Здавалка
Главная | Обратная связь

Заметки о Православии в Чечне



Сергей Стефанов

Cирийское чудо

Эту необычную историю, происшедшую в наши дни в Сирии, я случайно узнал от Александра Логинова, пятый год подвизающегося послушником в греческом монастыре Филофей на Святой горе Афон. В этот монастырь приезжал православный медик, грек по национальности, патологоанатом, который одно время работал в созданной при ООН медицинской комиссии. Он встречался со старцами монастыря. По словам этого медика, комиссия занималась исследованием уникального случая - в буквальном смысле воскрешения человека из мертвых. После того как его убили и четвертовали, этот человек был заново сшит из расчлененного состояния на основе неких, еще не известных человечеству технологий. Первоначально обследование пострадавшего проводили в Дамаске местные врачи, а затем уже к делу подключились и военные медики США. Американская сторона в итоге сделала вывод, что происшедшее - следствие "вмешательства НЛО", и засекретила данную информацию. "А наши перекрестились и сказали: "И слава Богу!" - рассказал Александр…

История такова. Тот, о ком, собственно, идет речь, - некто Ш.Д., - был богатейшим арабским шейхом из Саудовской Аравии. И его супруга была правоверной мусульманкой из зажиточного знатного рода. Эту аравийскую семью можно было бы назвать счастливой, если бы… у них были дети. Ш.Д. очень хотел наследника. Он обращался за помощью к медикам, не раз ездил в Мекку с женой, выделял немалые деньги на строительство и восстановление мечетей, но ничто не помогало… Его клан и сложившиеся традиции все настойчивее требовали развода, однако и свою жену этот шейх любил больше всего на свете. Перспектива скорого и бесповоротного расставания с ней его ужасала.

Наконец супруги решили отправиться в свое последнее совместное путешествие в Сирию, чтобы поклониться местным мусульманским святыням. По прилете в Дамаск они взяли таксиста, который предложил повозить их несколько дней по стране. Узнав обо всем, водитель посоветовал им побывать в старинном женском монастыре под Дамаском, который называется Panaghia Saidnaya. Пусть их не смущает, что монастырь православный - там находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, к которой приходят помолиться люди самых разных конфессий и убеждений. И особенно часто Божия Матерь помогает бездетным семьям, сказал водитель. Ш.Д. попросил его отвезти в Сиднайский монастырь, пообещав в случае исполнения его молитв пожертвовать монастырю 80 тысяч долларов, а водителю - еще 20 тысяч.

Через девять месяцев у саудовской четы родился наследник. Счастливый шейх сразу же отправился в Дамаск исполнять обещанное, связался с тем самым водителем, попросил встретить его в аэропорту. Тот приехал с двумя "охранниками". По дороге в монастырь машина неожиданно свернула в безлюдное место, после чего эти трое жестоко расправились с шейхом, отрезав ему ноги, руки и голову. Деньги и драгоценности они забрали себе, а останки несчастного сложили в багажник, чтобы отвезти их в более безопасное место. Проехав несколько километров, машина внезапно заглохла. Проезжавший мимо человек предложил было свою помощь, но ему грубо отказали. Однако этот сириец почувствовал неладное и позвонил в полицию. Приехавшие стражи порядка застали врасплох трех сообщников. Но еще больший шок все испытали, после того как открыли багажник машины, - неподвижно лежавший и залитый кровью труп вдруг зашевелился, ожил и, покачиваясь, стал на ноги. Первые слова, которые он сказал, были: "Только что эта самая Panaghia закончила зашивать мне шею, вот здесь…" После этого признания водитель и его "телохранители" лишились рассудка.

Аравиец потом рассказывал, что видел все, происходившее с ним, - но как бы со стороны, отстранено. Все это время по уже установившейся привычке он молился Богородице. И по словам шейха, Божия Матерь заново "собрала" все его тело и оживила при помощи Своего Сына. В Дамаске медики подтвердили, что швы действительно были наложены совсем недавно. Причем самое удивительное, как удалось соединить заново все, вплоть до разорванных нервных окончаний и мельчайших сосудов! Узнав о случившемся, потрясенные родные и близкие этого человека обратились из мусульманства в православную веру.

