Тема: «Ласточки пропали...» А. А. Фет ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
1. Работа над репродукцией картины И.И. Левитана «Золотая осень»: — Какая пора изображена на картине? — Почему ее называют золотой? Ответьте строками, взятыми из уже пройденных произведений. — Но бывает и поздняя осень, когда начинает дуть холодный ветер, срывая, опускает на землю оставшуюся листву. Везде пусто, сумрачно. Любая пора вызывает у человека особые чувства, которые композитор выражает с помощью звука, а поэт — с помощью слова. — Прочитайте про себя стихотворение А.А. Фета и ответьте на вопрос: «О какой поре осени пишет поэт?» 2. Чтение детьми стихотворения про себя. 3. Чтение стихотворения вслух по отдельным предложениям и подбор заглавия к нему. 4. Чтение стихотворения по четверостишиям про себя и составление словесных картин к каждому из них. 5. Проверка выполнения задания. Один ученик читает четверостишие, другой рисует к нему словесную картинку. Параллельно учитель задает вопросы: — Что автор пишет про листья? — Почему валится, а не падает? — Что автор пишет про ветер? — Каким словом можно его заменить ? — А как лучше, точнее — злится или дует ? — Что хочет автор показать этим словом? — Скажите, почему так жалобно курлычут журавли? 6. Чтение стихотворения про себя. — Какое настроение испытывал автор, когда писал эти строки? — Послушайте стихотворение еще раз. Какое у вас возникает настроение после его прослушивания? (Учитель выразительно читает стихотворение вслух под музыку П.И. Чайковского «Осенняя песня».) 7. Чтение стихотворения вслух по четверостишиям с передачей голосом настроения грусти, печали. 8. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
Кейс 21 Прочитайте текст и вопросы, предлагаемые к нему. Обоснуйте подобную группировку вопросов. Дополните список вопросов каждой группы в соответствии с их характером. В. Осеева ХОРОШЕЕ Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денек хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас!» А сестренка тут как тут: — Погуляй со мной, Юра! — Уходи, не мешай думать! Обиделась сестренка, отошла. А Юра думает: «Вот если бы на няню волки напали, а я бы их застрелил!» А няня тут как тут: — Убери посуду, Юрочка! — Убери сама — некогда мне! Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если бы Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!» А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!» — Пошел вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошел: — Что бы мне такое хорошее сделать? Вопросы по фактическому содержанию: — Как звали мальчика? — Какое желание у него появилось утром? — Кто первый обратился к Юре с просьбой? — О чем она попросила? — Какой вопрос задал мальчик маме? Вопросы по выяснению различных связей: — Чего захотелось Юре? — Почему у него возникло такое желание? — О чем попросила Юру сестра? — Что он ей ответил? — Как отреагировала сестренка? Почему? Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям: — О чем мечтал Юра? — Каким он хотел быть? — Был ли он на самом деле храбрым? Докажите. — Каким можно назвать мальчика? — Какие слова текста это подтверждают? Вопросы, устанавливающие ассоциации с опытом детей: — У кого из вас есть младшие братишки или сестренки? — Что хорошего для них вы делаете? — Как вы помогаете старшим в семье? Кейс 22
Прочитайте рассказ и вопросы, предлагаемые на этапе анализа этого произведения. Расставьте вопросы в правильной логической последовательности. Дополните беседу другими вопросами, которые сделали бы ее более полной и глубокой. Подумайте, формулировку каких вопросов следует изменить и почему.
