Здавалка
Главная | Обратная связь

Анализ содержания программ физического воспитания в детском саду



 

Очевидно, что физическое воспитание является существенным аспек­том дошкольного воспитания в целом. Двигательная активность в этот период жизни выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности ребенка (психологического, интеллекту­ального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая его для включения во все усложняющиеся системы социальных отношений.

Естественно, для того чтобы целенаправленно влиять па развитие личности ребенка посредством включения его во все усложняющиеся формы двигательной активности, нужно быть уверенным, что он обладает достаточным для этого уровнем развития физических качеств.

Исследованиями Е.А. Лимоновой установлено, что занятия в объеме программы по физической культуре направлены главным образом на освоение определенного объема двигательных навыков и не способствуют эффективному развитию основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста. [26, 49 ]

Таким образом, реальное развитие физических качествдетей оказы­вается чаще всего необоснованно занижено. В результате дети не получают необходимой физической нагрузки, которая оказывала бы существенное влияние на развитие их физических качеств и укрепление здоровья. Такой методический подход можно объяснить боязнью навредить, поскольку вопросы доступности и оптимальности параметров физической нагрузки для детей дошкольного возраста исследованы пока недостаточно.

Вместе с тем ряд исследований (В.А. Гуляйкин, 1985; Ю.И. Гончаров, 1990; A.M. Кравчук 1992) и многолетний опыт практической работыс детьми дошкольного возраста свидетельствуют о том, что возможности здорового детского организма в этом плане весьма велики.

По мнению А.Б.Лагутина (1994), работа по единой, жестко регламентированной "Программе воспитания и обучения в детском саду" неизбежно приводит к единообразию форм и методов воспитания и обучения, ограничиваетвозможности педагогического творчества, ори­ентирована на унифицированный стандартв воспитании ребенка, игнорируя индивидуальные особенности развития. [17, 20]

В связи с вышеизложенным, являются актуальными совершенство­ваниестарых и поиск новых форм, средств и методов физического вос­питания детей дошкольного возраста.

Необходимо помнить о том, что важно так организовать физическое воспитание детей дошкольного возраста, чтобы в его процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к физической активности и здоровому образу жизни.

В настоящее время предпринимаются попытки создания новых про­грамм по физическому воспитанию дошкольников. Таковой является программа «Старт». Над программой работали инструктор по физическому воспитанию московского детского сада № 2213 Л. В. Яковлева, член Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации Р. А. Юдина, а также врач-ортопед, доктор медицинских наук, заведующая детской поликлиникой Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии Л. К. Михайлова.

Из программы можно узнать много полезного для своей работы: как проводить обследование двигательной деятельности детей, как определить их спортивные интересы, как оборудовать спортивный зал, используя стандартное и нестандартное оборудование, как составить по предложенной авторами сетке занятий свою систему, исходя из условий дошкольного учреждения и т. д.

В программе представлено немало материала, который поможет инст­руктору физкультуры и воспитателю разнообразить и творчески обогатить

Физкультурно-оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста в соответствии с условиями конкретного дошкольного учреждения.

Особое внимание обращено на определение возможностей детского организма, его физических качеств, на умение владеть своим телом.

В программе«Старт»особое внимание уделяется тому, чтобы ребенок, занимаясь физическими упражнениями, спортивными и подвижными играми, познавал себя, свои возможности, способности, интересы, учился помогать самому себе в любых экстремальных ситуациях, помогал своему организму повышать сопротивляемость к различным заболеваниям.

Работа по программе «Старт» ведется уже 10 лет. Результаты показы­вают, что она дает возможность не только оздоровить детский организм, по и выработатьу детей потребность систематически и с удовольствием заниматься физкультурой и теми видами спорта, которые соответствуют его желаниям и способностям, что очень важно для поддержания здоровья на протяжении всей жизни. [ 40 ]

Наша экспериментальная методика предусматривает применение на занятиях средств разносторонней общей физической подготовки.Со­отношение времени в структуре общей физической подготовки, отведенного на развитие двигательных качеств было следующим: координация и выносливость- по 20%; гибкость и быстрота - по 10% и на развитие силовых способностей отводилось 40% времени занятия. Таким образом, мы не сужали программу, а на фоне комплексной подготовки уделяли особое внимание развитию силовых способностей (см. приложение 1).

Итак, анализ программных и методических материалов по физиче­скому воспитанию в дошкольных учреждениях и организации этого процесса на практике свидетельствует о том, что они требуют доработки в плане большей возможности педагогического творчества и учета индивидуальных особенностей детей, и приближения программ к условиям конкретного дошкольного учреждения.

Опираясь на вышеизложенное и принимая во внимание анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности детей 6-7 лет, их уровень развития силовых способностей, можно заключить, что возраст 6-7 лет является сенситивным для развития силовых способностей.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.