…Помимо рассказа уже упомянутого нами медика, побывавшего в монастыре Филофей, весть о чуде Божией Матери в Сирии несколько месяцев назад разослал по афонским обителям старец схиархимандрит Ефрем из греческого монастыря Св.Антония Великого в Аризоне (США), ученик и сподвижник старца Иосифа Исихаста, бывший раньше игуменом монастыря Филофей. Схиархимандрит Ефрем, организовавший и окормляющий 21 православный монастырь в Северной Америке, пишет, что впервые узнал об этом от игумена Игнатия, наместника православного греческого монастыря в Вифлееме.

Вместе с тем из официальных (христианских или исламских) источников документальных подтверждений подлинности сирийского чуда пока нет. В сообщениях, оставленных на арабских интернет - форумах, дается ссылка на передачу, прошедшую по первому сирийскому телеканалу.

Сербский журналист Стефан Бранисавлевич, проживающий в столице Иордании Аммане, написал мне, что "тоже слышал о чуде в Сирии из сербских источников. В православных странах - Сербии, Болгарии, Греции, на греческом Кипре - весть об этом событии уже разошлась. А вот арабские средства массовой информации ничего не сообщают об этом, что, впрочем, неудивительно, так как данное событие не способствует укреплению веры в ислам. В передачах арабских телеканалов, в том числе саудовских и сирийских, я никогда не встречал упоминаний об этом… "

И еще. Об этом чудесном случае рассказывал известный сербский богослов, владыка Афанасий (Евтич), когда осенью прошлого года выступал перед насельниками Сретенского монастыря и на конференции "Церковь и эсхатология" в Москве. Летом 2005 года владыка Афанасий был в Сирии и слышал эту историю от тамошнего епископа.

…Добавим лишь, что в Сиднайском женском монастыре под Дамаском действительно хранится древний чудотворный образ Пресвятой Богородицы, написанный еще апостолом-евангелистом Лукой в I веке н.э. И самые разные люди по своим молитвам получают у него исцеления - это тоже документально подтверждено.

P. S.

По словам послушника Александра Логинова, греческий врач, сообщивший в доверительной беседе в монастыре эту информацию, просил не упоминать его имени, поскольку боится осложнений. В отношении дальнейшей судьбы аравийца ничего не известно. Старец отец Херувим, имевший продолжительную беседу с этим православным врачом, недавно стал отшельником - ушел из монастыря Филофей "на келию". Сейчас, правда, отец Херувим в Салониках. Александр Логинов просил его достать пакет с материалами заключения медицинской комиссии при ООН. В случае если появятся новые сведения, Александр обещал позвонить нам в редакцию…

 

http://www.trud.ru/2006/02/03/200602030180804.htm

Священник о.Артем

Заметки о Православии в Чечне

Храм Рождества Христова в станице Наурская, Чеченской республики

29.04.07.

«Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21)

С особенной ясностью понимаешь, что бежать в этой жизни никуда не нужно. Не нужно искать лёгких путей, потому как этот поиск говорит довольно красноречиво о нашей привязанности к земной жизни. В период лихолетья множество русских оставили свои поселения в Чечне, своих родных, оставили своих предков и пустились искать лучшей жизни в центральной России и на Ставрополье. Многие потом в сердцах жалели, говорили, что на новом месте они – чужие. Чужие среди своих. И это не удивительно, потому что вся жизнь русских в Чечне была связанна именно с этой кавказской землёй. Мировоззрение и духовность прочно вросли в этот невообразимо сложный кавказский мир. Конечно, где бы не находился человек, в какой бы культурной среде он не оказался – везде он сможет адаптироваться, везде сможет начать жизнь с начала: «Господня земля и исполнения ея, вселенная и вси живущие на ней». Самое главное – что Господь присутствует везде, и молитва к Нему дойдёт из любого места земли, из любого пекла и благополучия. А где Господь – там и спасение.

Теперь некоторые колеблются: а может попробовать возвратиться назад? Может тогда мы заживём как раньше? Это колебание вполне понятно, ведь каждый человек тоскует по родным местам. Но хотелось бы посмотреть вглубь вопроса, заглянуть в смысл этих колебаний. Несомненно, большую роль здесь играет поиск лучшей более комфортной и спокойной жизни, но этим не может напитаться душа человека. В какое бы идеальное место не попал человек – он всё равно будет искать большего. Именно так и произошло с Адамом и Евой в райском саду – они по нашёптываниям змея испытали неудовлетворённость даже от почти абсолютной полноты. Что же говорить о нас, бесконечно пребывающих во грехах. Значить нужно спросить себя о том, когда же мы сами наконец настроимся на то, чтобы жить тихо и мирно, на то чтобы жить духовно? Когда же мы наконец всем сердцем прочувствуем эти слова: «Царство Божие внутрь вас есть», и поймём, что где бы мы не находились, главное – не искать временного, а искать вечного.

