Здавалка
Главная | Обратная связь

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ



СЛОВАРНЫХ ШКАЛ

Невербальные тесты часто ошибочно считают тестами интеллекта, тогда как на самом деле они измеряют только некоторые аспекты интеллектуальной деятельности. Причина использования словарных шкал совместно с Прогрессивными Матрицами состоит в том, что они дополняют друг друга. Прогрессивные Матрицы направлены главным образом на оценку продуктивной способности, а вербальные тесты измеряют репродуктивные способности, или объем эрудиции. Равен и Уолшоу (Raven and Waishaw, 1944), обосновывая применение описанных ниже словарных тестов, пишут:

"Единственным оправданием для конструирования шкал, в которых словарные тесты очень тесно завязаны с другими тестами, является то, что теоретически невозможно создать чисто продуктивный или чисто репродуктивный по своей природе тест... Тем не менее... мы можем создавать такие тесты, что для соответствующей категории испытуемых диагносцируемый процесс будет единственным процессом, лежащим вблизи границы баланса возможного и невозможного события. Также как мы в состоянии создать тесты, преимущественно продуктивные по своей природе, мы можем сконструировать и такие тесты, в которых сам ход тестирования активизирует столь простые и генерализованные продуктивные процессы, что для их успешного выполнения оказывается необходимым лишь воспоминание информации, относящейся к прошлому опыту. Поэтому исключительно полезно оказывается рассматривать результаты этих тестов отдельно от результатов тестов, в процессе решения которых значимую роль играют продуктивные способности."

Многие исследования, где применяли Прогрессивные Матрицы, дополнялись также и словарными тестами. В некоторых случаях использовалась Словарная Шкала Векслера (например, Desai, 1955; Morresey, 1974). Во многих других пользовались Словарной Шкалой Милл Хилл, несмотря на неудачу ряда тестовых агентств с продвижением этого теста на рынок за пределы Великобритании. Примерами таких исследований являются работы Frost (1963), Payne (1962), Holmes (1980), Peterson (1971).

Словарные Шкалы Равена имеют преимущество перед субшкалами других тестов в том, что они позволяют оценить широкий диапазон способности, доступны для проведения в форме открытых (свободный ответ) или закрытых (выбор ответа среди нескольких альтернатив) вопросов, в устной или письменной форме. Кроме того, форма с закрытыми вопросами может обсчитываться автоматически.

ВАРИАНТЫ СЛОВАРНЫХ ШКАЛ

Как и в случае с Прогрессивными Матрицами, существует основная версия словарного теста, на базе которого созданы и несколько дополнительных. Основная форма представляет собой версию Словарной Шкалы Милл Хилл с открытыми вопросами, состоящую из 88 слов, разделенных на два параллельных набора, в каждом из которых 44 слова упорядочены по степени нарастания трудности.

На этой основе были созданы версии для Младшего и Старшего возраста. В первой были убраны 22 наиболее трудных слова с тем, чтобы избавить детей от столкновения со слишком большим числом незнакомых им слов. Из последней были удалены 20 самых простых слов. В обеих версиях половина слов предъявляется в форме открытых вопросов, а другая половина - в виде закрытых вопросов. Выбирая, какую из половин предъявлять в форме открытых или закрытых вопросов, можно создавать параллельные формы теста. Более детально они описаны ниже.

Как уже объяснялось ранее, Цветные Прогрессивные Матрицы были разработаны на основе Стандартных Прогрессивных Матриц путем включения дополнительных простых заданий и исключением более трудных. Подобным же образом создавалась и производная версия Словарной Шкалы Милл Хилл, ныне известная как Словарная Шкала Крайтон.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.