Здавалка
Главная | Обратная связь

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ МАТРИЦ РАВЕНА



 

Прогрессивные Матрицы Раввна могут быть определены как "тесты наблюдательности и ясности мышления". Каждая задача на общей Шкале является "родительницей", или "источником" определенной системы мышления, а порядок, в котором эти задачи предъявляются, обеспечивает обучение данному методу работы.

 

ТРИ ФОРМЫ МАТРИЦ

Первой формой теста Прогрессивных Матриц были так называемые Стандартные серии. Они разрабатывались с целью охватить весь диапазон развития данной способности - от маленьких детей и испытуемых с интеллектуальной недостаточностью до самых успешных взрослых и престарелых. Эти серии впоследствии были расширены, чтобы обеспечить возможность более тщательного анализа способностей, относящихся к нижнему или верхнему концам диапазона. Для этой цели были созданы Цветные Прогрессивные Матрицы (ЦПМ) и Продвинутые Прогрессивные Матрицы (ППМ). Первые охватывают оценки нижнего квартиля полного диапазона способности, а вторые - верхнего. Все вместе эти тесты позволяют решить большую часть возникающих проблем.

 

Шкала Стандартных Прогрессивных Матриц разделена на пять серий по двенадцать задач в каждой. Каждая серия начинается с задачи, которая является более-менее самоочевидной, и строится так, что каждая последующая задача учитывает сделанное раньше, но с постоянно увеличивающейся сложностью.

Серия A: Использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы. Серия А - диагностирует способность к дифференциации основных элементов структуры и раскрытию связей между ними, идентификации недостающих частей фигуры и сличению ее с представленными образцами.

 

Серия В: Построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. В серии В оценивается способность к аналогии.

 

Серия C: Содержит сложные изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали, построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру. Серия С - диагностирует способность выявлять сложные изменения закономерностей непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали.

 

 

Серия D: Составлена по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия D - оценивает способность к пространственной перестановке фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям.

 

Серия Е: Наиболее сложная, основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур. Процесс решения заданий заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборке недостающей фигуры по частям. Серия Е - выявляет способность к аналитико-синтетической мыслительной деятельности.

Эта процедура предоставляет испытуемому пять возможностей, чтобы познакомится с проблемным полем и методом мышления, необходимым для решения задач. Таким образом, стандартная процедура проведения теста включает встроенную тренинг-программу и позволяет оценить способность к научению через опыт, или "потенциал обучаемости". Циклическая структура также дает возможность оценить устойчивость интеллектуальной деятельности испытуемого в ходе реализации пяти последовательных мыслительных стратегий. Длительность теста также была тщательно подобрана, так чтобы она позволяла оценить максимальные способности испытуемого к когерентному восприятию и обоснованным суждениям, но не вызывала чрезмерного утомления и не делала процедуру излишне громоздкой.

Цветные Прогрессивные Матрицы (ЦПМ),

Серия А: Обследуемый должен дополнить недостающую часть изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы:

• дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними.

• идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.

Серия АВ: Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборки недостающей фигуры (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).

Серия В: При работе с матрицами этой серии испытуемый находит аналогии между двумя парами фигур. Он раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.где дополнительная

Серия АЬ помещена между Сериями А и В, разработана для более точной оценки интеллектуальных процессов у маленьких детей, умственно отсталых людей и лиц пожилого возраста. Цветной фон матриц

привлекает внимание, вызывает спонтанный интерес к тесту и устраняет необходимость давать слишком подробные вербальные инструкции.