Многие из русских остались, и по сей день заявляют, что никуда из Чечни не уедут. У всех на это разные причины: «мы столько претерпели, и теперь, когда самое страшное позади, как мы можем уехать?», «мы здесь хоть что-то имеем, а на новом месте кто нас ждёт?». Неуверенность, страх перемен, поиск награды за страдания – множество мыслей шевелится в сердце, но все они относятся лишь к внешней стороне жизни. Давайте посмотрим на эту проблему с духовной точки зрения, и зададимся вопросом: «где мы спасёмся?» И здесь речь идёт не о спасении тела, а души. Вспомним духовный закон о том, что на первое место должна быть поставлена заповедь о любви к Богу, «ищите прежде Царствия Божия и правды его, а всё остальное приложится вам», а уж после можно будет говорить и о телесном. И находим ответ, что спасение возможно и в самых тяжёлых условиях: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35-39) И для христианина не важно в каком месте он живёт, какие скорби претерпевает, потому что помнит он прежде всего о Творце, Который никогда не оставит верующих в Него, поможет, защитит и приведёт ко спасению.

В тяжёлых испытаниях, скорбях человек очищается от всего внешнего, тленного и преходящего, что крылось в его душе, казалось второй природой. Этот великий обман привязанности к материальному испаряется, когда человек оказывается пред лицом жизни и смерти. Так было и в годы лихолетья на земле кавказской, когда многие преобразились, переосмыслили свою жизнь, обрели крепкую веру. Сейчас очень важно помнить об этом.

Не всегда вижу в жизни своих соплеменников, живущих в Чечне, духовное обновление. Многое из церковного быта, традиций оказалось позабыто. Сердце зачерствело, отяжелело от злопамятности и отчаяния. А это безусловно значит, что мы надеялись больше на себя, а не на Бога. А человеческих сил никогда не хватает сполна. Стоит теперь ещё раз осмыслить свою жизнь и не искать более своего, но искать Божьего. Нужно прекратить искать личных выгод, заботиться прежде всего об исполнении заповеди любви к ближнему, ибо нет больше той любви. И пусть эта любовь осветит весь окружающий мир и преобразит души наши.

 

02.05.07.

 

Вновь на вечерней службе немного людей. Вот уже какую неделю обращаюсь к людям с амвона со словами: «сёстры-матери», хотя всё же несколько мужчин заглядывали в храм во время богослужения. У наших мужчин наверно много дел, работают без продыху, поднимают сельское хозяйство. Однако из разговора с главой администрации района узнаю, что русские мужчины показывают к жизни полное безразличие. И без того видно, что мужская половина боится, осторожничает показывать свою веру, хотя хранит её у себя внутри. Их тоже можно понять, ведь условия жизни в Чечне не самые лёгкие. Учитывая то, что чеченцы, проживающие здесь, исповедуют мусульманство, держатся друг за друга, не позволяя уклониться в сторону, всё это приводит русского человека к большой осторожности. Сам не видел, но многие люди рассказывали, как резко реагируют чеченцы на то, когда человек словом или делом исповедует веру христианскую, будь то крестное знамение или простое признание себя христианином.

Уже нескольких человек Господь сподобил отпеть. Да и крестить случалось, но гораздо меньше, чем отпевать. Продолжится ли эта тенденция дальше? На деле видно, что молодёжь стремится всеми силами уехать, и остаются только те, кто не имеет средств для переезда, не имеют родственников в других уголках земли, остаются старики, которые со своими болячками переезда просто не перенесут.

На отпевании присутствуют только женщины, мужчины же, очевидно, чтобы в глазах чеченцев не вызвать лишней неприязни, держатся в стороне словно бы печаль об утрате родственников им чужда. Так редки здесь моменты общности, и от этого чувствуешь бессилие, обескровленность, хочется растрясти своих заснувших соплеменников. При удобной возможности стараешься напомнить людям о единстве, которое заповедал нам Спаситель: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21) Напоминаешь, укоряешь, но все осторожничают, временами даже боятся. И мы, русские, выросшие в других уголках России, не вправе осуждать их, те, кто живёт в Чечне. Мы не переживали, то, что довелось пережить им, и не довелось нам страдать так, как они страдали. Внутренний мир изменился до неузнаваемости, всегда, даже при видимом благополучии, чувствуется напряжённость и готовность принять бой. Они примирились с такой жизнью, но на это ушли все силы, и теперь нужно признать, что никаких сил больше не осталось. Кончилось человеческое, и, чтобы вновь воскреснуть, нужно прибегнуть к Богу. Только в Боге черпать свою силу и решимость, только в Нём искать помощи и заступления, и Он не замедлит прийти к тому, кто признает свою немощь: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9)

