Тема 4. Место и роль долга в социальной работе
Цель семинара: содействовать становлению целостных представлений о месте и роли долга в социальной работе, формированию компетенций бакалавра, связанных с соблюдением деонтологических требований в процессе осуществления профессиональной деятельности. План занятия: 1.Социальная работа как опредмечивание социального долга. 2.Смысл и содержание профессионального долга социального работника. 3.Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством. 4.Долг и ответственность социального работника перед профессией. 5. Долг и ответственность социального работника перед коллегами. 6. Долг и ответственность социального работника перед самим собой. 7.Долг и ответственность руководства социальной службы. Объем аудиторных часов, отводимых для освоения материала, обсуждаемого на семинарском/практическом занятии составляет 4 часа. Список практических заданий: 1. Подготовить доклад с презентацией по одной из тем: Деонтологический компонент подготовки и переподготовки специалистов для социальных служб. Проблемы деонтологии и развития социального обслуживания в России. Преодоление нарушений профессиональных норм поведения, злоупотреблений доверием. Проблемы управления социальным обслуживанием населения и моральные конфликты Преодоление противоречий между законами и этическими принципами. Сущность и механизмы деонтологической и деонтической детерминации поведения и действий. Деонтологический потенциал социальной службы (на конкретном примере) и его роль в повышении эффективности социальной работы. Возможные формы вреда, нанесенные социальным работником клиенту. Единство и противоречия долженствования социального работника. Профессиональное мастерство социального работника. Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника на разных уровнях. Процесс профессионального развития. Единство и противоречия долженствования социального работника. Опасность перехода профессиональных отношений с клиентом в дружеские, личные. Долг и ответственность у социальных работников в США (по материалам национальных кодексов этики социальной работы). Долг и ответственность у социальных работников в Европейских странах (по материалам национальных кодексов этики социальной работы). 2. В письменном виде проведите сравнительный анализ зарубежного и российского этических кодексов социального работника (в Дидактических материалах представлен кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников в США).. Определите сходства и различия кодексов по следующим критериям: структура, теоретическая или практическая направленность, приоритетные виды помощи клиенту, содержание профессионального долга социального работника, требования к личности специалиста и др. С чем связаны эти особенности кодексов? 3. Если бы Вы принимали участие в разработке этического кодекса, то какие бы пункты Вы обязательно включили (дополнили, исключили)? 4. Дайте оценку эффективности применения программ обучения этике в учебных заведениях РФ для формирования комплекса этических норм и стандартов, применяемых в сфере служебных отношений. 5. Этологи на экспериментах подтвердили: «власть портит человека; абсолютная власть портит абсолютно». К каким руководителям в отечественной истории, на Ваш взгляд, это относится, прежде всего? Приведите обоснования тому, в какой мере социальные нравы позволяли смягчать или устранять последствия такого руководства? Вопросы для обсуждения: От чего зависит престиж и будущее социальной работы как профессии? В чем состоит долг социального работника перед профессией? Как социальный работник должен относиться к своему труду? Как вы понимаете положительное общественное мнение о профессии? Что такое имидж? Из чего складывается имидж социальной работы? Из чего складывается имидж социального работника? В чем состоит профессиональный долг социального работника перед коллегами и коллективом? Перечислите основные моральные нормы в отношениях социального работника с коллегами. В чем состоит долг социального работника перед клиентом? В чем состоит долг социального работника по отношению к близким своего клиента? Какова основная цель сотрудничества социального работника с социальным окружением клиента? Перечислите основные моральные нормы в отношениях социального работника с близкими клиента. В чем состоит долг социального работника перед самим собой? Согласны ли Вы, что долг перед самим собой – основание всех других видов долга социального работника? Почему? Из чего складывается авторитет социального работника?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|