Здавалка
Главная | Обратная связь

Стрессы публичного выступления и их преодоление



 

Каждому артисту, имеющему дело с публичными выступлениями, знакомо чувство сценического волнения, возникающее иногда задолго до выступления. Особенно это касается начинающих артистов. Вот как Шаляпин описывает свои первые выступления, когда он пел в хоре: «… каждый раз, когда наступал момент петь., сердце как-то обрывалось и опускалось ниже своего места от неодолимого страха. страх отнимал у меня голос и заставлял иногда делать ошибки, хотя у меня был слух и музыку я постигал быстро. В такие минуты я с ужасом замечал оскаленные на меня глаза регента, и в следующий раз- у меня соло отнимали…

- Осрамился опять! – думал я. И от этого посрамления я всё больше я всё больше и больше приобретал страх, долго меня не покидавший.»[146] Шаляпин Ф. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. М., 2005. с.35. ) Однажды Шаляпину поручили роль жандарма в какоё-то французской комедии. «От моего страх, - с юмором воспоминал Шаляпин, - я так растерялся, что, будучи вытолкнут на сцену, не произнес ни одного слова. На меня нашёл столбняк. Помню только, что если на сцену меня вытолкнули сравнительно деликатно, то со сцены вытолкнули уже без всякой деликатности». ( Там же).

Отсутствие самообладания и потеря контроля над своими чувствами вредило и многим другим начинающим исполнителям в начале их творческого пути. При этом неизбежны нарушения в технической стороне исполнения, что проявляется в завышенных темпах исполнения, срыве голоса, нечеткой дикции, физической скованности, забывании текста, плохой интонации и фальшивых нотах. Неуспех надо уметь анализировать и мобилизовывать свои силы на победу. Тот же Шаляпин благодарил Бога за свои первые неуспехи. Потому что они отрезвили его один раз на всю жизнь. Они вышибли из него самоуверенность, которую в нем усердно поддерживали домашние и поклонники. Как пуганая ворона боится куста, так и Шаляпин стал бояться в совей работе беззаботной торопливости и легкомысленной поспешности.

***

Желание красоваться на публике и получать от этого удовольствие проистекает от демонстративной акцентуации личности артиста, о которой писал К. Леонгард. В этом случае выступающий артист не испытывает волнения-паники, но скорее - эмоциональный подъем, боевой настрой на победу в зрительских и слушательских симпатиях. Последнее больше относится к музыкантам и актерам экстравертного плана. Поэтому для них публичное выступление не является большой проблемой. В противоположность им актеры и музыканты интровертного плана в публичном выступлении испытывают большие трудности.

Волнение-паника или волнение-подъём как у обычного человека, так и у артиста имеют свои физиологические причины.

В 1960 году шведский ученый Франкенхойзер обнаружил, что у одних людей в сложных ситуациях в кровь выделяется норадреналин, а у других адреналин. В 60-е годы американский физиолог Гудол установил, что надпочечники кроликов вырабатывают главным образом адреналин, а надпочечники львов - только норадреналин. Гормональные исследования обезьян-вожаков показало преобладание в их крови норадреналина, а у стоящих на нижних ступенях иерархии - адреналина. Схожая ситуация была обнаружена у кошек и у бойцовых петухов. После драки у агрессивных животных в крови преобладает норадреналин, а у их жертв - адреналин. Введение пострадавшим животным инъекции норадреналина делало их более агрессивными и они могли бороться за более высокое место в иерархии. Когда норадреналин заканчивался, всё возвращалось на прежнее место.

После этих сообщений в печати с легкой руки журналистов стало появляться множество сообщений о разделении людей на “львов и "кроликов". Норадреналин заставляет людей в гневе краснеть, адреналин заставляет их в страхе бледнеть.

Был выявлен и смешанный тип реагирования, когда и в покое, и в состоянии стресса в крови в избытке были оба указанных вещества. Поведение таких людей отличалось повышенной эмоциональностью. Вполне вероятно, что люди такого типа склонны к артистической деятельности.

Поэтому вполне понятна причина сценического волнения. Тревожность и страх перед выступлением связаны с выделением в кровь адреналина, а боевой настрой – с выделением норадреналина.

Зависит волнение и от общей тревожности человека. Психологи разделяют тревогу на два вида - на ситуативную и личностную.

Ситуативная тревога быстро уходит, когда трудный этап пройден, например, сдан экзамен. Личностная тревога связана с повышенным уровнем нейротизма, с психо-эмоциональной неустойчивостью. Она присутствует в человеке постоянно и никуда не уходит даже после успешного завершения трудной ситуации. Больше всего подвержены страху публичного выступления лица именно с подобной внутриличностной тревожностью, у которых волнение при неблагоприятных условиях перерастает все мыслимые границы нормы, превращается в панику и ведет к провальному выступлению.

Выполнение работы в ситуации эмоционального напряжения психологи описывают при помощи закона “Йеркса-Додсона”. Согласно этому закону психоэмоцональное возбуждение увеличивает точность выполнения работы до некоторого предела. Переход этого предела, слишком высокий уровень эмоционального возбуждения негативно сказывается на качестве исполнения.

Качество исполнения

 


 

Уровень возбуждения

Положительно на качество выступления влияют:

 

1. Отсутствие внутриличностной тревожности.

2.Хороший уровень подготовленности и общего профессионального мастерства. Обладание запасом его прочности.

3.Экстравертированность личности и демонстративная акцентуация.

4.Высокая самооценка, общая психологическая устойчивость, низкий уровень нейротизма, уверенность в своих силах.

5.Хорошее физическое самочувствие.

6.Адекватный уровень активации, умение легко переносить груз ответственности. Ответственность всегда вызывает у большинства людей определенный уровень тревоги. Превышение оптимального уровня активации, то есть, ситуация сверхответственного выступления, например, при прослушивании на конкурсах и смотрах, может вести к снижению качества исполнения.

Негативно влияют на качество исполнения:

 

1. Наличие внутриличностной тревожности;

2. Слишком сложная программа и отсутствие запаса прочности со стороны профессионального мастерства;

3. Ситуация сверхответственного выступления.

4. Интровертированость и общая тенденция добиваться хорошего результата в изоляции.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.