Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: «Ласточки пропали...» А. А. Фет



1. Работа над репродукцией картины И.И. Левитана «Золо­тая осень»:

Какая пора изображена на картине?

Почему ее называют золотой? Ответьте строками, взяты­ми из уже пройденных произведений.

Но бывает и поздняя осень, когда начинает дуть холодный ветер, срывая, опускает на землю оставшуюся листву. Везде пу­сто, сумрачно. Любая пора вызывает у человека особые чувства, которые композитор выражает с помощью звука, а поэт — с помощью слова.

— Прочитайте про себя стихотворение А.А. Фета и ответь­те на вопрос: «О какой поре осени пишет поэт?»

2. Чтение детьми стихотворения про себя.

3. Чтение стихотворения вслух по отдельным предложени­ям и подбор заглавия к нему.

4. Чтение стихотворения по четверостишиям про себя и со­ставление словесных картин к каждому из них.

5. Проверка выполнения задания. Один ученик читает чет­веростишие, другой рисует к нему словесную картинку. Па­раллельно учитель задает вопросы:

Что автор пишет про листья?

Почему валится, а не падает?

Что автор пишет про ветер?

— Каким словом можно его заменить ?

— А как лучше, точнее злится или дует ?

Что хочет автор показать этим словом?

— Скажите, почему так жалобно курлычут журавли?

6. Чтение стихотворения про себя.

Какое настроение испытывал автор, когда писал эти строки?

— Послушайте стихотворение еще раз. Какое у вас возника­ет настроение после его прослушивания? (Учитель выразитель­но читает стихотворение вслух под музыку П.И. Чайковско­го «Осенняя песня».)

7. Чтение стихотворения вслух по четверостишиям с пере­дачей голосом настроения грусти, печали.

8. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

 

Кейс 21

Прочитайте текст и вопросы, предлагаемые к нему. Обоснуйте подобную группировку вопросов. Дополните список вопросов каждой группы в соответствии с их характером.

В. Осеева

ХОРОШЕЕ

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денек хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас!»

А сестренка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестренка, отошла.

А Юра думает: «Вот если бы на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка!

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня.

А Юра опять думает: «Вот если бы Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

— Пошел вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.

А Юра к маме пошел:

— Что бы мне такое хорошее сделать?

Вопросы по фактическому содержанию:

— Как звали мальчика?

— Какое желание у него появилось утром?

— Кто первый обратился к Юре с просьбой?

О чем она попросила?

Какой вопрос задал мальчик маме?

Вопросы по выяснению различных связей:

— Чего захотелось Юре?

— Почему у него возникло такое желание?

О чем попросила Юру сестра?

— Что он ей ответил?

Как отреагировала сестренка? Почему?

Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям:

О чем мечтал Юра?

— Каким он хотел быть?

Был ли он на самом деле храбрым? Докажите.

— Каким можно назвать мальчика?

— Какие слова текста это подтверждают?

Вопросы, устанавливающие ассоциации с опытом детей:

У кого из вас есть младшие братишки или сестренки?

— Что хорошего для них вы делаете?

— Как вы помогаете старшим в семье?

Кейс 22

 

Прочитайте рассказ и вопросы, предлагаемые на этапе анализа этого произведения. Расставьте вопросы в правильной логической последовательности. Дополните беседу другими вопросами, которые сделали бы ее бо­лее полной и глубокой. Подумайте, формулировку каких вопросов следует изменить и почему.

 

Б. Житков

ОБВАЛ

Девочка Валя ела рыбу и вдруг подавилась косточкой. Мама

закричала:

— Съешь скорее корку!

Но ничего не помогало. У Вали текли из глаз слезы. Она не могла говорить, а только хрипела и махала руками. Мама испуга­лась и побежала звать доктора. А доктор жил за сорок километров. Мама сказала ему по телефону, чтоб он скорей, скорей приезжал.

Доктор сейчас же собрал свои щипчики, сел в автомобиль и поехал к Вале. Дорога шла по берегу. С одной стороны было море, а с другой стороны крутые скалы. Автомобиль мчался во весь дух. Доктор очень боялся за Валю.

Вдруг впереди одна скала рассыпалась на камни и засыпала дорогу. Ехать стало нельзя.

Было еще далеко. Но доктор все равно хотел идти пешком. Вдруг сзади затрубил гудок. Шофер посмотрел назад и сказал:

— Погодите, доктор, помощь идет.