Успешность решения Серии А зависит от способности испытуемого дополнять непрерывные структуры, которые по мере усложнения заданий в серии изменяются сначала в одном, а потом в двух направлениях одновременно. Успешность решения Серии АЬ зависит от способности испытуемого видеть дискретные фигуры как пространственно связанное целое и выбирать фигуры, которые дополняют пространственную схему. Серия В содержит достаточное количество заданий, использующие аналогии и определяющие, способен ли человек думать таким образом. Последние несколько заданий Серии В по трудности сопоставимы с первыми задачами Серий С, D, и Е Стандартных Прогрессивных Матриц. Чтобы облегчить испытуемому переход от Цветных к Стандартным Матрицам, последние несколько заданий Серии В напечатаны в Цветном варианте точно также как и в Стандартном, т.е. черно-белыми. Таким образом испытуемый, успешно решивший эти задания, может не прерываясь перейти к выполнению заданий Серий С, D, и Е Стандартных Прогрессивных Матриц, чтобы его интеллектуальные способности можно было оценить с большей точностью. Когда возможно, результаты Серии АЬ могут быть просто опущены, а итоговый результат считается по Стандартным пяти сериям для определения процентильного уровня в соответствии с нормами для Стандартных Матриц. Обычно он согласуется с процентильным уровнем по Сериям А, АЬ и В, но по мере созревания интеллектуальной способности формировать сравнения и рассуждать по аналогии оценки СПМ становятся более надежными и психологически валидными.

В период до окончательного созревания способности формировать сравнения и рассуждать по аналогии или в случаях её нарушения ЦПМ позволяют измерить степень развития или нарушения умения испытуемого наблюдать и ясно мыслить. После того, как эта способность созреет, СПМ измеряют интеллектуальные способности испытуемого относительно других людей того же возраста.

Иногда важно оценить скорость аккуратной интеллектуальной работы испытуемого, в отличие от уровня общей его способности к упорядоченному мышлению. Поскольку СПМ организованы в пять серий, в каждой из которых простые задания постепенно сменяются всё более трудными, то скорость интеллектуальной работы испытуемого не может быть измерена количеством заданий, решенных за фиксированный промежуток времени. Использование СПМ с ограничением общего времени решения ведет к получению нестабильных и невалидных распределений оценок, поскольку некоторые люди посвящают непропорционально большое время решению последних и наиболее трудных заданий, скажем, Серии D, тогда как другие просто пропускают их и значительно повышают свои оценки за счет быстрого и правильного решения наиболее легких задач Серии Е. Эта проблема может быть снята путем ограничения времени отдельно на каждую серию теста. До недавнего времени это была стандартная процедура проведения теста ПМР в Австралии. Но эта процедура весьма обременительна, а необходимая информация может быть получена проще с помощью Серии I Продвинутых Прогрессивных Матриц.

Продвинутые Прогрессивные Матрицы (ППМ) позволяют решить следующие задачи: (i) диагностика наиболее развитой формы продуктивной способности; (и) оценка распределения тестовых баллов для верхних 25% общей популяции; (ш) более точное измерение скорости интеллектуальной работы испытуемого. Серия I включает только 12 задач. Она используется главным образом для задания проблемного поля и обучения методу работы. Но ее можно использовать и для быстрого получения индекса продуктивной способности или эффективности, проводя тестирование в условиях ограниченного или не ограниченного времени. Обычно за Серией I сразу же следует Серия II, хотя иногда испытуемым позволяют взять первую серию домой для практики за несколько дней до тестирования. Серия II включает 36 заданий, расположенных в порядке возрастания трудности. Соответственно, испытуемому не нужно пробовать решить каждую задачу прежде, чем прекратить работу. При тестировании с ограничением времени Серия II может быть использована для оценки "интеллектуальной

 

эффективности". Хотя интеллектуальная эффективность, в общем, тесно связана со способностью к дисциплинированному мышлению, но бывают и исключения, так что эти две способности не следует смешивать.

Индекс интеллектуальной эффективности особенно полезен для оценки пригодности человека к работе, требующей быстрых и точных суждений, или, что часто требуется в клинической практике, для оценки заторможенности мышления больного.