Б. Житков ОБВАЛ Девочка Валя ела рыбу и вдруг подавилась косточкой. Мама закричала: — Съешь скорее корку! Но ничего не помогало. У Вали текли из глаз слезы. Она не могла говорить, а только хрипела и махала руками. Мама испугалась и побежала звать доктора. А доктор жил за сорок километров. Мама сказала ему по телефону, чтоб он скорей, скорей приезжал. Доктор сейчас же собрал свои щипчики, сел в автомобиль и поехал к Вале. Дорога шла по берегу. С одной стороны было море, а с другой стороны крутые скалы. Автомобиль мчался во весь дух. Доктор очень боялся за Валю. Вдруг впереди одна скала рассыпалась на камни и засыпала дорогу. Ехать стало нельзя. Было еще далеко. Но доктор все равно хотел идти пешком. Вдруг сзади затрубил гудок. Шофер посмотрел назад и сказал: — Погодите, доктор, помощь идет. А это спешил грузовик. Он подъехал к завалу. Из грузовика выскочили люди. Они сняли с грузовика машину-насос и резиновые трубы и провели трубу в море. Насос заработал. По трубе он сосал из моря воду, а потом гнал ее в другую трубу. Из этой трубы вода вылетала со страшной силой. Она с такой силой вылетала, что людям нельзя было удержать, так он трясся и бился. Его привинтили к железной подставке и направили воду прямо на обвал. Получилось, как будто стреляют из пушки. Вода так сильно била по обвалу, что сбивала камни иглину и уносила их в море. Весь обвал вода смыла с дороги. — Скорей, едем! — крикнул доктор шоферу. Шофер пустил машину. Доктор приехал к Вале, достал свои щипчики и вынул из горла косточку. А потом сел и рассказал Вале, как завалило дорогу и как насос гидротаран размыл обвал.
— Какими словами передает автор испуг матери? — Как отреагировал доктор? — Почему он ... ? — Как звали девочку? — Как хотела мама помочь дочке? — Где пролегла дорога? — Почему столько людей бросились на помощь девочке? — Что случилось с Валей? — Почему она ... ? — Каким способом убрали завал ? – Опишите состояние девочки. – Какими словами автор описывает трудности работы спасателей? — Что почувствовала мама? — Какое решение принял доктор? — Что преградило путь машине? — Что тогда сделала мама? — Как вы думаете, что в этот момент почувствовал доктор? — Откуда пришла помощь? — Почему он ... ? — Какими словами текста это подтверждается? — Кто принимал участие в спасении девочки? — Какие чувства вы испытывали, когда читали рассказ? — Почему ... ? Кейс 23 Познакомьтесь с работой по словесному рисованию и выскажите свое отношение. При необходимости внесите коррективы. а) Русская народная сказка «Лиса и Журавль». — Из каких двух больших картин (эпизодов) состоит сказка? — К какому из них в учебнике есть иллюстрация? — Сейчас мы с вами превратимся в волшебных художников и нарисуем без карандаша и красок иллюстрацию ко второму эпизоду. — С чего начинается сказка? — Вот эту картину мы и будем рисовать на этом листе бумаги. (На доске прикреплен чистый лист.) — Кого сначала нарисуем? Какая она? — Что изобразим возле лап лисы? Какую тарелку нарисуем? — Видно ли будет на рисунке, что в тарелке? — В какой позе стоит лиса? Что она делает? — А кого нарисуем рядом с лисой? Какой он? — Что делает журавль? — А теперь закройте глаза и повторите «волшебные» слова, с помощью которых мы описали содержание картинки. (Снимается чистый лист бумаги, под ним оказывается графическая картинка, аналогичная «нарисованной» словесно.) б) Стихотворение С.А. Есенина «Береза». — «Нарисуем» картинку к этому стихотворению с помощью слов. Представьте, что мы рисуем на этом листе. Что у нас будет главным? — Значит, ее мы нарисуем на переднем плане. Кто покажет где? — Где растет береза? — Как об этом сказал поэт? — Вот здесь мы нарисуем березку, а где нарисуем дом? — Береза большая или маленькая, высокая или низкая? — С чего начнем рисовать березу? Какой ствол? А какие ветви у березы? — А теперь нарисуем двор и дом. Дом нарисуем городской или деревенский? Высокий или низкий? (Соотношение размеров дома и березки показывается указкой на листе.) — Из чего построен дом? Какая у него крыша? — Что еще можно нарисовать рядом с деревенским домом? (Дрова, сено, забор.) — А теперь закройте глаза и представьте картинку целиком. (Заменяя чистый лист бумаги контурным рисунком, учитель говорит: «Во дворе деревенского дома стоит березка. Ветви ее тонкие, раскидистые. За березой — домик с красивыми резными ставнями. Рядом с домом — поленница дров и сено».) — Откройте глаза. Такую вы представили картину? А теперь давайте раскрасим ее. — Начнем с березы. Какого цвета ее ствол? Какие ветви? Как об этом сказано поэтом? — На крыше лежит снег. Какого он цвета? А где еще лежит снег? — Какого цвета небо? — Закройте глаза и представьте рисунок в цвете. (Учитель заменяет контурное изображение на цветное.) — Откройте глаза. Такой вы представили себе картинку?