 

4.05.07

 

Ты имеешь тысячи забот и дел – многое ли из этого приносит в твою жизнь покой и готовность к встрече со Христом? Добрые дела, стремления и порывы – часто они продиктованы обычными страстями, и чистый источник бывает обезображен весомой долей горечи. Может ты и делал что-то доброе, но по какой причине? По причине человеческой - чтобы люди видели, чтобы приобрести что-то для себя: внимание, признание, должность, славу. Список может быть бесконечным, и продолжить его может каждый лично из своего опыта. Но когда-нибудь этот замкнутый круг должен прерваться, и человек, остановившись, вдруг поймёт, что всё, что он делал, было ложью. Он поймёт, что делал добро, но при этом лгал себе и окружающим. Загляни в себя – всё, что ты делаешь, делается ради Христа?

В эпоху испытаний человек начинает понимать, что нужно успеть сделать что-то существенное, важное, такое, что определит его в вечности. Когда кругом война, когда нет надежды на свои силы, человек понимает, что он ничего не контролирует, и в этот момент приходит осознание существования Бога. Красота творения, всего сущего становятся так ощутимы. На порядок выше всего этого стоит человек, но он непреодолимо погряз в том, что сотворил для себя. Как низко он летает и как слаб он разумом, что не может понять своего предназначения. Что ещё должно случиться с тобой, чтобы ты наконец прозрел и обратился к своему Творцу?

Каждый Божий день вглядываюсь в людей станицы Наурской. Бывают такие дни, когда вовсе не вижу ни одного человека из местного населения, так как просто никто не приходит. Сегодня видел только двоих, да и те были приезжие, военные из комендатуры, которые пришли, чтобы разрешить вопрос о снятии сглаза. Я и этому был чрезвычайно рад. Только вот говорил я с ними, наверно, слишком «заумно», так как уединение запечатлело в душе особое настроение. Была раньше привычка – куда-то бежать, спешить делать добрые и не только добрые дела. Но теперь бежать некуда и не к кому, только к Богу. Мне кажется, многие в Чечне теперь понимают это тем или иным образом, и стремятся изменить свою жизнь согласно с Божьей волей. Помоги им в этом Господь!

 

5.05.07

 

Две очень тяжёлые склонности есть в человеке: искать виноватых и оправдывать себя. Многие наши поступки определяются влиянием именно этих страстей. Что же кроется внутри этих, на первый взгляд не примечательных устремлений, что они собой представляют? Можно задаться вопросом - что овладевает человеком в разные моменты его жизни, и попытаться проследить ход его мыслей.

Я оправдываю себя, потому что считаю, что не могу ошибаться по целой массе причин. Я стою за справедливость, даже если она касается только меня, и защищает только мои интересы. Обязательно в любом несчастье должны быть виноватые, но это не могу быть я, потому что за скорби, которые я перенёс, я достоин награды. Мне просто нужно найти виноватых во всех несчастьях, переложить всю тяжесть вины на них, всю тяжесть переживаний, поисков смысла и труды по раскаянию. Сам же я буду принимать образ пострадавшего, буду ждать, когда же наконец моя уязвлённая суверенность будет удовлетворена.

И так бывает с нами довольно часто, но верующий человек разглядит в этом массиве мыслей движение пагубных страстей: тщеславия, самолюбия, осуждения. А кто-то примет их как должное и буде всю жизнь питаться ими, оберегая их как самого себя, будет с каждым днём всё более озлобляться и разрываться от гнева. Но «блаженны нищие духом». В этой заповеди блаженства как раз и говорится о самой первой ступеньке, на которую должен ступить человек по пути в Царство Божие. «Нищий духом» - это противоположность того человека, который сваливает всю вину на другого, который не желает ущемлять себя раскаянием или, иначе говоря, который защищает своё богатство. Его богатство – это мнимый комфорт, получаемый от отсутствия «негативных», как он думает, переживаний от тягостного чувства вины. Принять на себя нищету духовную – это не значит пассивно признать своё поражение, а это значит: положить начало адекватному взгляду на окружающий мир. Каждый желает чувствовать себя центром вселенной, копит всю жизнь осознание того, что всё мироздание ему многим обязано, но тем самым он выстраивает лишь собственный мир и не видит Мира.