А это спешил грузовик. Он подъехал к завалу. Из грузовика выскочили люди. Они сняли с грузовика машину-насос и резино­вые трубы и провели трубу в море.

Насос заработал. По трубе он сосал из моря воду, а потом гнал ее в другую трубу. Из этой трубы вода вылетала со страшной си­лой. Она с такой силой вылетала, что людям нельзя было удер­жать, так он трясся и бился. Его привинтили к железной подстав­ке и направили воду прямо на обвал. Получилось, как будто стре­ляют из пушки. Вода так сильно била по обвалу, что сбивала камни иглину и уносила их в море. Весь обвал вода смыла с дороги.

— Скорей, едем! — крикнул доктор шоферу. Шофер пустил машину.

Доктор приехал к Вале, достал свои щипчики и вынул из горла косточку. А потом сел и рассказал Вале, как завалило дорогу и как насос гидротаран размыл обвал.

 

Какими словами передает автор испуг матери?

— Как отреагировал доктор?

Почему он ... ?

Как звали девочку?

— Как хотела мама помочь дочке?

Где пролегла дорога?

— Почему столько людей бросились на помощь девочке?

Что случилось с Валей?

Почему она ... ?

Каким способом убрали завал ?

– Опишите состояние девочки.

Какими словами автор описывает трудности работы спасателей?

Что почувствовала мама?

— Какое решение принял доктор?

Что преградило путь машине?

— Что тогда сделала мама?

Как вы думаете, что в этот момент почувствовал доктор?

— Откуда пришла помощь?

— Почему он ... ?

— Какими словами текста это подтверждается?

— Кто принимал участие в спасении девочки?

— Какие чувства вы испытывали, когда читали рассказ?

Почему ... ?

Кейс 23

Познакомьтесь с работой по словесному рисованию и выскажи­те свое отношение. При необходимости внесите коррективы.

а) Русская народная сказка «Лиса и Журавль».

Из каких двух больших картин (эпизодов) состоит сказка?

— К какому из них в учебнике есть иллюстрация?

— Сейчас мы с вами превратимся в волшебных художников и на­рисуем без карандаша и красок иллюстрацию ко второму эпизоду.

С чего начинается сказка?

Вот эту картину мы и будем рисовать на этом листе бу­маги. (На доске прикреплен чистый лист.)

Кого сначала нарисуем? Какая она?

— Что изобразим возле лап лисы? Какую тарелку нарисуем?

Видно ли будет на рисунке, что в тарелке?

В какой позе стоит лиса? Что она делает?

— А кого нарисуем рядом с лисой? Какой он?

— Что делает журавль?

А теперь закройте глаза и повторите «волшебные» слова, с помощью которых мы описали содержание картинки. (Снима­ется чистый лист бумаги, под ним оказывается графическая картинка, аналогичная «нарисованной» словесно.)

б) Стихотворение С.А. Есенина «Береза».

«Нарисуем» картинку к этому стихотворению с помощью слов. Представьте, что мы рисуем на этом листе. Что у нас будет главным?

Значит, ее мы нарисуем на переднем плане. Кто покажет где?

Где растет береза?

Как об этом сказал поэт?

Вот здесь мы нарисуем березку, а где нарисуем дом?

Береза большая или маленькая, высокая или низкая?

— С чего начнем рисовать березу? Какой ствол? А какие вет­ви у березы?

— А теперь нарисуем двор и дом. Дом нарисуем городской или деревенский? Высокий или низкий? (Соотношение размеров дома и березки показывается указкой на листе.)

Из чего построен дом? Какая у него крыша?

— Что еще можно нарисовать рядом с деревенским домом? (Дро­ва, сено, забор.)

А теперь закройте глаза и представьте картинку целиком. (Заменяя чистый лист бумаги контурным рисунком, учитель говорит: «Во дворе деревенского дома стоит березка. Ветви ее тонкие, раскидистые. За березой — домик с красивыми рез­ными ставнями. Рядом с домом — поленница дров и сено».)

Откройте глаза. Такую вы представили картину? А теперь давайте раскрасим ее.

Начнем с березы. Какого цвета ее ствол? Какие ветви? Как об этом сказано поэтом?

На крыше лежит снег. Какого он цвета? А где еще лежит снег?

Какого цвета небо?

Закройте глаза и представьте рисунок в цвете. (Учитель за­меняет контурное изображение на цветное.)

— Откройте глаза. Такой вы представили себе картинку?

 

Кейс 24

Какой из двух вариантов подготовки к драматизации сказки В. Берестова «Аист и Соловей» правильный?