Проведенная в 1992 году Стандартизация ППМ показала, что на сегодняшний день, вследствие обсуждавшегося ранее повышения норм при смене поколений, ППМ дают отличную дифференцировку по всей взрослой популяции (а не только по верхним 20%) и такое распределение показателей, которому многие могут только позавидовать. Тем не менее, его нельзя безоговорочно рекомендовать для широкого использования. Причина такой осторожной рекомендации отчасти в том, что циклический формат СПМ предоставляет испытуемому пять возможностей понять что от него требуется, и выработать подходящий метод работы. Таким образом, если предполагается, что отдельным испытуемым пойдет на пользу практика, то следует предпочесть СПМ. Другими достоинствами СПМ являются:

-испытуемые с низкими оценками сталкиваются с меньшим числом заданий недоступного для них уровня сложности и, как следствие, получают более позитивный опыт,

- для СПМ собрано больше исследовательских данных, включая отдельные нормы для разных суб-популяций,

-поскольку тестирование проводится без ограничения времени, то такая ситуация является менее стрессовой для испытуемых.

РАЗРАБОТКА И СТРУКТУРА ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Первые серии экспериментально использовавшихся Матриц представляли собой девяти фигурные композиции, напоминавшие тестовый материал Спирмана, с той лишь разницей, что если Спирнан просил испытуемых идентифицировать правило, которое лежало в основе композиции, то в матрицах Равена задача состояла в нахождении пропущенной фигуры. Взрослые легко понимали такую задачу, даже если они не были способны ее решить. Маленькие же дети, напротив, часто не могли уяснить, что же от них требуется, даже если им объясняли суть проблемы. Когда похожие задачи были предъявлены им в виде сплошного структурированного рисунка с вырезанным фрагментом (как в Серии А), те же самые дети увидели, что же им нужно делать. Было показано, однако, что опыт работы с задачами такого типа не помогал им решать задачи, построенные на взаимосвязях между четырьмя фигурами. Хотя представлялось вполне возможным представить ход возрастного развития интеллектуальных способностей как относительно равномерный процесс, было обнаружено, что решение задач типа тех, которые включены в Серию В, нуждалось в увеличении зрелости интеллектуальной деятельности более чем на один "порядок". Также выяснилось, что опыт решения последовательности задач одного "порядка" совсем не обязательно обучает ребенка решению задач другого "порядка". Более новые и систематические исследования (Andrich, 1989; Guthke and Lehwald, 1984) подтверждают это наблюдение. Упражнение, опыт и обратная связь уменьшают обычно только те ошибки, которые сделаны до последнего правильно решенного задания.

На рисунке 07 изображена "конкретная" задача, которая встает перед каждым человеком, в буквальном или переносном смысле "пересекающим дорогу". Он может быть использован для иллюстрации решений разного "порядка", возможных на разных уровнях восприятия.

45 Сравнительное исследование детских ответов на задания такого типа показали, что выбираемое решение определяется контекстом того "проблемного поля", в котором ребенок постигает задачу (Miller and Raven, 1939).

Рисунки О8 и О9 изображают принципиально ту же самую задачу, что и рисунок О7. Разница только 8 форме представления. На рисунке О8 задача представлена в форме дискретных объектов, а на рисунке О9 - через абстрактные символы. Отличие последних от изображенного на рисунке О7 - в способах построения умозаключения, зависящих от концептуального поля, в контексте которого рассматривается проблема. Для рисунка О8 это поле задается непосредственным восприятием, а для рисунка О9 - ассоциативным воспроизведением. Чтобы как следует уразуметь задание на рисунках О8 или О9, необходимо спросить: Что представлено на рисунке? Что из этого может следовать? Какой из выводов будет правильным и почему?

Рис. О7."Конкретная" задача, требующая завершения.

Мы можем следующим образом проиллюстрировать важность проблемного поля для выбора правильного решения:

Рис. О8. Дискретные фигуры.

Рис.О9. Абстрактные символы.