Услышал сегодня вести из стан. Ассиновской. Говорят, что из храма сделали туалет. В том месте, где располагался алтарь, написали бранные слова в адрес русских. Подростки ради развлечения кидаются камнями в здание храма. Сам храм давно имеет шаткий потолок, который вот-вот рухнут, так как балки, на которых он держится сильно обгорели после пожара, который произошёл после обстрела. Отряд боевиков, выезжая из станицы, прощальным залпом заклеймили православный храм из всех орудий. Но эти вести меня встревожили не так сильно, как вести о том, что наши, оставшиеся в станице русские (их около 40-ка человек, все старушки), одержимы страхом. Чеченское руководство станицы просило их о том, чтобы они помогли при уборке территории храма, но безрезультатно. Им также пытались вручить ключи от храма, чтобы они могли в свободное время приходить и молиться, но никто не решился их взять. И здесь видится не потеря веры, а страх, который не перестаёт действовать в их жизни не на минуту. Кто-то, возможно, скажет, что нужно быть сильными духом, но не нам, жителям другой России, судить этих старушек, ведь мы не испытали того, что испытали и видели они. В очередной раз боль пронзает сердце от невозможности хоть чем-то им помочь. Мы понимаем их и сопереживаем всей душой, но что мы можем сделать?

Храм стоит в заброшенном состоянии, люди без конца обвиняют всё и вся в своих несчастьях. Никто не делает резких движений. Недавно, неподалёку от Ассиновской – в станице Надтеречная, мечеть подверглась разграблению. И у мусульман не всё ладно, так как совершенно точно, что кражу совершили чеченцы, ведь в станице не проживает ни одного русского. Мы так до конца жизни и будем искать виноватых в наших несчастьях, если, наконец, не поймём одного – весь род человеческий наследовал удобопреклонность ко греху. Люди «развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13:1-3). Начинать надо не с поиска виноватых, они всё равно найдутся рано или поздно, а с молитвы к Богу. С признания собственной немощи, что без помощи Божией мы не справимся. Молитва – это начало всякого дела. И просить надо, чтобы поступать правильно на всех путях жизни нашей, ведь без этой самой правильности, без жизни по воле Божьей, мы с лёгкостью можем даже самое доброе дело сделать ужасным преступлением. И как же не хватало и до сих пор не хватает нам того состояния духа, в котором пребывали первые христиане, терпевшие ещё более жесточайшие мучения: «Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия» (2Кор. 8:1).

 

8.05.07.

 

Своим чередом прошло приходское собрание. Неожиданным оказалось присутствие такого количества людей, половину из которых довелось увидеть впервые. Действительно, иногда человеку проще начать вхождение в Церковь с какого-нибудь общего дела, присмотреться друг к другу, просто помолчать, составить единство, хотя бы такое, пока ещё очень непрочное. Все мы тихо осознавали, что быть едиными сейчас важнее всего. В этом единстве должны найтись ответы на вопросы: какими традициями нам жить, как духовно и культурно проявить себя русскому человеку. И самый важный – давно потерянный в скорбях вопрос: кто такой есть русский человек, и какими признаками он обладает?

Как важно было бы осознать, что вера наша – единственный критерий, который делает нас русскими. Русский – это состояние духа и веры. Понимая все это, многие народы добровольно входили в состав Российской империи. До крещения Руси русских как единого народа не существовало вообще. Из этнически различных племен, таких как тюркские берендеи, финно-угорская чудь и славянских, образовался, в результате крещения Руси, единый русский православный народ. И там, где мы потеряли благочестие, православную веру, мы не имеем никакого права называться русскими, потому что ничего русского, кроме православной веры мы не имеем.

Может быть, мы осознаем это, а пока у каждого уже готов запас оправданий, почему он не проявляет делами свою веру и не приходит в храм на общую молитву. В основном употреблялся приготовленный для этого аргумент: давно не было священника. Потом следовали другие причины: мы не знаем, как вести себя в храме; мы боимся пострадать от мусульман, проявляя свою веру; у нас нет денег на свечки. Можно было бы пуститься в долгие нравоучительные объяснения, что все эти причины не определяют степень веры, но жизнь – сложная штука, и возражать в этот момент не хотелось. Хорош для нас пример апостольской молитвы: «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру» (Лк. 17:5). Здесь видно осознание того, что человек своими силами не «выжмет» из себя веры, потому что этот великий дар зависит только от Бога.