а) — Как вел себя Аист, когда явился к мудрецу?

Как вел себя Соловей?

Давайте разыграем сценку и покажем, как это происходило.

Кто будет мудрецом? Аистом? Соловьем? (Сказка инсцени­руется целиком.)

б) — Чем вам нравится Соловей?

— Чем неприятен Аист?

— Что сказал Аист, когда вбежал к мудрецу? Как он произнес эти слова?

— Кто покажет, каким был Аист, как он вбежал?

— Кто еще попробует?

— А как вел себя Соловей в гостях у мудреца?

— Кто покажет, как он извинился за беспокойство и попросил научить его музыке?

Кто еще попробует?

Кейс 25

Проведите методический анализ подготовки учащихся к чте­нию по ролям рассказа В.А. Осеевой «Синие листья».

Какой вы представляете себе Катю?

Какими чертами характера она обладает? Как это можно передать голосом?

— Найдите слова Кати и попробуйте их прочитать.

— Какой вы представляете себе Лену? Как это показать голосом?

— Найдите слова, которые говорит Лена, и попробуйте их про­читать.

— Как автор относится к девочкам? Прочитайте.

— Какие еще действующие лица есть в этом рассказе?

— Каким вы представляете себе учителя? Почему вы так счи­таете? Как это передать при чтении?

— Найдите слова учителя и попробуйте прочитать их вырази­тельно.

— Сколько всего действующих лиц в рассказе?

— Прочитайте рассказ про себя и отметьте, где чьи слова. После этого проводится чтение по ролям.

 

Кейс 26

Проведите методический анализ использования музыкальных произведений на уроке чтения.

а) Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Дети, сейчас зима. Это чудесное время года. И часто русская зима-красавица вдохновляет поэтов, художников и композито­ров на создание произведений. Сейчас вы прослушаете пьесу П.И. Чайковского «На тройке». Будьте внимательны, постарай­тесь услышать то, что хотел выразить композитор в музыке, увидеть дорогу, по которой едет тройка, как будто вы сами мчи­тесь на этой тройке. (Включается музыка.)

Понравилась пьеса? Что вы представляли, когда слушали му­зыку?

— Так П. И. Чайковский отразил в музыке то, что увидел или пережил однажды. А вот как передал настроение от зимней до­роги в своем стихотворении А.С. Пушкин. Послушайте. (Учи­тель читает стихотворение.)

б) Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Сопоставляются два произведения П. И. Чайковского: «На тройке» и первая часть симфонии «Зимние грезы», подчер­кивается разное настроение этих произведений:

Почему Чайковский написал два произведения о зимней до­роге так по-разному?

— Какое из этих произведений больше соответствует настро­ению стихотворения, которое я сейчас вам прочитаю? (Учитель читает стихотворение).

 

в) Стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» и С.А. Есе­нина «Поет зима — аукает... ».

Дети характеризуют «зимние голоса» в этих стихотворениях, находят слова, передающие изменчивое звучание «песни» зимы. Дается задание подумать, какую музыку можно сочи­нить к этим произведениям, чем будут отличаться эти две музыкальные иллюстрации, почему?

 

г) В..А. Жуковский «Жаворонок». После неоднократного чтения стихотворения учащиеся слушают «Песню жаворонка» П.И. Чайковского.

О чем эта музыка «рассказывает»?

— На что похожи ее звуки?

— Что вы видите, когда слышите эту песню?

 

Кейс 27

Проведите анализ урока точки зрения требований к их структуре и организации обучения, используя следующий план:

а) найдите в книге для чтения произведение, с которым работают на этом уроке. Определите место урока в ряду других по данной теме;

б) подумайте, зачем изучается это произведение, с какими другими уже прочитанными текстами оно связано и как;

в) прочитайте произведение и проведите его литературоведчес­кий анализ;

г) прочитайте конспект урока, обратив внимание на его тему и формулировки целей;

д) оцените, как соотносятся с особенностями текста и це­лями урока:

— план урока,

— способы организации работы на этапах первичного синтеза,

— логика работы на этапе анализа,

— виды творческой работы с текстом на этапе вторичного синтеза.

е) определите, насколько выбранные учителем приемы обеспе­чивают эмоциональность восприятия литературного произведения;

ж) выявите, насколько сочетаются задания аналитического и синтетического характера;

з) укажите, какие коррективы в данный урок внесли бы вы; Обоснуйте внесение каждого изменения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.