. • Обозначь в словах эти орфограммы.
Но подходит критический момент, когда самолёт должен прекратить маневрирование и прямо, как по ниточке, идти на цель. Это и есть боевой курс. Перед лётчиком вдруг начинают вспыхивать лампочки – красная, зелёная, белая. Это штурман увидел цель и наводит на неё самолёт. Сам штурман в своей прозрачной кабине, как в уютной комнате, производит сложнейшие математические расчёты, для чего, как известно, нужна элементарная тишина, а не эта беспокойная обстановка. Его спокойствие и уменье определяют собой успех атаки и время пребывания на боевом курсе. (По Л. Соболеву) Упр. 307. Прочитай текст. Какова его главная мысль? Она высказана автором прямо или спрятана "между строк"? • В этом тексте встречаются пять групп однокоренных слов. Найди эти слова, выпиши их группами, выдели корень. Ветер и Солнце. Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге. – Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал, – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукав; подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу. – Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом. (К.Ушинский) – Какие синонимы и антонимы встретились в тексте? Что объединяет слова видишь и плащ? (Шипящий на конце слова.) – Почему в одном слове пишется буква Ь, а в другом не пишется? Это одна и та же орфограмма или разные? (Разные: видишь (2-е л., ед.ч.); плащ (м. р.). ). V. Итог урока. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|