Кейс 24 Какой из двух вариантов подготовки к драматизации сказки В. Берестова «Аист и Соловей» правильный? а) — Как вел себя Аист, когда явился к мудрецу? — Как вел себя Соловей? — Давайте разыграем сценку и покажем, как это происходило. — Кто будет мудрецом? Аистом? Соловьем? (Сказка инсценируется целиком.) б) — Чем вам нравится Соловей? — Чем неприятен Аист? — Что сказал Аист, когда вбежал к мудрецу? Как он произнес эти слова? — Кто покажет, каким был Аист, как он вбежал? — Кто еще попробует? — А как вел себя Соловей в гостях у мудреца? — Кто покажет, как он извинился за беспокойство и попросил научить его музыке? — Кто еще попробует? Кейс 25 Проведите методический анализ подготовки учащихся к чтению по ролям рассказа В.А. Осеевой «Синие листья». — Какой вы представляете себе Катю? — Какими чертами характера она обладает? Как это можно передать голосом? — Найдите слова Кати и попробуйте их прочитать. — Какой вы представляете себе Лену? Как это показать голосом? — Найдите слова, которые говорит Лена, и попробуйте их прочитать. — Как автор относится к девочкам? Прочитайте. — Какие еще действующие лица есть в этом рассказе? — Каким вы представляете себе учителя? Почему вы так считаете? Как это передать при чтении? — Найдите слова учителя и попробуйте прочитать их выразительно. — Сколько всего действующих лиц в рассказе? — Прочитайте рассказ про себя и отметьте, где чьи слова. После этого проводится чтение по ролям.
Кейс 26 Проведите методический анализ использования музыкальных произведений на уроке чтения. а) Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога». — Дети, сейчас зима. Это чудесное время года. И часто русская зима-красавица вдохновляет поэтов, художников и композиторов на создание произведений. Сейчас вы прослушаете пьесу П.И. Чайковского «На тройке». Будьте внимательны, постарайтесь услышать то, что хотел выразить композитор в музыке, увидеть дорогу, по которой едет тройка, как будто вы сами мчитесь на этой тройке. (Включается музыка.) — Понравилась пьеса? Что вы представляли, когда слушали музыку? — Так П. И. Чайковский отразил в музыке то, что увидел или пережил однажды. А вот как передал настроение от зимней дороги в своем стихотворении А.С. Пушкин. Послушайте. (Учитель читает стихотворение.) б) Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Сопоставляются два произведения П. И. Чайковского: «На тройке» и первая часть симфонии «Зимние грезы», подчеркивается разное настроение этих произведений: — Почему Чайковский написал два произведения о зимней дороге так по-разному? — Какое из этих произведений больше соответствует настроению стихотворения, которое я сейчас вам прочитаю? (Учитель читает стихотворение).
в) Стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» и С.А. Есенина «Поет зима — аукает... ». Дети характеризуют «зимние голоса» в этих стихотворениях, находят слова, передающие изменчивое звучание «песни» зимы. Дается задание подумать, какую музыку можно сочинить к этим произведениям, чем будут отличаться эти две музыкальные иллюстрации, почему?
г) В..А. Жуковский «Жаворонок». После неоднократного чтения стихотворения учащиеся слушают «Песню жаворонка» П.И. Чайковского. — О чем эта музыка «рассказывает»? — На что похожи ее звуки? — Что вы видите, когда слышите эту песню?
Кейс 27 Проведите анализ урока точки зрения требований к их структуре и организации обучения, используя следующий план: а) найдите в книге для чтения произведение, с которым работают на этом уроке. Определите место урока в ряду других по данной теме; б) подумайте, зачем изучается это произведение, с какими другими уже прочитанными текстами оно связано и как; в) прочитайте произведение и проведите его литературоведческий анализ; г) прочитайте конспект урока, обратив внимание на его тему и формулировки целей; д) оцените, как соотносятся с особенностями текста и целями урока: — план урока, — способы организации работы на этапах первичного синтеза, — логика работы на этапе анализа, — виды творческой работы с текстом на этапе вторичного синтеза. е) определите, насколько выбранные учителем приемы обеспечивают эмоциональность восприятия литературного произведения; ж) выявите, насколько сочетаются задания аналитического и синтетического характера; з) укажите, какие коррективы в данный урок внесли бы вы; Обоснуйте внесение каждого изменения. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|