Здавалка
Главная | Обратная связь

Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности детей 6-7 лет



Под дошкольным возрастом понимается период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка.

Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно -вначале он замедляется до 4-6 см в год, а затем на 6-7-м году жизни ускоряется до 7-10 см в год (период так называемого первого физиологического вытяжения). В этотпериод особенно важно правильное и обдуманное воздействие на ребенка, на формирование его мышечной и костной ткани методами физической культуры.

Прибавка в весе в дошкольный период также происходит неравномерно. За 4-й год ребенок прибавляет около 1,6 кг, за 5-й - около 2 кг, за 6-й -2,5 кг, т. е. в среднем 2 кг в год. [1,15]

Кожные покровы в этом возрасте все более утолщаются, становятся эластичнее, количество кровеносных сосудов в них уменьшается, кожа становится более стойкой к механическому воздействию.

К 5-6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека. Однако окостенение скелета в этом возрасте не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, что обусловливает значительную нагрузку на скелет ребенка.

В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развивается дыхательная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится все более глубоким и редким - к 7 годам частота дыханий 3-2,5 в 1 мин.

Сердечно-сосудистая система также претерпевает значительное развитие, становится более работоспособной и выносливой. Увеличивается масса сердца, сила его сокращений, оно лучше приспосабливается к физическимнагрузкам. Форма сердца и его расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Постепенно урежается пульс к 5 годам до 100 ударов в 1 минуту, к 7 до 85—90 в 1 минуту.

Следует помнить, что адаптационные (приспособительные) возможности, как органов дыхания, так и сердечно-сосудистой системы в дошкольном возрасте намного ниже, чем у взрослых. [9, 64] По данным физиологов, к 6-7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершилисвоего формирования (развитие лобных отделов мозга закапчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойст­венных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Дети легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Нервно-психическое развитие, на которое также важно ориентироваться в процессе физического воспитания и формирования здорового образа жизни дошкольника достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка значительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями; любят слушать чтение взрослых, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ; уверенно начинают держать карандаш в руках.

Уже достаточно определенно ребенок выражает различные эмоции - радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия,представления об обязанностях. [26, 18]

Учитывая вышесказанное, хочется отметить важность гармоничности психофизиологического развития дошкольника. Необходимо грамотно и пропорционально распределять не только физические, но и психические нагрузки на растущий организм ребенка, более того очень важно совмещать и грамотно использовать физические нагрузки вкупе с психологическими, т.е. совмещать физическое и психологическое развитие ребенка.

В этом возрасте особенно важно развитие и активизация познавательных и других равнонаправленных характеристик восприятия ребенком мира.

Рассмотрим особенности развития внимания у дошкольника. Под вни­манием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания.

Внимание в этом возрасте еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

Для того чтобы достигать поставленной цели, ребенку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитие произвольности - это и формирование умственных действий контроля.

Психологические исследования показали, что: максимальная длительность одной игры к шести годам возрастает до полутора часов. В тоже время установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.

Если в три года за 10 минут игры ребенок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз. [31, 114]

Большую значимость при восстановлении образов используемых па занятиях физической культурой у дошкольников имеет развитость во­ображения.

Воображение - это процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению.

Мышление это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений и т.п.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения в ходе тогоили иного спортивного занятия, когда осуществляется противоборство двух команд или отдельных их представителей.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. [30, 314]

Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе.

У дошкольников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для дошкольников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Выделяют физическую (кинетическую) память - способность организма зафиксировать с целью последующего воспроизведения ту или иную последовательность действий. Развитие кинетической памяти имеет большое значение в сфере активизации физкультурной деятельности дошкольника. [38, 221]

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны.

Анализ направлений развития факторов влияния на особенностивос­приятия дошкольниками окружающего мира, в том числе и на проводимые с ними занятия физической культурой и спортом показал важностьих учетапри организации занятий с детьми.

Принимая во внимание анатомо-физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет, можно сделатьследующие выводы:

  • нервно-психическое развитие детей данного возраста достигает значительного уровня;
  • бурно развивается мышечная система;
  • адаптационные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем еще низки;
  • заложены предпосылки для развитиясиловых способностей.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.