Действительно, традиции церковной жизни в станице были давно забыты, что стало понятным с самого первого дня моего присутствия здесь. Позабыли люди, что такое Литургия, Причастие, что такое просфора, многие самые обычные вещи мы разбирали с самого начала. И всегда в их глазах была всё та же осторожность. Чувствовалось, что они привыкли жить и выживать личной борьбой, чувствовалось затаённое размышление о том, что действительно ощутимого может принести жизнь в общине. «Что мы приобретём?» - когда же эти слова наконец умолкнут, и потребительский подход к жизни сойдёт со своего главенствующего положения, которое ныне занимает?

 

9.05.07

 

День победы сегодня в станице прошёл спокойно. Хотя здесь было бы точнее употребить другое слово – «осторожно». Небольшое шествие людей по станице, никакого участия военных, никаких традиционных выстрелов в небо в память об ушедших фронтовиках. Выстрелы здесь более не уместны, так как уже понастреляли на сотню лет вперёд, и миру теперь рады больше, чем всякому другому благу, существующему на земле. Панихида прошла неторопливо, с вдумчивой молитвой, которая была понята и прочувствованна каждым, только вот молились христиане больше всего не о тех, кто погиб в Великой Отечественной, а о тех, кто так неожиданно погиб на чеченской войне. «Упокой, Господи, убиенных воинов» - звучало в памяти и отзывалось множеством воспоминаний о том, что происходило так недавно, что всё ещё происходит в сердцах испытавших скорби людей.

И в этой скорби русские готовы оставаться на этой земле, потому что здесь их дом. Здесь были построены совершенно особые отношения между чеченцами и русскими, и вне этих отношений возникает чувство оставлености, брошености. В других регионах Российской Федерации жизнь протекает совершенно под другим углом, где к чужим относятся равнодушно и пренебрежительно. Именно этого боятся русские, проживающие в Чечне, они говорят, что у них в России нет родных, и подразумевают под этим, что никто их не ждёт. Родня – понятие широкое и включает в себя родство кровное, родство дружеское и духовное. Какое из них крепче? Кровный родственник может не иметь с тобой дружбы и не быть единоверцем. Друг может быть у человека за всю жизнь только один или максимум два, а часто – ни одного. Духовный брат – обязан быть тебе как кровный родственник и обязан быть другом. Ясно, что родство по вере занимает важное значение в жизни людей, и часто только на него можно опереться. Русский человек проблему разобщённости прочувствовал на собственном опыте во времена безбожной власти, когда никого из окружающих не мог назвать братом по вере. Были только родные и близкие, отделённые друг от друга огромной пропастью. Какие страшные последствия принесло это время и отразилось, прежде всего, на семье. Семья строилась не на твёрдом основании, которое есть Христос, а на песке нестойких человеческих отношений, надежд и обещаний, что принесло тот разлад, который мы имеет теперь в России. Но я говорю не о всех вообще, не всё так плохо, как может показаться. Наши несчастья преодолеваются во Христе. Всё разрушенное добро может быть восстановлено, когда человек начнёт жить согласно с волей Божьей. Внутри Церкви, внутри общества верующих во Христа, эти нестроения могут быть преодолены и ныне преодолеваются, что явственно видно в жизни некоторых приходских общин, которые мне довелось встречать. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10:17). Именно поэтому стараюсь объяснить русским, что их единственный шанс найти единство и поддержку – приобрести единство во Христе.

При всех этих мыслях так и не попал сегодня к вечному огню, установленному на братской могиле павших воинов. По церковной традиции полагалось служить там панихиду, но меня остановили и осторожно объяснили, что лучше сегодня не высовываться, так как День Победы для чеченцев особый. 9-го мая было совершено покушение на бывшего президента Чечни – Ахмата Кадырова, и всё внимание чеченцев было сосредоточено на этом событии, что вызывало у них скорее скорбь и желание почтить память умершего молчанием и сдержанностью, чем радостью и парадами. Именно поэтому атмосфера была «осторожной». На местном телеканале сегодня крутили одни только песни о любви и патриотизме.

Юрий Максимов







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.