Здавалка
Главная | Обратная связь

Содержательно-интерпретационные особенности методики «Пирамида здоровья»



Известно, что простое декларирование моральных норм не приводит к их усвоению, нравственное развитие происходит только в результате работы человека над собой, т.е. в результате саморазвития. Л. Кольберг показал, что в процессе формирования моральных убеждений индивидуум последовательно проходит все более усложняющиеся стадии морального развития, при этом между типами нравственной ориентации и конкретными возрастными группами нет жесткой связи. Различие между этими уровнями определяется различиями в мотивации: избегание наказания со стороны других людей; получение поощрения со стороны других людей;


 


I

I

 


избегание неодобрения окружающих; поддержка законов и общественного порядка и беспокойство об интересах общества; завоевание уважения индивидуума или сообщества; избегание самоосуждения за ошибки. При этом человек, находящийся на верхнем уровне морального развития, ориентируется на такие категории, как справедливость, любовь, добро, совесть. Справедливость соизмеряет усилия с вознаграждением; любовь готова иногда дать больше, чем велит справедливость; совесть решает этические проблемы вне разумного обоснования, сверхразумно, интуитивно определяя, что добро, а что зло. При заполнении первых ступенек эти категории уже упоминаются, однако опора идет на существующие на низших моральных уровнях типы мотивации. Постепенно мотивация ребенка меняется, этому способствует и получение положительной обратной связи от окружающих, и переключение внимания ребенка с последствий поступка на их мотив и цель.

 

/ / Добро Зло \ \
/ / Любовь Ненависть \ \
/ / Справедли- Несправед- \ \
/ / вость ливость \ \
/ / Доброта Жестокость \ \
/ / Верность Предательство \ \
/ / Доброжелатель Конфликтност \ \
/ / ность ь \ \
/ / Милосердие Эгоизм \ \
/ / Скромность Хвастливость \ \
/ / Терпимость Раздражитель \ \
/ / Щедрость ность \ \
/ / Уважение к Жадность \ \
/ / старшим Неуважение \ \
/ / Вежливость Грубость \ >
/ Честность Лживость \
/ Аккуратность Неряшливость \
/ Трудолюбие Лень \

Образно, модель поступка представлена для ребенка в виде системы пальцев руки: мизинец - цель (что хотим сделать); безымянный - мотив (почему, зачем); средний - средства (с помощью чего); указательный - конкретные действия (что делать по порядку); большой палец - достигнутый результат (что получилось?). При этом обращается внимание ребенка на то, что и цель, и мотив, и средства, и действия, и результат должны быть "добрыми". На последних ступеньках выдвигается лозунг "то, что я делаю, должно увеличивать количество добра в мире". При этом ребенок должен уже осознавать себя частью мира, человеком, от которого зависит его существование. Чтобы мир не разрушился, надо увеличивать доброе. Необходимо также обратить внимание ребенка на то, что достигнуть "идеального поведения" невозможно, однако подчеркивать положительные изменения, сравнивая ребенка с ним же самим в прошлом, давать оценку - необходимо.

Следует отметить, что девиантное поведение может возникнуть как у человека, находящегося на низших моральных уровнях развития, когда нет сдерживающих внутренних нравственных ценностей, так и у человека, находящегося на самом высшем уровне - например, он может нарушить закон, полагая, что он несправедлив, и с точки зрения общества его поведение будет отклоняющимся от норм.

Л .'Л,


 


Рис. Пирамида Здоровья

270


271







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.