Наиболее редкий способ реагирования на задачи такого типа может быть обозначен как пассивное восприятие. Он встречается только у очень маленьких или очень глупых детей и у очень старых людей. Фигуры не воспринимаются ими как какая-то проблемная ситуация. Такие испытуемые просто смотрят на то, что им предъявляют, и не понимают, что отсюда следует.

Более частым способом ответа маленьких детей или "примитивных" людей является активное повторение или воспроизведение структуры. Иногда незавершенная матрица описывается даже как "рисунок на обоях". В редких случаях повторяющаяся структура такого типа может быть ориентирована диагонально по отношению к наблюдателю, как показано на рисунке О10. Чаще же структура ориентирована горизонтально или вертикально, как на рисунке 011.

Еще более часто встречаются ответы, обнаруживающие серийные изменения в проблемном поле. Это может быть одномерное изменение, как в случае арифметической прогрессии, изображенной на рисунке О12. Однако, более типичным способом ответа, особенно у взрослых испытуемых, является тот, который производит "продуктивные" изменения проблемного поля. Такие изменения проиллюстрированы численными значениями геометрической прогрессии на рисунке О13, хотя это отнюдь не единственный способ, посредством которого такие взаимосвязи могут быть выражены в матрице.

Люди склонны думать, что если они логически обосновали одну линию рассуждения, то все другие решения кроме их собственного должны быть ошибочными. Прежде чем принять такого рода вывод, мы должны выяснить не только содержание проблемы, но кое-что и о контексте, или "поле" выделенной проблемы. Если, например, мы представляем рисунок О7 как

схему реальных автодорог и опасных участков (кружки), то логика может подсказать идеальное решение в виде "развязки типа кленового листа". Если это не практично, то "круговая" развязка может быть наилучшим возможным решением.

В тесте Прогрессивных Матриц последовательность предъявления заданий развертывает соответствующее проблемное поле постепенно и, таким образом, обеспечивает обучение данному методу работы. И сама умственная деятельность, и та ступень интеллектуальной организации, на которой находится испытуемый, одновременно определяют структурный "порядок" возникающего проблемного поля. Выбираемое решение дает представление о качестве интеллектуальной организации и, следовательно, представляет значительный психологический интерес.

В этой связи важны пространственные взаимоотношения между незавершенной матрицей и альтернативными вариантами решения, так как местоположение последних влияет на выбор испытуемого. Пилотажные исследования показали, что более удовлетворительным расположением альтернативных решений является позиция под матрицей, а не сбоку. Кроме того, Миллер и Равен (1939) пришли к выводу, что:

"Частота выбора одной из альтернатив частично зависит от ее собственной позиции, и частично - от взаимного расположения других вариантов решения. Испытуемые часто воспринимают матрицу и набор вариантов решения как целое. Внимание сосредотачивается на разрыве в матрице, который должен быть заполнен, а частота, с которой выбирается определенная альтернатива, зависит от объема уделяемого ей внимания. Было обнаружено, что испытуемые имели склонность к более внимательному изучению всех возможных вариантов решения, если заведомо ошибочные фигуры располагались на наиболее удобных для рассматривания позициях. Если знакомая фигура, повторяющая, например, часть матрицы, расположена в центре внимания, то тогда потребуется меньше усилий, чтобы изучить все варианты решения в поисках правильного ответа. Когда испытуемый имеет дело с заданиями умеренной трудности, то расположение вариантов ответа оказывает незначительное (или вовсе никакого) влияние на процент правильных ответов, но когда задачи становятся слишком трудными для него, то правильные ответы угадываются чаще, когда они расположены в наиболее выгодной позиции."

Имея в виду что контекст, или проблемное поле оказывает влияние на порядок предпочтения альтернатив ответа, уверенное умозаключение по аналогии предполагает достижение определенной степени интеллектуальной сложности, которую редко можно встретить у маленьких детей. Однако, поскольку большинство взрослых полностью полагаются именно на этот способ рассуждения, им трудно представить себе, что дети могут думать совершенно иным образом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.